Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
27.06.2014 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИГРА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПАТРИОТИЗМ -©

Если идея создания института специмпортеров «забракована», то от других планов по ограничению импорта власти отказываться не намерены. Так, в столице развернулась борьба за сокращение доли иностранных товаров на полках магазинов до 15%.

счет 85 : 15

Если идея создания института специмпортеров «забракована», то от других планов по ограничению импорта власти отказываться не намерены. Так, в столице развернулась борьба за сокращение доли иностранных товаров на полках магазинов до 15%.

Напомним, 18 июня во время посещения минского ОАО «Трикотажторг», премьер-министр Михаил Мясникович заявил, что оптимальное соотношение импортных и отечественных товаров на рынке Беларуси должно составлять примерно 15% на 85%. На следующий день заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Доморацкий провел совещание по вопросам развития потребительского рынка города, на котором присутствовало более 400 руководителей и учредителей торговых организаций Минска. На совещании было дано поручение увеличить удельный вес товаров отечественного производства до 85% как в магазинах, так и в объектах общественного питания. Столь откровенное административное вмешательство в деятельность частных предприятий вызвало недоумение у делового сообщества. Во-первых, просто снять с прилавков импортные товары весьма проблематично: на их ввоз уже потрачены немалые деньги, есть обязательства перед поставщиками, которые нужно выполнять. Во-вторых, эти товары пользуются спросом, и их исчезновение весьма негативно скажется на потребителях — гражданах Беларуси. Наконец, торговать импортом ритейлу не просто выгодно — прибыль от его реализации компенсирует потери от ограничений в торговле социально значимыми товарами, входящими в согласованные ассортиментные перечни.

В реальности счет в борьбе за потребительский патриотизм и так в нашу пользу, хотя разрыв в последнее время сократился. По данным Белстата, доля продаж товаров отечественного производства в розничном товарообороте организаций торговли в I квартале 2014 г. составила 69,4%, в т.ч. продовольственных — 81,4%, а непродовольственных — 52,8%. По ряду товаров спрос покупателей практически полностью удовлетворяется за счет продукции белорусских товаропроизводителей, но в некоторых случаях ее доля довольно низка. Раньше ситуация на потребительском рынке была несколько иной. Так, в 2010 г. доля продажи товаров отечественного производства магазинами в объеме их розничного товарооборота составила 76,6%, в т.ч. продовольственных товаров — 85,1%, непродовольственных — 65,4%. В 2011-м соотношение было почти таким же: 75,7% по товарам в целом, в т.ч. по пищевым продуктам, напиткам и табачным изделиям — 85,5%, непродовольственным товарам — 63,5%. Но уже на следующий год доля своих товаров в целом сократилась до 73,9%, в т.ч. продовольственных — до 84,1%, непродовольственных — до 60,3%. В 2013-м доля продаж товаров отечественного производства в розничном товарообороте организаций торговли упала до 71%, в т.ч. пищевых продуктов, напитков и табачных изделий — до 83,3%, а непродовольственных — до 55,1%. Во внешней торговле успехи в никогда не прекращавшейся борьбе с потребительским импортом были все слабее. Если в 2009–2010 гг. его доля в общем объеме импорта составляла 16,1%, а объем 4,6 и 5,6 млрд. USD соответственно, то в 2011-м его доля сократилась до 15,4%, хотя объем превысил 7 млрд. USD. В 2011-м благодаря обвальной девальвации и росту таможенных пошлин на легковые автомобили доля импорта сократилась до 13,4%, а сумма — менее чем до 6,1 млрд. Но уже в 2013 г. доля потребительского импорта выросла до 17,8%, а объем сразу на 1/4 — почти до 7,7 млрд. USD, причем положительное сальдо по этой позиции упало примерно в 2 раза.

Продолжилась эта тенденция и в текущем году. Только по итогам января–апреля импорт потребительских товаров достиг 2380,4 млн. USD, что составляет 18,9% всего импорта товаров, а сальдо в этой группе вновь стало отрицательным. При этом если экспорт продовольственных товаров сократился по сравнению с январем–апрелем 2013 г. на 4,6%, непродовольственных — на 18,1%, то их импорт увеличился на 6,4% и 2,3% соответственно.

ПОДОБНАЯ динамика вполне закономерна. В условиях относительной стабильности национальной валюты и неуклонного роста зарплат спрос на импорт растет практически всегда — если только отечественная продукция не является более конкурентоспособной не на словах, а на деле. Как бы мы ни боролись с потребительским импортом, его «вина» в проблемах отечественной экономики куда меньше, чем подавляющая доля промежуточных и инвестиционных товаров, которые используются теми самыми производителями, которых так рьяно защищают власти. К примеру, импортное сырье, материалы, покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты, топливо составили в I квартале т.г. 41,9% в материальных затратах организаций республики, причем в промышленности — 52,8%.

Главной ареной борьбы с импортом столица тоже стала не случайно — именно в Минске удельный вес импорта в объеме розничного товарооборота систематически остается самым высоким среди регионов республики. Напомним, еще в конце мая министр торговли Беларуси Валентин Чеканов поручил управлению торговли и услуг и главному управлению потребительского рынка Мингорисполкома принять меры по существенному увеличению доли белорусских товаров в минской торговой сети. Но как это сделать, если именно в столице самый высокий и взыскательный потребительский спрос? Здесь сосредоточены наиболее высокооплачиваемые кадры (средняя зарплата в городе на треть выше среднереспубликанской), основные туристические потоки и т.п. При этом сколько бы ни звучало заклинаний, некоторые белорусские товары никак не выигрывают по соотношению цена/качество. Конечно, административный ресурс включить проще, чем добиться, чтобы наши помидоры оказались дешевле испанских, телевизоры — лучше корейских, а местное пиво — вкуснее чешского. Еще никому нигде не удавалось обеспечить конкурентоспособность с помощью протекционистских мер. Напротив, создание для производителей «тепличных» условий лишь развращает их и ухудшает положение потребителей. Но все аргументы сегодня заслоняет один вопрос — есть ли у требований чиновников хоть какие-то правовые основания?

В МИНГОРИСПОЛКОМЕ и в министерствах на какой-либо документ, обосновывающий «оптимальное соотношение», сослаться не могут. Ни в действующем Законе «О торговле», ни во вступающем через месяц в силу новом Законе «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» не существует для этого подходящих норм. Закон «О местном самоуправлении» тоже не наделяет городские власти правом диктовать, кому чем торговать, а согласование ассортиментного перечня товаров в рознице и общепите никакого ограничения импорта не предполагает.

Тем не менее чиновники уверенно заявляют, что отечественная легкая и пищевая промышленность достаточно развиты, чтобы на 85% заполнить полки своей продукцией — надо просто поднапрячься. А на критический импорт, от которого отказаться невозможно, как раз хватит 15%. На исполнение поручения отведена неделя, по окончании которой крупным розничным операторам грозят неприятности. Можно не сомневаться, что повод для этого найдется: полномочий у регуляторов и проверяющих хватает.

Отчасти лозунг «85/15» дезавуировал вице-премьер Петр Прокопович, заявивший, что «никто законодательно не может разрешить, или запретить, или указать, кому что производить и сколько должно присутствовать в торговле белорусских или импортных товаров». Таким образом, речь идет только о рекомендации. Правда, он тут же добавил, что «мы должны сделать так, чтобы торговые сети пытались взять на реализацию по максимуму белорусские товары, и я уже вижу, что наши малые предприятия готовы вступить в конкуренцию».

ВО ЧТО собрались вступать малые предприятия, вице-премьеру как главе Совета по развитию предпринимательства, наверно, виднее. Однако это вряд ли можно назвать конкуренцией, удержавшись от нелестных эпитетов. По данным «ЭГ», власти, даже не пытаясь оформить свои требования нормативным правовым актом, навязывают крупнейшим розничным торговым операторам «добровольное» соглашение, предусматривающее обязательство увеличить долю отечественных товаров на прилавках до пресловутых 85%. Такой подход прямо нарушает нормы гражданского и антимонопольного законодательства, а также целый ряд международных соглашений, участницей которых является наша страна. Нормы Договора о Евразийском экономическом союзе существенно ограничивают возможности применения мер нетарифного регулирования. Но п. 2 ст. 15 Закона от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» запрещает государственным органам, если иное не установлено актами Президента, принимать (издавать) акты законодательства, иные правовые акты, заключать соглашения, совершать иные действия (бездействие), ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминационные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причинение вреда правам, свободам и законным интересам юридических или физических лиц, в т.ч. незаконно ограничивать права хозяйствующих субъектов на совершение сделок, а также устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении свободного перемещения товаров в республике, иные ограничения прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение товаров и их обмен. Таким образом, даже если какие-то организации розничной торговли подпишут упомянутое соглашение, оно должно быть оспорено антимонопольными органами как противоречащее законодательству.

ЕСЛИ ЖЕ эти органы не сочтут нужным исполнять свой долг, попытки ограничить присутствие импорта не принесут желаемых результатов. Пока у людей есть деньги, у них не остынет желание тратить их по своему усмотрению. Стало быть, они будут искать те товары, которые их устраивают. Если крупнейшие предприятия торговли удастся принудить изменить свой ассортимент, то поток импорта переместится в другие торговые форматы, включая рынки и интернет-магазины. Еще больше людей отправится за покупками в шоп-туры в Польшу и Литву, Россию и Украину. Можно припомнить, что сравнительно недавно ни железный занавес, ни усилия партии и комсомола не смогли воспитать в советских людях потребительский патриотизм. Теперь же о подобных ресурсах не приходится и мечтать. В результате государство не только не остановит отток валюты из страны, но и понесет ощутимые потери в налоговых поступлениях.

Заодно приходится констатировать, что декларируемая в Директиве № 4 идея прекращения вмешательства государственных органов в деятельность субъектов хозяйствования, упразднения необоснованных административных барьеров осталась только на бумаге. Более того, предпринимателям, задающим «неудобные» вопросы о правомерности выдвинутых требований или не желающим их исполнять, чиновники сулят внеплановые проверки и полный набор связанных с этим последствий. Такой вот конструктивный диалог власти и бизнеса «по выработке решений в сфере развития экономики и стимулированию деловой активности»…

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by