Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
22.11.2011 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИНТЕГРАЛ ОЧЕРЕДНОГО ПОРЯДКА©

В пятницу 18 ноября президенты Беларуси, Казахстана и России подписали в Москве декларацию о евразийской экономической интеграции, договор о Евразийской экономической комиссии и регламент ее работы. Новый наднациональный орган заработает уже с 1 января 2012 г., а к 2015 г. планируется создать Евразийский экономический союз (ЕЭС).

В пятницу 18 ноября президенты Беларуси, Казахстана и России подписали в Москве декларацию о евразийской экономической интеграции, договор о Евразийской экономической комиссии и регламент ее работы. Новый наднациональный орган заработает уже с 1 января 2012 г., а к 2015 г. планируется создать Евразийский экономический союз (ЕЭС).

Таким образом, объединение, идея которого была выдвинута премьер-министром РФ Владимиром Путиным в октябре в «Известиях» и поддержана в ответных статьях президентов Беларуси и Казахстана, обретает реальные очертания, придя на смену предыдущим вариантам интеграции. По мнению В.Путина, речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР. Ему видится «модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной связки между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом».

По мнению Президента Беларуси Александра Лукашенко, «такая интеграция на постсоветском пространстве быстрее приведет к более тесным и равноправным отношениям с Евросоюзом и построению Большой Европы, чем сепаратные хождения по европейским кабинетам. Он должен стать зрелой структурой, серьезным экономическим игроком на евразийском рынке, мощным партнером Евросоюза». При этом глава государства уверен, что «самое главное — уйдут в небытие наши конфликты какие-то, непонимания, недопонимания и, в конце концов, какие-то молочные, сахарные и прочие войны. Мы декларировали свободу передвижения товаров, услуг, капиталов».

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) будет состоять из совета и коллегии. В первый войдут по одному вице-премьеру от правительства каждой страны, во вторую — по 3 представителя от них. Коллегия станет основным рабочим органом ЕЭП, который будет принимать решения об изменении пошлин, санитарного, ветеринарного и миграционного контроля, контролировать распределение промышленных и сельскохозяйственных субсидий. ЕЭК планируется создать департаменты, которые будут готовить решения и заниматься мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативные органы. Таким образом, структура ЕЭК во многом похожа на органы ЕС — Европейский совет и Еврокомиссию. Столицей ЕЭК станет Москва, а коллегию ЕЭК возглавит Виктор Христенко, ныне руководящий Минпромторгом РФ. Новый орган заменит комиссию Таможенного союза. Декларируется, что он будет работать на основе принципов обеспечения взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов сторон, экономической обоснованности принимаемых решений, открытости, гласности и объективности. При этом предусмотрена возможность вынесения чувствительных вопросов на более высокий уровень, вплоть до Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, где решения принимаются консенсусом.

ПРЕЗИДЕНТ Дмитрий Медведев во время подписания интеграционных документов уверял, что новый союз окажется устойчивее к трудностям, чем ЕС, поскольку страны-участницы «стартуют с примерно одинаковой экономической площадки», у них общая история, быстрорастущая экономика, и их союз не станет разрозненным конгломератом. «Я не хочу намекать на Евросоюз, но они отчасти купили кота в мешке. У нас нет этой ситуации», — считает российский президент.

Впрочем, европейский «кот» находился в довольно прозрачном «мешке»: все соглашения ЕС предварительно широко обсуждались общественностью стран-участниц, а то и выносились на референдумы. Белорусы, казахи и россияне пока могут судить о подробностях новых союзных договоренностей лишь по заявлениям политиков. Скажем, объявлено, что ЕЭК получит 175 национальных полномочий союзных стран. Но каких именно — не уточняется. Остается положиться на заявление первого замминистра иностранных дел РБ Игоря Петришенко, объявившего, что в договоре о ЕЭК учтены практически все предложения белорусской стороны, высказанные при подготовке документа.

Быть может, нехватка информации и объясняет настороженное отношение к очередному союзу — как в странах-участницах, так и за их пределами. Иные уже видят возрождение многополярного мира и реинкарнацию имперских устремлений России, замешанных на древней идее евразийства. Но вряд ли это возможно, хотя бы в силу экономических причин. Ведь экономика США и еврозоны по-прежнему в десятки раз больше, чем стран Таможенного союза, составляющей около 3% мирового ВВП. Но в потоке цифр и мнений трудно ориентироваться.

Не зря, выступая 16 ноября на круглом столе в Госдуме РФ, замдиректора Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте Казахстана, доцент Леся Каратаева отметила, что именно дефицит освещения позитивных фактов интеграционным процессам на постсоветского пространства порождает недоверие к ним. По оценке Л.Каратаевой идею ЕЭС в Казахстане положительно воспринимают 48% граждан, в России -- 55%. По Беларуси у эксперта данных нет.

Избежать ошибок ЕС должен помочь более тщательный подход к приему новых членов в ЕЭС. «Для каждой страны должна быть рабочая карта присоединения, — обещал Д.Медведев. — Это присоединение может идти год, два, три, 10, 15 лет и для того, чтобы не нарушить наши экономические интересы, и для того, чтобы не создать сложности для присоединяющейся стороны», — сказал Дмитрий Медведев. Н.Назарбаев также призвал к осторожности в вопросах расширения союза. «Пять лет назад мы объявили о создании Таможенного союза, принято огромное количество договоров, и они ратифицированы. Соседям надо все эти условия принять, во-первых. Во-вторых, если долги под 30% бюджета, если инфляция 20-20-30%, они должны сначала подтянуться к этому делу — мы не хотим иметь эффект европейских отрицательных вещей", — заявил президент Казахстана.

Заметим, что экономики нынешних участников будущего союза тоже весьма различны. Дело даже не в численности населения и объеме ВВП. Сырьевая направленность РФ и Казахстана существенно отличается от структуры экономики Беларуси. А инфляция у нас по итогам 10 месяцев, к сожалению, в 13 раз выше, чем в странах-союзницах. Между тем, Соглашение предполагает, что с 2013 г. инфляция в каждой из стран ЕЭП не должна превышать более чем на 5 процентных пунктов уровень той из них, где зафиксирован наименьший рост цен.

НЕОБХОДИМОСТЬ выхода на новую ступень интеграции участники московских встреч обосновывают потребностью в восстановлении прежних хозяйственных связей, укреплением, прежде всего, экономического сотрудничества. В пример ставится успех Таможенного союза, где общий товарооборот вырост на 40 с лишним процентов. Правда, судя по данным Росстатата, темпы роста товарооборота России с Беларусью (43,9%) и Казахстаном (33,(%) ниже, чем с Китаем (45%) или Испанией (54,3%). Возможно, дело поправит новая ступень интеграции. Так, по мнению министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной, создание ЕЭП повысит конкурентоспособность российской экономики, например, подтолкнет к модернизации производителей сельхозтехники и грузовиков, упростит доступ к услугам монополий и инфраструктуре, позволит нарастить экспорт продукции металлургии и стройматериалов. Однако Беларусь ждет от союза снижения цен на энергоносители, облегчения доступа своей продукции, прежде всего, на российский рынок, отхода от создания дублирующих производств. И тут усиление конкуренции со стороны союзников вовсе ни к чему. Так что в рамках ЕЭС продолжится начатое с появлением Таможенного союза состязание в либерализации законодательства, в т.ч. налогового, в стремлении создать максимально комфортные условия ведения бизнеса, чтобы не допустить его миграции в ту из стран-союзниц, где у предпринимателей больше прав и возможностей.

К 2015 Г. должны быть кодифицированы все подписанные в рамках ЕЭП соглашения и появится единый кодекс евразийского пространства. Создание союза подразумевает более тесное политическое сотрудничество и появление единой валюты. Впрочем, этот этап интеграции — дело более отдаленного будущего. Пример еврозоны показывает, что такой шаг чреват большими рисками, особенно если страны участницы существенно различаются по состоянию и структуре своих экономик (несмотря на заверения Д.Медведева) и не обладают единым фискальным механизмом. Кроме того, странам-участницам придется решить вопрос с эмиссионным центром и квотами эмиссии. Напомню, что пресс-секретарь В.Путина Дмитрий Песков, комментируя статью российского премьера, уточнил, что «Москва хотела бы создать и единую валюту Евразийского союза с единым эмиссионным центром». Как будут учтены при этом интересы всех участников, сказать пока сложно. Ведь в случае введения единой валюты никто уже не сможет решать проблемы с помощью печатного станка и накачки внешнего долга. Пока же президенты обсудили возможность широкого использования в расчетах между тремя странами российского рубля. Видимо политические преимущества этого шага видятся им более весомыми, чем риски, обусловленные зависимостью российского рубля от курсов доллара и евро и, в еще большей степени — от мировых цен на нефть.

Президенты трех стран намерены провести запуск ЕЭС как можно быстрее. Проект договора уже внесен в Госдуму РФ на ратификацию. Беларусь также собирается провести ратификацию документов «в самое ближайшее время». Д.Медведев предположил, что ЕЭС удастся сформировать и раньше 2015 г. — если для этого созреют предпосылки.

Хочется верить, что наши народы, наученные горьким опытом трагедий ХХ века, не станут повторять прошлые ошибки — свои и чужие. Да и новые желательно не делать.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений