Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ставка на экономический рост и цифровое взаимодействие

Фото: eec.eaeunion.org

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) провел очередное заседание, на котором рассказал о главных итогах работы ЕАЭС в 2021 г. и некоторых новых правовых решениях, которые повлияют на деятельность субъектов хозяйствования из государств – членов Cоюза.

Торговля и промпроизводство приятно радуют

В прошлом году ЕАЭС нарастил объемы взаимной торговли до исторического максимума – 72,6 млрд USD.

Такого высокого показателя удалось добиться впервые за все 7 лет существования союза. На это обратила внимание официальный представитель Евразийской экономической комиссии Ия Малкина, выступая на брифинге 18 февраля.

Данная цифра на 32% превышает уровень 2020 г. и на 17% – уровень 2019 г.

Объемы экспорта во взаимной торговле увеличили все страны ЕАЭС. Больше всего этот показатель вырос в Кыргызстане (45%) и Казахстане (35%).

Внешняя торговля стран Союза с третьими странами в прошлом году также продемонстрировала серьезный рост – более 844 млрд USD, или на 35% больше, чем в 2020 г.

При этом импорт товаров в страны вне ЕАЭС вырос на 23%, экспорт – на 44%.

Самый большой вклад в части экспорта на рынки государств за пределами Союза внесли Беларусь (рост на 48%) и Россия (рост на 47%).

В 2021 г. ЕАЭС также добился увеличения промышленного производства. Эта цифра достигла 1,4 трлн USD и на 5% превысила показатель 2020 г.

По итогам прошлого года рост наблюдался во всех государствах – участниках объединения. Так, в Беларуси промпроизводство выросло на 6,5%, России – более чем на 5%, Казахстане – почти на 4%, Армении – более чем на 3%. Лучший результат показал Кыргызстан, где увеличение показателя составило 9%.

Электронные документы и сервисы выходят на передний план

На брифинге также шла речь о новых правовых решениях, которые принял Совет ЕЭК, и других новшествах.

Так, были пересмотрены Правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утв. Решением Совета ЕЭК от 23.11.2020 № 105 (далее – решение № 105).

Напомним, этот документ обеспечивает поставщикам из государств ЕАЭС равный доступ к госзакупкам в Союзе. В приложение 1 к решению № 105 дополнительно включены 12 позиций, в т.ч. машины для смешивания и обработки грунта, отвалы бульдозеров, автолесовозы, пожарный транспорт, велосипеды, контейнеры и радиаторы.

Совет ЕЭК также пересмотрел нормы Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318.

В результате субъектам хозяйствования при прохождении контроля будет разрешено предъявлять фитосанитарный сертификат и товаросопроводительные документы не только в бумажном, но и электронном виде. Результаты контроля также разрешено оформлять в цифровом виде.

Не обошлось и без решения по механизмам налогообложения электронной торговли услугами в ЕАЭС.

Так, предусмотрено уплачивать НДС по месту потребления данных услуг, а также запланированы упрощенные процедуры регистрации плательщиков данного налога и подачи декларации. Перечень услуг, оказываемых в электронной форме, уже согласован сторонами Договора о ЕАЭС. Он будет внесен на рассмотрение и одобрение Совета ЕЭК после того, как будут внесены соответствующие изменения в Договор о Евразийском экономическом союзе.

Кроме того, Совет ЕЭК заявил, что приступает к подготовке запуска общей системы информирования об опасной продукции в ЕАЭС. После того как система заработает, органы контроля государств ЕАЭС смогут оперативно принимать меры в отношении опасной продукции, которая была ими выявлена.

До этого ЕАЭС в течение трех лет проводил пилотный проект. В качестве основы для мероприятий были использованы 6 техрегламентов, в т.ч. на колесный транспорт, низковольтное оборудование, мясную и молочную продукцию и детские игрушки.

В результате реализации проекта контролеры подготовили свыше 100 уведомлений об обнаруженной продукции, которая не отвечает обязательным требованиям, и отработали меры по координации своих действий.

В Совете ЕЭК также сообщили некоторые подробности еще об одной инфосистеме. Речь идет о так называемой экосистеме цифровых транспортных коридоров ЕАЭС.

Эта система призвана помочь субъектам хозяйствования объединения передавать друг другу логистические данные по всей цепочке поставок, а также обеспечивать законное и подтвержденное юридически взаимодействие в электронном виде с уполномоченными органами и внутри ЕАЭС, и на международном уровне.

Если раньше планировалось осуществить этот проект за два года, то теперь решено запустить его уже в 2022 г.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений