Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Итоги
27.09.2022 10 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №73(2570) от 27.09.2022
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как белорусский бизнес выживает и создает рабочие места

Фото: freepik.com

Одно из направлений статистики изучает деятельность предприятий в привязке к их жизненному циклу, т.е. отслеживает процессы перехода предприятий из номинального состояния в активное и, наоборот, прекращения ими своей активной деятельности. Это направление получило название бизнес-демографии. Такого рода информацию отслеживает и Белстат, ежегодно публикующий бюллетени, посвященные этому разделу статистики. Мы обратились к свежему обзору, чтобы узнать, как выживает белорусский бизнес и какие предприятия обеспечивают занятость в стране.

Темпы роста активных бизнесов: 1 предприятие на 100 существующих

В отличие от показателей количества субъектов хозяйствования, основанных на их государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности), ключевым моментом бизнес-демографии является понятие активности предприятия. Активным считается предприятие, выручка или численность работников которого превышает нулевое значение. Каждое появление такого предприятия называется «рождением», а обратный процесс называется «смертью».

По состоянию на конец 2021 г. активными считались 105,9 тыс. из 116,1 тыс. действующих коммерческих организаций. Остальные предприятия оставались неактивными из-за того, что еще не начали осуществлять деятельность или, наоборот, по тем или иным причинам перестали ее осуществлять. По сравнению с прошлым годом количество активных предприятий в стране выросло на 0,9%, однако их по-прежнему меньше, чем в 2019 г., когда активными были 106,9 тыс. организаций.

Слабые темпы роста активных организаций объясняются прежде всего низким уровнем «рождаемости», которая лишь ненамного превосходит «смертность». Количество активных предприятий особенно динамично росло до 2014 г., когда уровень «рождаемости» составлял 14,1–16,9%, однако с 2015 г. он не превышает 8,8% при уровне «смертности» 6,2–8,4%. Для сравнения: средний уровень «рождаемости» бизнеса в Европе в 2019 г. составил 10%, а наши соседи Литва, Польша и Латвия имели значения 19,4, 12,7 и 11,7% соответственно.

Вместе с тем и в Беларуси остаются виды деятельности, которые продолжают демонстрировать высокие темпы «рождаемости». Это производство продуктов питания, напитков и табачных изделий (9–12,8%), услуги по временному питанию и проживанию (11,6–15,4%), информационные технологии (11,5–­20,6%), образование (10,2–17,5%), деятельность по уходу в специализированных учреждениях и предоставление социальных услуг (15,6–32,6%).

Таким образом, бизнес-демография показывает, что темпы появления активных предприятий в Беларуси остаются невысокими. С 2014 г. численность активных предприятий колеблется в диапазоне 104,7–106,9 тыс. и никак не может выйти за его пределы. Впрочем, все может измениться в следующем году, когда вступят в силу «стимулы» по переходу индивидуальных предпринимателей в иные организационно-правовые формы бизнеса.

Уровень выживания за первые 3 года – 66%

Возрастная структура активного бизнеса в Беларуси свидетельствует о наличии некоторого «костяка» зрелых, устоявшихся компаний, к которому ежегодно присоединяются более молодые организации. Так, доля предприятий, которые осуществляют свою деятельность свыше 10 лет, составляет 44%. При этом доля относительно молодых коммерческих организаций, возраст которых не превышает 1 года, – 17,6%, а при увеличении предельного возраста до 3 лет под данный критерий попадут уже 20% предприятий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что чаще всего «умирают» именно молодые коммерческие организации. Так, если принять количество организаций, «рожденных» в 2016 г., за 100%, то через год их осталось 85,3%, через 3 года – 66%, через 5 лет – 53,1%.

Много это или мало? Если сравнить с данными по выживаемости бизнеса в европейских странах за 2019 год, мы увидим, что в среднем по Европе в первый год остается чуть больше 80% бизнесов, через 3 года – меньше 60%, через 5 лет – 43%, причем у наших ближайших соседей – Польши, Литвы и Латвии – процент выживаемости бизнеса еще ниже. Получается, что компании в Беларуси «появляются на свет» реже, однако процент их выживаемости выше. Это показатель того, что белорусский бизнес учитывает возможные риски коммерческой деятельности и имеет довольно высокий уровень адаптивности.

