Ставка на экономический рост и цифровое взаимодействие
Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) провел очередное заседание, на котором рассказал о главных итогах работы ЕАЭС в 2021 г. и некоторых новых правовых решениях, которые повлияют на деятельность субъектов хозяйствования из государств – членов Cоюза.
Торговля и промпроизводство приятно радуют
В прошлом году ЕАЭС нарастил объемы взаимной торговли до исторического максимума – 72,6 млрд USD.
Такого высокого показателя удалось добиться впервые за все 7 лет существования союза. На это обратила внимание официальный представитель Евразийской экономической комиссии Ия Малкина, выступая на брифинге 18 февраля.
Данная цифра на 32% превышает уровень 2020 г. и на 17% – уровень 2019 г.
Объемы экспорта во взаимной торговле увеличили все страны ЕАЭС. Больше всего этот показатель вырос в Кыргызстане (45%) и Казахстане (35%).
Внешняя торговля стран Союза с третьими странами в прошлом году также продемонстрировала серьезный рост – более 844 млрд USD, или на 35% больше, чем в 2020 г.
При этом импорт товаров в страны вне ЕАЭС вырос на 23%, экспорт – на 44%.
Самый большой вклад в части экспорта на рынки государств за пределами Союза внесли Беларусь (рост на 48%) и Россия (рост на 47%).
В 2021 г. ЕАЭС также добился увеличения промышленного производства. Эта цифра достигла 1,4 трлн USD и на 5% превысила показатель 2020 г.
По итогам прошлого года рост наблюдался во всех государствах – участниках объединения. Так, в Беларуси промпроизводство выросло на 6,5%, России – более чем на 5%, Казахстане – почти на 4%, Армении – более чем на 3%. Лучший результат показал Кыргызстан, где увеличение показателя составило 9%.
Электронные документы и сервисы выходят на передний план
На брифинге также шла речь о новых правовых решениях, которые принял Совет ЕЭК, и других новшествах.
Так, были пересмотрены Правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утв. Решением Совета ЕЭК от 23.11.2020 № 105 (далее – решение № 105).
Напомним, этот документ обеспечивает поставщикам из государств ЕАЭС равный доступ к госзакупкам в Союзе. В приложение 1 к решению № 105 дополнительно включены 12 позиций, в т.ч. машины для смешивания и обработки грунта, отвалы бульдозеров, автолесовозы, пожарный транспорт, велосипеды, контейнеры и радиаторы.
Совет ЕЭК также пересмотрел нормы Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318.
В результате субъектам хозяйствования при прохождении контроля будет разрешено предъявлять фитосанитарный сертификат и товаросопроводительные документы не только в бумажном, но и электронном виде. Результаты контроля также разрешено оформлять в цифровом виде.
Не обошлось и без решения по механизмам налогообложения электронной торговли услугами в ЕАЭС.
Так, предусмотрено уплачивать НДС по месту потребления данных услуг, а также запланированы упрощенные процедуры регистрации плательщиков данного налога и подачи декларации. Перечень услуг, оказываемых в электронной форме, уже согласован сторонами Договора о ЕАЭС. Он будет внесен на рассмотрение и одобрение Совета ЕЭК после того, как будут внесены соответствующие изменения в Договор о Евразийском экономическом союзе.
Кроме того, Совет ЕЭК заявил, что приступает к подготовке запуска общей системы информирования об опасной продукции в ЕАЭС. После того как система заработает, органы контроля государств ЕАЭС смогут оперативно принимать меры в отношении опасной продукции, которая была ими выявлена.
До этого ЕАЭС в течение трех лет проводил пилотный проект. В качестве основы для мероприятий были использованы 6 техрегламентов, в т.ч. на колесный транспорт, низковольтное оборудование, мясную и молочную продукцию и детские игрушки.
В результате реализации проекта контролеры подготовили свыше 100 уведомлений об обнаруженной продукции, которая не отвечает обязательным требованиям, и отработали меры по координации своих действий.
В Совете ЕЭК также сообщили некоторые подробности еще об одной инфосистеме. Речь идет о так называемой экосистеме цифровых транспортных коридоров ЕАЭС.
Эта система призвана помочь субъектам хозяйствования объединения передавать друг другу логистические данные по всей цепочке поставок, а также обеспечивать законное и подтвержденное юридически взаимодействие в электронном виде с уполномоченными органами и внутри ЕАЭС, и на международном уровне.
Если раньше планировалось осуществить этот проект за два года, то теперь решено запустить его уже в 2022 г.