Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Изменения в Законе об охране труда

Фото: savills.co.uk

В Закон от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон) внесены многочисленные изменения. Обновилась терминология, у нанимателей появились дополнительные обязанности, перераспределены функциональные и контролирующие и полномочия госорганов.   

Закон от 18.12.2019 № 274-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране труда» опубликован 27 декабря 2019 г. и вступит в силу спустя 6 месяцев.

 

Новые понятия

Статья 1 Закона дополнена новыми терминами.

Наряд-допуск на выполнение работ с повышенной опасностью – задание на подготовку и выполнение работ с повышенной опасностью установленной формы, оформленное на бумажном носителе и определяющее наименование работ, место, сроки и время их выполнения, мероприятия по подготовке к выполнению работ, безопасному выполнению работ, состав исполнителей работ,  лицо (лиц), ответственное (ответственных) за подготовку работ, лицо (лиц), ответственное (ответственных) за безопасное выполнение работ, иные требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ.

Законодательно закреплены обязательные требования к оформлению наряда-допуска, а также требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ.

До этого требования об обязательном оформлении наряда-допуска содержались в п.п. 18 – 24 Межотраслевых общих правил по охране труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.06.2003 № 70.

Система управления охраной труда – совокупность мероприятий охраны труда, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности.

Такое дополнение очень актуально, т.к. согласно п. 8 ст. 226 ТК и ч. 2 ст. 17 Закона, наниматель обязан разработать, внедрить и поддерживать функционирование системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработку и реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Сейчас определение термина детализировано. Ранее за уточнением понятия надо было обращаться к п. 4 Рекомендаций по разработке системы управления охраной труда в организации, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 15.04.2005 № 41. В нем определено, что система управления охраной труда в организации – это часть общей системы управления деятельностью организации, регламентированная законодательством в области охраны труда и направленная на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Работы с повышенной опасностью – работы, при выполнении которых на работающего могут воздействовать вредные и (или) опасные производственные факторы, для управления которыми требуется осуществить специальные организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих при выполнении этих работ.

 

Разделение полномочий госорганов

Статья 5 Закона дополнена еще одним основным направлением государственной политики в области охраны труда – внедрение систем управления охраной труда.

В соответствии с изменениями в ст. 9 Закона республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству, осуществляют, помимо прочего, разработку и обеспечение функционирования систем управления охраной труда, предусматривающих в т.ч. взаимодействие в области охраны труда с подчиненными организациями.

Из функций республиканских органов госуправления и иных госорганизаций, подчиненных Совмину, исключены:

– разработка и реализация отраслевых целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

– контроль за соответствием требованиям законодательства об охране труда деятельности, осуществляемой подчиненными организациями (ведомственный контроль).

Детализируются полномочия Минтруда и соцзащиты (дополнения в ч. 2 ст. 9 Закона).

Так, министерство устанавливает порядок:

– обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, форму журнала регистрации инструктажа по охране труда, форму личной карточки по охране труда, форму журнала регистрации вводного инструктажа по охране труда, форму удостоверения по охране труда, форму протокола проверки знаний по вопросам охраны труда, типовой перечень работ с повышенной опасностью, типовой перечень должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, типовой перечень вопросов программы вводного инструктажа по охране труда;

– разработки и принятия работодателями локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда, в виде инструкций по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг), осуществления контроля за соблюдением работниками требований по охране труда в организации и структурных подразделениях;

– обеспечения средствами индивидуальной защиты работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, примерную форму акта опытной эксплуатации СИЗ, форму личной карточки учета средств индивидуальной защиты.

Дополнены полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области охраны труда. Согласно корректировкам в ст. 10 Закона, местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют разработку территориальных систем управления охраной труда и обеспечивают их функционирование, в т.ч. взаимодействие в области охраны труда между структурными подразделениями местных исполнительных и распорядительных органов и организациями, расположенными на подведомственной им территории. 

 

Экспертиза условий труда

Закон дополнен ст. 101 «Государственная экспертиза условий труда» (аналогичная ст. 41 из Закона исключена).

В настоящее время порядок работы органов госэкспертизы условий труда установлен Положением об органах Государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 29.05.2002 № 694 и Инструкцией о порядке проведения государственной экспертизы условий труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.09.2005 № 121.

В новой статье детализируются цели проведения экспертизы – установление правильности отнесения условий труда к категории «вредные и (или) опасные условия труда» по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

В ст. 101 установлены полномочия органов экспертизы, а также порядок обжалования заключений и предписаний должностных лиц.

 

Отдельные категории работников

В соответствии с новой редакцией ч. 3 ст. 11 Закона работающий по гражданско-правовому договору в местах, предоставленных работодателем, вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы безопасные условия для выполнения работы (оказания услуги), предусмотренной гражданско-правовым договором, а также в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности. При этом работающий обязан немедленно письменно сообщить работодателю о мотивах такого отказа.

В отдельные статьи вынесены нормы об особенностях охраны труда работников-надомников (ст. 161) и охраны труда домашних работников (ст. 162).

Обязанности и права нанимателей и работников-надомников в области охраны труда определяются ст. 161 Закона и трудовым договором, если иное не предусмотрено законодательными актами. Работы, поручаемые работникам-надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям по охране труда. Прописана норма об обязанности соблюдения условий трудового договора относительно охраны труда, как нанимателем, так и работником-надомником.

Обязанности и права граждан, предоставляющих работу домашним работникам, и домашних работников в области охраны труда определяются ст. 162 Закона и трудовым договором, если иное не предусмотрено законодательными актами.

 Нанимателем для домашнего работника является гражданин, предоставляющий работу домашнему работнику. Согласно ч. 2 ст. 162 Закона граждане, предоставляющие работу домашним работникам, обязаны:

– информировать о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты;

– осуществлять обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– исполнять другие обязанности, предусмотренные в трудовом договоре.

 

Обязанности работодателя дополнены

Работодатель обязан предоставлять по запросу контролирующих (надзорных) органов информацию и (или) документы, ведение которых предусмотрено законодательством об охране труда, или сообщать об их отсутствии (дополнение в ч. 1 ст. 17 Закона).

В новой редакции ст. 25 установлен порядок обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда. Статья дополнена нормами из Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).

Так, учебно-программная документация образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательных программ переподготовки рабочих (служащих) должна предусматривать теоретическое обучение по вопросам охраны труда и производственное обучение безопасным методам и приемам работы.

Теоретическое обучение проводится в рамках учебной дисциплины «Охрана труда» и (или) соответствующих разделов специальных дисциплин в объеме не менее 10 часов.

При обучении по профессиям рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, учебная дисциплина «Охрана труда» преподается в объеме не менее 60 часов в учреждениях профессионально-технического образования и не менее 20 часов при обучении непосредственно в организации (п.п. 16, 17 и 18 Инструкции № 175).

В новой редакции ст. 25 приводится деление инструктажей по охране труда на виды.

В ст. 27 Закона закреплена обязанность нанимателя утвердить на основании типового перечня (утвержденного Минтруда и соцзащиты и Минздравом), перечни работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медосмотр либо освидетельствование работников на предмет алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

В ст. 28 Закона закреплена обязанность нанимателя не только обеспечить работников необходимыми средствами индивидуальной защиты, но и организовать должное содержание (хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию, обезвреживание) СИЗ.

В ст. 32 Закона установлен порядок обжалования потерпевшим или его уполномоченным представителем отказа работодателя в проведении расследования несчастного случая на производстве, составлении акта о несчастном случае на производстве или несоответствие изложенных в таком акте обстоятельств несчастного случая фактическим обстоятельствам.

Согласно дополнению в ст. 33 Закона за обеспечение соблюдения требований по охране труда на территории организации несет ответственность работодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся земельный участок, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, другое недвижимое имущество, расположенные на этой территории, если иное не установлено гражданско-правовым договором.

Ст. 36 Закона в новой редакции будет регулировать, в т.ч. выполнение работ с повышенной опасностью. Она дополнена ч.ч. 3 – 7, устанавливающими требования к выполнению работ с повышенной опасностью по наряду-допуску.

 

Контроль

Исключена ст. 38, устанавливающая в т.ч. осуществление ведомственного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

Основные направления сотрудничества и взаимодействия органов контроля (надзора) приведены в ст. 43 действующей редакции Закона.

В новой редакции ст. 43 порядок взаимодействия контролирующих (надзорных) органов в области охраны труда изложен более лаконично: контролирующие (надзорные) органы при осуществлении контроля (надзора) за соблюдением законодательства об охране труда взаимодействуют между собой в соответствии с законодательными актами.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений