Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
23.09.2014 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИНТЕГРАЦИЯ КАК ЛЕКАРСТВО ОТ КРИЗИСА©

Региональная интеграция как наиболее доступный и эффективный инструмент развития экономики продолжает набирать обороты. Остаться за бортом этих процессов — непростительная ошибка, которая приведет к автаркии и, как следствие, к неизбежному падению производства в стране из-за ограниченного спроса. Такое мнение высказал заместитель министра иностранных дел Республики Беларусь Александр Гурьянов, выступая на 5-й Международной научно-практической конференции «От Таможенного союза к Евразийскому экономическому союзу: современность и перспективы», состоявшейся 18—19 сентября 2014 г. в Минске.

Региональная интеграция как наиболее доступный и эффективный инструмент развития экономики продолжает набирать обороты. Остаться за бортом этих процессов — непростительная ошибка, которая приведет к автаркии и, как следствие, к неизбежному падению производства в стране из-за ограниченного спроса. Такое мнение высказал заместитель министра иностранных дел Республики Беларусь Александр Гурьянов, выступая на 5-й Международной научно-практической конференции «От Таможенного союза к Евразийскому экономическому союзу: современность и перспективы», состоявшейся 18—19 сентября 2014 г. в Минске.

В настоящее время мировая экономика функционирует в условиях кризиса перепроизводства: количество выпускаемых в мире товаров в полтора-два раза превышает максимально возможное их потребление. Особенно остро это ощущают страны-производители. Ведь в таких условиях недостаточно просто выпустить продукцию — товар должен быть качественным и недорогим, его нужно правильно продавать, а до этого у потребителя необходимо сформировать мнение о необходимости приобретения именно вашей продукции. Покупателю, имеющему богатый выбор, нужно обеспечить комфортное пользование товаром с помощью доступного гарантийного и сервисного обслуживания. Не лишним станет и предоставление возможности финансирования покупки посредством кредитования.

Все это требует значительных денежных вложений. Зачастую один или два производителя не в состоянии предложить весь пакет услуг, обязательных сегодня для продажи товара. Более того, как показывает практика, они чаще всего и не стремятся к сотрудничеству, а выступают в роли конкурентов. Дополнительно ситуация осложняется защитными мерами стран, которые всеми доступными способами ограждают внутренний рынок для своих производителей. При этом примечательно, что таможенный тариф во многих странах или утрачивает, или уже утратил свою защитную функцию: его средневзвешенная ставка не превышает 10% для сельхозпродукции и 5% — для иных товаров. А это уже не защитная, а фискальная мера. Гораздо более действенным инструментом протекционизма все чаще становятся технические барьеры в виде требований к производителю и его товару.

В этих условиях перед странами-производителями стоят две очевидные задачи: 1) создать условия для экспорта выпускаемой продукции как путем формирования комфортных условий продажи в странах импорта, так и снятия или хотя бы нивелирования влияния барьеров, существующих в этих государствах; 2) сохранить максимальную защиту внутреннего рынка товаров, производимых в стране.

РЕШАТЬ эти задачи можно только путем интеграции, уверен А.Гурьянов. Беларусь, Казахстан и Россия, создавая Таможенный, а теперь и Евразийский экономический союз, идут по пути организации эффективного объединения, способного решать прежде всего экономические задачи, стоящие перед странами-участницами.

При подготовке Договора о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор) Беларусь исходила из трех основных посылок: необходимости сохранения уже достигнутого в рамках Союзного государства, ТС и ЕЭП уровня интеграции; важности отмены остающихся изъятий, ограничений и «бланкетных норм» в правовой базе ТС и ЕЭП; целесообразности дальнейшего развития и углубления экономической интеграции с учетом интересов Беларуси не только на внутреннем рынке, но и при совместной экономической экспансии на рынки третьих стран.

В качестве примеров позитивных интеграционных новаций замминистра, в частности, отметил законодательное закрепление факта отсутствия таможенных границ между государствами-членами и всех видов экономического контроля на границах. Появилась норма о неприменении сторонами во взаимной торговле вывозных таможенных пошлин. Из правовой базы исключено положение о том, что стороны могут применять во взаимной торговле специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Зато в нее включена статья, по сути закрепившая новое направление интеграции: о принятии совместных мер по развитию экспорта товаров государств-членов (путем совместного развития страхования и кредитования экспорта, международного лизинга, продвижения понятия «товар Евразийского экономического союза» и введения единой маркировки товаров ЕАЭС, организации выставочно-ярмарочной и экспозиционной деятельности, рекламных и имиджевых мероприятий за рубежом и т.п.).

Отдельный раздел Договора посвящен техническому регулированию. Его положения позволяют создавать эффективные меры противодействия поступлению в страны-участницы некачественных товаров, которые пользуются популярностью у покупателей лишь благодаря своей цене, а не потребительским свойствам.

ПУТЬ к интеграции не может быть простым. Пока не удается обеспечить полную отмену в Евразийском союзе существующих изъятий и ограничений из режима «четырех свобод», в т.ч. базовой свободы передвижения товаров. И хотя нормы раздела «Функционирование Таможенного союза» носят универсальный характер, сохраняется и отсылка к другим разделам, в которых по отдельным товарам могут предусматриваться особенности регулирования.

«Беларусь последовательно придерживается позиции о необходимости создания полноценного интеграционного объединения. И хотя наши партнеры называют моментом полной отмены барьеров 2025 год, этот процесс необходимо ускорять, — считает А.Гурьянов. — В противном случае мы будем постоянно проигрывать иным региональным объединениям и те цели, которые ставили перед собой в начале пути, не будут достигнуты или будут достигнуты слишком поздно».

Как известно, Армения и Кыргызстан также намерены присоединиться к ЕАЭС, и руководство Беларуси это приветствует. «Чем больше стран будут выступать с единой внутренней и внешней экономической политикой, чем больше мы будем помогать друг другу, в т.ч. на внешних рынках, тем легче экономикам наших стран будет противостоять глобальному давлению, тем активнее они будут развиваться. Мы выбрали правильный путь. Теперь нужно его пройти в максимально сжатые сроки, учитывая и свои ошибки, и ошибки, которые допускали другие страны при решении аналогичных задач», — подвел итог А.Аверьянов.

Татьяна АБРАМОВИЧ
 

Тем временем

Россия может ограничить импорт продукции ряда рыбных и молочных предприятий Беларуси из-за пропорционального роста рисков на фоне резкого увеличения поставок рыбы из Норвегии и молочной продукции из Литвы и Польши. Об этом сообщил помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко.

«Мы поставили на мониторинг продукцию ряда белорусских предприятий. Если у нас будут основания сомневаться в ее безопасности, конечно же, мы примем свои меры», — сказал чиновник. Он пояснил, что их ведомство неоднократно фиксировало микробиологическое загрязнение в молочной продукции и продукции рыбохозяйственного комплекса, следовавших из Беларуси. Так как количество этой продукции на российском рынке увеличилось в августе–сентябре 2014 г., пропорционально выросли риски распространения недоброкачественной продукции.

А.Алексеенко добавил, что российское ведомство имеет возможность вводить ограничения на поставки в Россию продукции предприятий Таможенного союза.

Ранее глава Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что их служба намерена усилить мониторинг белорусской продукции из-за необычного роста импорта молочной продукции из Литвы и Польши и рыбы из Норвегии в республику в сентябре 2014 г. по сравнению с июлем и августом. Так, по данным ведомства, за весь июль 2014 г. Беларусь импортировала из Норвегии 1,1 тыс. т охлажденной и замороженной рыбы, а за 15 дней сентября — 2,5 тыс. т.

Польша в июле 2014 г. поставила в республику 260 т пастеризованных сливок, а с 1 по 15 сентября — 3,5 тыс. т. Литва начала импортировать в Беларусь пастеризованные сливки только в августе 2014 г., а с 1 по 15 сентября объем поставок уже составил 264 т.

Глава Россельхознадзора отметил, что основным покупателем молочной продукции из Польши в сентябре был «Савушкин продукт». Среди белорусских рыбных компаний, резко увеличивших поставки рыбы, он выделил Santa Bremor.

Дмитрий КОРШУНОВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений