Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Итоги Ереванских встреч: равные условия взимания НДС, зачет авансовых платежей и таможенная справедливость

В столице Армении Ереване 30 сентября и 1 октября прошло несколько важнейших встреч с участием премьер-министров и глав государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Кроме обычных в таких случаях «отчетных докладов» о проделанной за прошедшее время работе было принято и несколько вполне конкретных решений, которые непосредственно влияют на осуществление экономической деятельности в наших странах.

 

НДС по импортированным товарам

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в ходе заседания, в котором приняли участие премьер-­министры стран ЕАЭС, рассмотрел ряд вопросов, связанных с защитой внутреннего рынка Союза, таможенно-тарифным и техническим регулированием, цифровизацией экономик стран ЕАЭС, налоговой политикой и т.д.

В частности, были одобрены изменения в Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющийся приложением 18 к Договору о ЕАЭС. В соответствии с ними будет установлено право уплаты НДС по товарам, импортированным с территории любого государства – члена ЕАЭС на территорию свободной (специальной, особой) экономической зоны, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы Союза, действующей в России по состоянию на 1 июля 2016 г., с отсрочкой 180 календарных дней.

Как разъяснила пресс-служба ЕЭК, данная поправка необходима для установления равных условий взимания НДС в отношении товаров Союза и государств, не являющихся членами ЕАЭС. Подписанный главами правительств документ будет передан в страны-участники для проведения процедур внутригосударственного согласования.

Кроме того, на заседании была озвучена информация о ходе устранения барьеров на внутреннем рын­ке ЕАЭС, за которое все последнее время активно борется белорусская сторона. Как было заявлено, ЕЭК с участием стран – членов Союза выявила 56 барьеров на внутреннем рынке и смогла устранить 37 из них, причем 8 – с начала текущего года.

 

Использование авансовых платежей

Еще более важный вопрос для субъектов хозяйствования государств – членов ЕАЭС был вынесен на заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), которое прошло 1 октября. По решению этого органа, в состав которого входят главы государств стран Союза, существенно меняется порядок использования авансовых платежей участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Уплата ввозных таможенных пош­лин и иных таможенных платежей теперь станет возможна за счет авансовых платежей всех участников ВЭД путем их зачета в счет уплаты ввозных таможенных пош­лин, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пош­лин, что ранее не допускалось. После вступления в силу изменений в Договор о ЕАЭС, которые уже оформлены отдельным Протоколом, с авансовых платежей можно будет списывать все виды таможенных и иных платежей. По мнению ЕЭК, это позволит не только минимизировать затраты участников ВЭД, но и существенно упростит администрирование таможенных платежей.

По сложившейся межгосударственной практике изменения вступят в силу после выполнения всеми странами Союза необходимых вну­тригосударственных процедур.

 

Распределение ввозных таможенных пошлин

О том, что Беларусь недовольна распределением ввозных таможенных пошлин в ЕАЭС, было известно давно, и этот вопрос не раз поднимался на переговорах с Россией на самых разных уровнях, в т.ч и на встречах президентов двух стран, и в ЕЭК.

Нынешние нормативы распределения сумм ввозных таможенных пош­лин были установлены давно, действуют до конца текущего года и составляют: Армения – 1,22% всей суммы полученных в ЕАЭС пошлин, Беларусь – 4,56%, Казахстан – 7,055%, Кыргызстан – 1,9%, Рос­сия – 85,265%. Наши расчеты показывали, что это распределение не совсем справедливое. Президент Беларуси даже заявил, что мы больше не будем поддерживать продления действующей методики распределения этих сумм, поскольку она не учитывает реальных объемов импорта из стран Союза и невыгодна для белорусской стороны.

Время для вынесения вопроса на обсуждение ЕАЭС было выбрано самое подходящее: с 1 января 2020 г. должно начать действовать новое соглашение по распределению пош­лин, и если одна из стран – участниц ЕАЭС его не подпишет, это создаст проблемы для всего нашего интеграционного объединения. При этом, как было объявлено ранее, Беларусь рассчитывала на увеличение своей доли при распределении ввозных пошлин в ЕАЭС на 0,3%, с 4,56% до 4,86%, хотя наши оценки показывают гораздо большие суммы (около 1%).

В результате переговоров именно такое решение и было принято: доля Беларуси будет увеличена до 4,86%, в основном за счет России, которая потеряет 0,2% своей доли. В свою очередь Казахстан лишился 0,1% суммы пошлин.

«Предварительно договорились (выделено авт.), что норматив для нас увеличится на 0,3% – это будет 4,86%, если брать общую сумму. Если в деньгах, то это примерно 40–50 млн USD дополнительных поступлений в белорусский бюджет. Мы считаем, что это определенная победа», – заявил по итогам заседания министр экономики Беларуси Дмитрий Крутой.

Учитывая слова «предварительно договорились», надо понимать, что к этому вопросу мы еще не раз вернемся. По мнению белорусской стороны, нормативы распределения сумм ввозных пошлин между бюд­жетами стран ЕАЭС нужно обновлять каждые три года, учитывая при этом несколько факторов, в т.ч. актуальные объемы импорта из каждой страны.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений