Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
15.01.2013 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ИДЕИ НЕ ТОЛЬКО ТАМ, ГДЕ ДЕНЬГИ©

Обилие идей при недостаточном финансировании — распространенная проблема белорусских инноваторов. Хотя и сами текущие сложности тоже могут быть серьезным стимулом для поиска новых решений в организации бизнеса, убежден директор по маркетингу РТЧУП «СержАнт Дизайн» Антон ДЕРЕВЯГИН. В интервью «ЭГ» он поделился своим видением того, как должны развиваться инновации в стране.

Обилие идей при недостаточном финансировании — распространенная проблема белорусских инноваторов. Хотя и сами текущие сложности тоже могут быть серьезным стимулом для поиска новых решений в организации бизнеса, убежден директор по маркетингу РТЧУП «СержАнт Дизайн» Антон ДЕРЕВЯГИН. В интервью «ЭГ» он поделился своим видением того, как должны развиваться инновации в стране.

— В этой сфере я вижу 4 основных субъекта: предприниматель, изобретатель-новатор, государство и финансист, которого многие почему-то не учитывают при обсуждении инновационной тематики. Для предпринимателя инновации — это возможность сделать качественный скачок в развитии бизнеса, усовершенствовав чаще всего производство. Разумеется, объемы выпуска продукции и оказания услуг можно нарастить и без ноу-хау. Но если страна намерена встать на новый путь развития, то и прирост должен достигаться в основном за счет передовых решений как в общем, так и в отдельно взятых компаниях.

Для изобретателя инновации — это, во-первых, способ творчески реализоваться, во-вторых, получить достойное вознаграждение за свой интеллектуальный продукт. Для финансиста — инвестировать с прибылью, для государства — достичь макроэкономических целей и укрепить независимость, особенно по части импорта.

Казалось бы, в развитии инноваций заинтересованы все, но на практике почему-то точки пересечения находятся не всегда. Например, предпринимателю, желающему воспользоваться новыми технологиями или идеями, важно минимизировать риски. Однако ни государство, ни финансовые институты не стараются сегодня эти риски с ним разделить. Льготы для инновационных предприятий — это хорошо. Но их мало, к тому же получить их довольно сложно. Нужны инвесторы, готовые рисковать своими деньгами при внедрении инноваций. Пока же можно рассчитывать лишь на кредиты Белорусского инновационного фонда под 0,5 ставки рефинансирования, но сегодня и такой уровень вряд ли можно назвать льготным. К тому же, если проект прогорел, долг все равно будет взыскан с предприятия в бесспорном порядке. Про коммерческие кредиты банков даже как-то говорить неудобно — только под рыночную ставку, да еще под залог ликвидных активов.

Нет пока должных правовых гарантий для авторов изобретений — внедрение научного детища в жизнь еще не означает получения вознаграждения. Гонорары писателям, певцам, музыкантам у нас воспринимаются как обычное дело. Но понимание ценности изобретений еще не сформировалось на должном уровне.

Чтобы уладить эти и другие вопросы, на мой взгляд, в стране должен быть сформирован некий координационный центр инновационной политики, объединяющий интересы всех четырех субъектов.

— Позвольте, но у нас же есть Государственный комитет по науке и технологиям. Вот только с инновациями в стране все равно как-то не очень…

— Полагаю, что подобный центр должен выполнять не столько административные функции, сколько объединять интересы как государства, так и предпринимателей. Поэтому в его структуру должны войти ведущие бизнес-союзы страны. Такой орган вполне способен подтолкнуть к большей активности и банки. Никто не говорит, что надо принуждать их финансировать инновационные проекты, но можно заинтересовать, объяснить возможную выгоду. А то получается, что идеальный инноватор — это предприниматель, который сам изобрел и за свой счет внедрил. При таком подходе крупных инновационных проектов не будет.

— На Западе государство не принуждает и не подталкивает, а только создает условия для подобного финансирования. Для венчурных инвесторов участие в инновационных высокорисковых проектах — это такой же бизнес, как и обычное кредитование.

— У нас венчурных инвесторов толком нет, и откуда они могут взяться, если наши банкиры формируют достаточную маржу на традиционном кредитовании. Людей надо готовить, совместно с ГКНТ и бизнес-союзами организовывать профильные семинары, предлагать иные формы обучения.

Мы ведь не ждем, что государство с нами пойдет искать инвесторов. Бизнес и сам способен их найти, в т.ч. за рубежом. Но надо, чтобы государство было своего рода партнером или гидом, который в случае возникновения каких-то вопросов поможет найти на них ответы, окажет методологическую поддержку, выступит в роли арбитра. Поскольку инновации — это всегда что-то новое и неизвестное, их внедрение я бы сравнил с походом в темный лес. Одному да без фонарика туда идти страшно, а если за компанию с кем-то — где посветят, где-то карту дадут. Уже веселей!

— Насколько, по вашим наблюдениям, отечественный реальный сектор в Беларуси склонен сегодня к инновациям? Есть ли здесь какая-то градация в зависимости от формы собственности, возраста и других признаков?

— Конечно, часто приходится натыкаться на консерватизм, страх что-то менять. Многие полагают, что лучше синица в руках, чем журавль в небе. Инновационная активность зависит и от возраста человека и после 40 лет заметно падает. Не хочу обидеть лучшую половину человечества, но к новаторству, как я заметил, больше склонны мужчины. Возможно, природное предназначение женщины оберегать семейный очаг усиливает в них консерватизм. Зато женщины могут воодушевить мужчин на новые свершения, стать надежным тылом.

— Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского периодически проводит образовательные мероприятия по инновационной теме. Было ли вам полезно и интересно участвовать в круглом столе в рамках Ярмарки инновационных идей – 2012?

— Эти мероприятия запомнились интересными людьми, много звучало ценных мыслей, особенно в ходе дискуссии. Лично мне это позволило расширить кругозор, еще раз убедиться в необходимости инноваций. Кстати, бросилось в глаза отсутствие на круглом столе представителей финансового сектора — только конверты с предложениями лежали на столах. Видимо, это тоже показатель их интереса к данной теме.

— Антон Валерьевич, неужели все сводится главным образом к финансированию?

— Нет, не все. Более того, недостаток средств зачастую только стимулирует поиск неординарных решений. Но без внешнего финансирования сложно выйти сразу на большие объемы производства, завязанного на инновационных идеях. Например, наша компания, работая шестой год, принципиально не использует дорогие кредитные ресурсы и развивается только за свой счет. Ограниченные финансовые возможности мы стараемся компенсировать как раз через применение инноваций. Потому и появился слоган «Не рядовые решения!». Становление фирмы должно исходить из нашего внутреннего личностного развития и быть направлено на него же — в этом весь смысл.

Мы внедрили инновационную систему трудовых отношений — сотрудникам предоставлен свободный график рабочего времени и возможность выбирать те задания и проекты, которые им интересны. Для многих руководителей, особенно в нашей стране, где традиционно практикуется авторитарный тип управления, с жестким контролем и мерами ответственности, такой подход кажется безумным. Но мы убеждены, и это подтверждает практика: внутренняя самоорганизация человека куда эффективней, чем попытки внешнего контроля.

Зато наш стиль управления позволяет по максимуму раскрепостить творческую инициативу. Если человеку нравится то, чем он занимается, эффективность вырастает в разы. А это, в свою очередь, позволяет генерировать новые инновационные идеи и продукты, удивляющие клиентов и конкурентов. Ведь уникальность и оригинальность потребительских свойств товаров — это одно из конкурентных преимуществ на рынке.

Лев Толстой сказал, что счастье не в избытке, а в недостатке. Перефразируя его, скажу, что инновации рождаются как раз при нехватке средств. Но надо двигаться дальше, расширять производство, закупать современное оборудование, осваивать новые рынки. Для этого нужны партнеры-инвесторы.

— Деньги ведь можно привлечь не только через банки или фонды. Существуют фондовые инструменты, франчайзинг. Чем из этого арсенала пользовались или планируете?

— Да, мы изучаем возможность выпустить облигации, к франшизам тоже присматриваемся. Но более серьезные наши надежды связаны с поиском инвестора для создания СП. Пробуем, в частности, найти партнера в Германии, где есть капитал и передовые технологии. Надеемся, что приход такого инвестора поможет нам обновить производственную базу и внедрить передовые западные технологии автоматизации технологических процессов. Уверен, что с нашим креативным подходом мы не только успешно их освоим, но и усовершенствуем. В этом и есть сила инноваций.

Беседовал Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by