Необходимо отметить, что процент выживания активных предприятий может колебаться в зависимости от года получения данных (т.е. сопутствующей экономической конъюнктуры), региона, где работает предприятие, вида экономической деятельности. Например, более низкая выживаемость характерна для Витебской, Могилевской и Минской областей, высокая – в Гомельской, Брестской и Гродненской. Выше она в сельском хозяйстве и промышленности, ниже – в строительстве, оптовой и розничной торговле.

Бизнес не спешит создавать рабочие места

Несмотря на довольно большой процент «старых» предприятий, белорусский бизнес не слишком активно создает рабочие места. Большая часть активных компаний (81% от из общего количества) имеют численность штата менее 10 человек, в т.ч. 66,5%, т.е. 2/3 от общего количества, – менее 5 работников. В то же время предприятия с численностью от 50 человек не обладают значительным преимуществом – их количество составляет всего 5,6% от общего числа активных предприятий, однако они обеспечивают работой 79,4% занятых на активных предприятиях граждан.

Вывод: белорусский бизнес привык обходиться минимальным количеством наемных работников, а основным нанимателем для белорусов продолжают выступать крупные предприятия. Показатель, характеризующий среднее количество работников, приходящихся на одно «рожденное» предприятие, снижается шестой год подряд, и на конец 2021 г. его значение составило 1,3 человека. Все больше активных предприятий имеют в штате одного работника или не имеют его вообще. В 2021 г. таких активных организаций было 40,2% (в 2020 г. – 38,3%).

«Мыши» и «газели» белорусской экономики

Кроме рождения, смертности и выживаемости, а также участия активных предприятий в найме рабочей силы, бизнес-демография изучает связи между темпами роста и количеством работников. С точки зрения бизнес-демографии предприятиями с высокими темпами роста являются организации, которые на протяжении трех лет имеют среднегодовое значение прироста численности работников и (или) оборота более 20% в год. При этом минимальный размер их штатов в первый год – 10 человек.

Данные показывают, что большинство активных предприятий, демонстрирующих высокие темпы роста (51,4%), – это предприятия со штатом работников 10–49 человек. Еще 39,6% имеют численность 50–249 человек и лишь 9% – 250 человек и более. Что касается распределения по видам деятельности, отметим, что 24,9% таких предприятий приходится на сферу оптовой и розничной торговли, 21,9% – промышленности, 18,1% – информации и услуг связи, 11,2% – строительства, 7,7% – транспорта.

Наряду с компаниями с высокими темпами роста Белстат отслеживает «газелей» и «мышей». «Газели» – предприятия, работающие 4–5 лет и интенсивно растущие в последние 3 года. Если при определении предприятия с высокими темпами роста учитывается значение численности наемных работников от 5 до 10 человек в первом году периода, за который рассчитывается рост, такое предприятие является предприятием-«мышью».

Эти условные обозначения для разделения быстрорастущих компаний на разные типы предложил американский исследователь Дэвид Берч, изучавший взаимосвязь характерных особенностей предприятий с созданием рабочих мест.

В частности, «мыши» – мелкие игроки рынка, совокупный вклад которых в создание рабочих мест и итоговый ВВП невелик. Как мы видели, данные по количеству работников подтверждают это утверждение. В противоположность «мышам» «газели» отличаются устойчивостью роста и, что немаловажно, по мере роста создают новые рабочие места. Именно поэтому «газели» выступают главными генераторами экономической активности и обеспечивают рост занятости в экономике.

По данным Белстата, больше всего «газелей» приходится на первые три отрасли, которые были названы выше, где сконцентрировано почти 75% предприятий такого типа. Любопытно, что доля крупных предприятий с численностью работников свыше 250 человек среди «газелей» – 6,5%, т.е. они создают новые рабочие места с меньшими темпами в отличие от малых и средних предприятий.

***

Анализируемые результаты показывают, что 40% активных предприятий не создают рабочие места и обходятся минимальным количеством наемных работников. Основными работодателями страны остаются крупные предприятия, однако все имеет свою цену – им гораздо сложнее демонстрировать высокие темпы роста.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ставку необходимо делать на «газелей» – ту часть бизнеса, которая не только показывает высокие темпы роста, но еще и создает рабочие места. Как свидетельствуют данные, 75% таких предприятий сосредоточено в оптовой и розничной торговле, промышленности и сфере ИТ, причем по своему размеру это в основном малые и средние предприятия.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений