Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Качество услуг оценит Аудиторская палата

О подготовке, а затем общественном обсуждении законопроекта о внесении изменений в Закон от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» «ЭГ» уже рассказывала. Недавно Совмин внес в Палату представителей согласованный со всеми заинтересованными организациями документ, который депутаты планируют рассмотреть в первом чтении на осенней сессии.

Какие новации нас ожидают после принятия поправок в Закон?

Отвечая на этот вопрос, депутат Петр Вабищевич сообщил, что кор­ректировка Закона вызвана, во-пер­вых, необходимостью создать рав­ные условия для субъектов аудиторской деятельности в рамках ЕАЭС, во-вторых, часть изменений подготовлена на основе анализа правоприменительной практики.

Договор о ЕАЭС предусматривает, что входящие в него государства осуществляют выработку гармонизированных требований к проведению аудита на основе Международных стандартов аудита (МСА).

Запрос на осуществление в Беларуси аудиторской деятельности по таким стандартам существует и со стороны иностранных инвесторов, вкладывающих свой капитал в белорусскую экономику, подчеркнул П. Вабищевич.

Для создания благоприятного ин­вестклимата компаниям требуется не только бухгалтерская (финансовая) отчетность по МСФО, но и подтверждение ее достоверности в соответствии с международными нормами. Кроме того, назрела необходимость реальной интеграции белорусского аудита в мировое профессиональное сообщество.

В соответствии с законопроектом о внесении изменений и дополнений в Закон от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее – проект) действующие в республике национальные правила в этой сфере не должны противоречить МСА.

В Закон предлагается включить ст. 171 «Международные стан­дарты аудиторской деятельности», согласно которой МСА будут обязательными для применения аудиторскими организациями и аудиторами – ИП при проведении аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов хозяйствования, составленной в соответствии с МСФО.

Предусматривается создание Аудиторской палаты (АП), в состав которой войдут 3 действующих на территории Беларуси объединения юрлиц и аудиторов – ИП. Согласие руководителей и самих объединений, и крупнейших субъектов аудиторской деятельности на это имеется, сообщил депутат.

Отметим, что сегодня в Беларуси работает несколько таких общественных объединений, которые охватывают небольшое количество субъектов. Членство в них является добровольным.

ПРОЕКТОМ формулируются ос­новные положения по созданию АП, членство в которой обязательно; устанавливаются требования к ее работе.

Субъект аудиторской деятельности при вступлении в АП должен будет подписать с ней договор о соблюдении внутренних правил, принятых АП, Кодекса этики профессиональных бухгалтеров (в части аудиторской деятельности), а в случае выявления фактов их нарушения – уплачивать штрафы. Куда пойдут эти средства – определит отдельным документом Совмин, что, по мнению авторов проекта, позволит исключить заинтересованность АП в том, чтобы «стрясти» с помощью санкций побольше денег.

Могут применяться меры воздействия и в виде предупреждения, приостановления членства или даже исключения из членов. При этом ос­новные принципы внешней оценки качества работы аудиторских организаций и аудиторов – ИП поручается сформулировать Минфину.

На АП также возлагается задача обеспечивать квалифицированный диалог с госорганами, вырабатывать и продвигать консолидированную позицию субъектов рынка аудита. То есть выполнять функции саморегулируемой организации.

Минфин по результатам контрольных мероприятий сможет проводить оценку деятельности палаты, вносить в АП представления о применении к ее членам и руководству мер воздействия – например, о досрочном переизбрании ее председателя.

Заниматься аудитом смогут лишь аудиторские организации и ИП, включенные в госреестр, ведение которого (кстати, в других странах ЕАЭС они уже функционируют) возлагается на Минфин и АП.

В правительстве уверены, что такая схема регулирования с включением сведений о субъектах аудиторской деятельности в госреестр за­кроет доступ на рынок недобросовестным или не соответствующим требованиям законодательства аудиторам.

Устанавливается исчерпывающий перечень случаев аннулирования квалификационного аттестата аудитора. В Закон переносятся из Перечня грубых нарушений порядка осуществления аудиторской деятельности, утверждаемого сейчас Совмином, такие основания для аннулирования аттестата, как непредставление всей необходимой для проверки информации (документов), в т.ч. в элек­тронном виде, а также осуществление иных видов предпринимательской деятельности (т.е. кроме аудиторской и оказания профессиональных услуг).

Исключается такое основание, как систематическое (два и более раза в течение 12 месяцев подряд) нарушение требований законодательства об аудиторской деятельности. Однако, например, за несоблюдение принципа независимости или за осуществление иных видов предпринимательской деятельности квалификационный аттестат может быть аннулирован.

СОГЛАСНО дополнению ст. 6 Закона аудитор – ИП осуществляет аудиторскую деятельность и оказывает профессиональные услуги по ведению, постановке и восстановлению налогового учета, составлению налоговых деклараций (расчетов), кон­сультационных услуг по налоговым вопросам либо самостоятельно, либо с привлечением работников только по трудовым договорам.

В случае оказания услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности он должен представить в АП информацию о своей деятельности, в т.ч. о финансово-экономических показателях, для дальнейшей публикации таких сведений на сайте АП.

Вносятся дополнения в ст. 16 Закона в части расширения перечня профессиональных услуг. Аудиторские организации, аудиторы – ИП смогут осуществлять с соблюдением требований законодательства, в т.ч. установленных Указом от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» и Указом от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», судебно-­экс­пер­тную деятельность в части проведения судебной экономической экспертизы и судебной экспертизы по вопросам оценки стоимости объектов гражданских прав.

В перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, планируется включить специальные финансовые организации (СФО). Напомним, что они введены Указом Президента от 11.05.2017 № 154 «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)».

Меняется критерий для проведения обязательного аудита: если по действующему Закону он распространяется на организации с годовым объемом выручки от реализации, превышающим в эквиваленте 5 млн EUR, то в проекте предлагается другой подход: объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий отчетный год свыше 500 тыс. базовых величин (на 31 декабря предыдущего отчетного года).

В целях согласования требований Закона и Указа от 19.09.2017 № 338 «О налоговом консультировании» уточ­няется, что аудиторские организации и аудиторы – ИП оказывают профессиональные услуги, предусмотренные Законом в части услуг по ведению бухучета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, ведению, постановке и восстановлению налогового учета, составлению налоговых деклараций (расчетов), кон­суль­тационных услуг по налоговым вопросам, отнесенных в соответствии с законодательством к налоговому консультированию, без получения статуса налогового консультанта. В части иных услуг, отнесенных в соответствии с законодательством к налоговому консультированию, – с получением статуса налогового консультанта.

Законом установлен запрет для аудиторских организаций, аудиторов – ИП осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, кроме аудиторской и оказания профессиональных услуг. Согласно общегосударственному классификатору ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» деятельность в области бухучета и аудита; консультирование по налогообложению отнесены к одному классу – 6920.

Таким образом, поскольку налоговое консультирование не рассматривается как отдельный вид предпринимательской деятельности и включает в т.ч. услуги по ведению бухучета, то запрет на осуществление иных видов предпринимательской деятельности на налоговое консультирование не распространяется.

С января 2018 г. утратил силу Указ Президента от 22.06.2010 № 325 «О ведомственном контроле в Рес­публике Беларусь». В связи с этим из ст. 17 проекта исключается норма, в соответствии с которой юрлица, ак­ции (доли в уставных фондах) которых принадлежат РБ и (или) ее административно-территориальным единицам, освобождались от обязательного аудита за отчетный период, в котором была проведена проверка их финансово-хозяйственной деятельности в рамках ведомственного контроля. Однако ор­ганизации по­требкооперации по-­прежнему не будут подлежать обязательному ау­диту, если за отчетный период их проверил ведомственный конт­роль.

В ЦЕЛЯХ исключения недобросовестной конкуренции предусмотрено расширение полномочий Совмина в части установления отдельным постановлением единых требований к аудиторским организациям и аудиторам – ИП, являющимся участниками процедуры закупки аудиторских услуг за счет собственных средств.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by