Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
04.12.2012 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИНФОРМАЦИЯ В ЗОНЕ ДОСТУПА©

Предлагается включить в Закон от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон № 455-З) перечень оснований для отказа в предоставлении общедоступной информации и закрепить правовой режим служебной информации ограниченного распространения. Корректировка коснется также способов распространения общедоступной информации.

Предлагается включить в Закон от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон № 455-З) перечень оснований для отказа в предоставлении общедоступной информации и закрепить правовой режим служебной информации ограниченного распространения. Корректировка коснется также способов распространения общедоступной информации.

Такие меры, по мнению законодателей, призваны улучшить информационную открытость власти.

НАПОМНИМ, что в зависимости от категории доступа действующий Закон делит информацию на общедоступную и информацию, распространение (предоставление) которой ограничено. К последней ст. 17 Закона № 455-З относит информацию о частной жизни физического лица и персональные данные; сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и профессиональную тайну; информацию, содержащуюся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу; иную информацию, доступ к которой ограничен законодательством. Этот список предлагается дополнить служебной информацией ограниченного распространения. Речь идет о сведениях, касающихся деятельности госоргана, иного юридического лица, распространение и (или) предоставление которых может причинить вред национальной безопасности страны, общественному порядку, нравственности, правам, свободам и законным интересам физических лиц, в т.ч. их чести и достоинству, личной и семейной жизни, а также правам и законным интересам юрлиц, и которые не относятся к госсекретам.

Отметим, что правовое регулирование служебной информации ограниченного распространения существует и сегодня, например, в виде постановления Совмина с грифом «Для служебного пользования». После вступления в силу законопроекта перечень сведений, относящихся к такой информации, также будет определяться Совмином, но доступ к нему не может быть ограничен. Решение об отнесении информации к служебной будет принимать руководитель госоргана, иной организации или уполномоченные им лица. На документах, содержащих такие сведения, должен проставляться ограничительный гриф «Для служебного пользования».

МОЖНО надеяться, что ведомства станут более открытыми, в т.ч. в интернет-пространстве, поскольку в проекте предусмотрена обязанность республиканских и местных органов власти ежегодно информировать путем размещения в СМИ и (или) на официальных интернет-сайтах сведений о результатах работы за предшествующий год по основным направлениям деятельности.

Кроме того, закрепляется такой способ предоставления публичной информации, существующий во многих странах, как присутствие на открытых заседаниях госорганов физических лиц (их представителей) и представителей юридических лиц. Заседания коллегий республиканских органов госуправления, подчиненных правительству, и местных исполнительных и распорядительных органов должны проводиться в форме открытых заседаний, за исключением случаев обсуждения на них вопросов, содержащих информацию, распространение которой ограничено, тогда заседания будут закрытыми.

Напомним, что действие Закона № 455-З не распространяется на отношения, связанные с деятельностью СМИ. Здесь речь идет не о журналистах, а о физических лицах и представителях юрлиц, изъявивших желание присутствовать на заседании.

Кстати, некоторые министерства при согласовании данного законопроекта предлагали предусмотреть право, а не обязанность госорганов проводить открытые заседания с участием граждан.

В соответствии с законопроектом информация о дате, времени, месте проведения и предполагаемой повестке открытого заседания должна быть размещена на официальном интернет-сайте органа власти, в СМИ, а также в этих органах в доступных для обозрения местах, как правило, не позднее чем за 5 календарных дней до мероприятия. И не позднее чем за один день до заседания может быть организована предварительная запись желающих присутствовать на нем граждан, для которых в зале должно быть оборудовано не менее 5 мест. Можно делать записи, а также проводить фотосъемку, аудио- и видеозапись с согласия должностного лица, председательствующего на заседании.

Что касается открытых судебных заседаний, то проект содержит отсылочную норму: порядок присутствия там физических лиц и представителей юрлиц будет определяться законодательством Беларуси, в т.ч. о судопроизводстве, полномочиях и порядке деятельности судов.

ОБЩЕДОСТУПНАЯ информация предоставляется по запросу заинтересованного госоргана, физического или юридического лица. При этом установлено, что запрос может быть сделан в устной и письменной форме, а также по электронной почте. Проект содержит перечень оснований для отказа в предоставлении такой информации. Ее могут не предоставить в тех случаях, когда в обращении ставится вопрос о разъяснении правовых актов, на разъяснение которых госорган не уполномочен, если запрашиваемая информация опубликована в СМИ, имеется в открытом доступе в Интернете или она уже предоставлялась ранее данному лицу.

Можно будет отказать, если ставится вопрос о выработке правовой позиции по запросу, проведении анализа деятельности госоргана или иной аналитической работы, если запрашиваются докладные, служебные записки, поручения должностных лиц и иная внутренняя переписка госоргана, иного юрлица, переписка между ними — когда такая информация непосредственно не связана с защитой прав и законных интересов автора запроса. А также если запрашиваются копии имеющихся в госоргане, ином юрлице документов других госорганов, иных юрлиц, за исключением случаев, когда от последних получить такие копии документов затруднительно или невозможно.

Почти все позиции данного перечня убедительны. Правда, тут не уточняется, кто будет определять, в каких случаях запрашиваемая информация непосредственно связана с защитой прав и законных интересов обратившегося в госорган, а в каких — нет. Если решение отдадут на откуп чиновникам, то не «отфутболят» ли они излишне любопытных? К тому же перечень остается открытым: в предоставлении общедоступной информации может быть отказано и в иных случаях, установленных законодательными актами РБ.

Впрочем, некоторые нормы законопроекта еще будут редактироваться в ходе его подготовки к рассмотрению на сессии Палаты представителей. Так что на эти вопросы, возможно, найдутся ответы.

В ЗАКОН № 455-З переносятся также нормы Указа Президента от 1.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», которым предусмотрена обязательная госрегистрация всех информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, с использованием которых осуществляется деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Беларуси.

Анна РАДЮК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений