Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
13.07.2010 15 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ГРУППА ВТБ: СТРАТЕГИЯ ДЛЯ БЕЛАРУСИ

Российская финансовая группа ВТБ, в которую входит и Банк ВТБ (Беларусь), разработала новую стратегию развития, рассчитанную на 3 года.

Российская финансовая группа ВТБ, в которую входит и Банк ВТБ (Беларусь), разработала новую стратегию развития, рассчитанную на 3 года. В каком направлении намерен двигаться один из крупнейших российских банков и какое место в его планах занимает наша страна, рассказывает первый заместитель президента — председателя правления ОАО Банк ВТБ (Россия) Василий ТИТОВ.

— Стратегия ВТБ на 2010– 2013 гг. предполагает существенный рост доходов за счет развития ключевых направлений бизнеса — корпоративного, инвестиционного и розничного. На предыдущем этапе главной задачей был агрессивный рост объемов и доли рынка. Сейчас Группа ставит своей основной целью повышение эффективности бизнеса, качественное улучшение структуры доходов, достижение целевого возврата на капитал. Так, предполагается активное развитие высокомаржинальных видов бизнеса, прежде всего розничного и инвестиционного. В корпоративном сегменте мы намерены увеличить свою долю не в объемах, а в доходах рынка — за счет повышения доли ВТБ в обслуживании нижнего сегмента крупного и сегмента среднего бизнеса, увеличения доходности крупнейших клиентов. Соответственно, вырастет доля комиссионных доходов в общей структуре доходов Группы. По каждому направлению бизнеса целевой возврат на капитал должен достигать не менее 15% по Группе в целом и не менее 20% для высокомаржинальных видов бизнеса. Реализация всех этих задач неизбежно должна привести к существенному росту капитализации банка ВТБ. Мы намерены активно развивать розницу не только в России, но и в странах СНГ, в т.ч. Беларуси. В целом доля розницы в активах Группы предположительно вырастет с сегодняшних 18% до 20–25%.

— Василий Николаевич, 24 июня вы избраны председателем Совета директоров ЗАО Банк ВТБ (Беларусь). Какая роль в новой стратегии Группы отведена Беларуси?

— Наш бизнес везде абсолютно деполитизирован. Наша цель в СНГ — развитие универсальных банков, значимых игроков на рынке, ориентированных на обслуживание не только российских, но и локальных клиентов. В Беларуси рынок перспективный, очень интересный, и, безусловно, мы его считаем стратегическим. Это наше отношение основано на тех задачах, которые ставятся перед «дочкой». Мы считаем, что банк заслуживает более сильных позиций на белорусском рынке, чем нынешняя 8–9. Нужно входить в первую пятерку. На корпоративном рынке в 2013 г. доля банка должна составлять 3,5–4% по кредитованию и 9,2–9,7% по привлечению ресурсов, а по розничному бизнесу рост доли по кредитованию — до 3,2–3,7% и по депозитам до 2–2,5%. По прибыли в 2013 г. банк ориентирован на уровень 40–55 млн. USD, а рентабельности капитала — не менее 20%. Предстоит увеличение активов примерно в два раза, до 1 млрд. USD. Это конкретно сформулированные и очень жесткие задачи. И мы готовы помогать белорусскому банку ресурсами, лимитами, ликвидностью, организационной поддержкой.

Сейчас подготовлена специальная программа развития розницы в наших банках на территории СНГ. Для этого будут применяться опыт и технологии ВТБ 24, где уже создано подразделение, курирующее это направление. В этой программе Беларуси отводится достойное место. Мы считаем, что возможности на этом рынке есть, и существенные.

Очень важно найти возможность диверсификации кредитного портфеля, чтобы уйти от традиционной структуры обслуживания крупных внешнеторговых, преимущественно сырьевых клиентов. Диверсификация кредитного портфеля и бизнеса — очень важные и серьезные задачи, которые обсуждались 24 июня на заседании Совета директоров ЗАО.

В Беларуси есть все возможности и для развития инвестиционного бизнеса. Они не простые, но тем не менее, на наш взгляд, белорусская экономика стоит на пороге масштабной приватизации. Мы это понимаем, ожидаем и хотим быть готовыми к моменту, когда соответствующие решения будут приняты. В 2007 г. мы запустили новый, один из наших наиболее успешных проектов — ВТБ Капитал, предусматривающий создание глобального инвестиционного бизнеса в России. Такого опыта в РФ в таком виде, как у нас, точно нет. Сегодня в этой компании, имеющей филиалы в Лондоне, Москве, Дубае и Сингапуре, работает порядка 800 человек. В этом году откроется банк в Гонконге. На очереди США, где мы изучаем рынок инвестиций. Несмотря на сложное время, по итогам прошлого года компания получила около 800 млн. USD прибыли. При этом ВТБ Капитал видит также активной и белорусскую площадку.

— ВТБ в феврале сообщил о запуске матричной системы управления, которая предполагает наличие управляющих комитетов, координирующих работу более 20 «дочек» Группы. Включен ли белорусский банк в это систему?

— Суть матричной системы управления сводится к следующему: за определенные виды бизнеса отвечают те, кто профессионально занимается ими в головной организации. Например, есть розничное направление, которым занимается ВТБ 24 — дочерний московский банк, работающий с гражданами, а также мелким и средним бизнесом. Он отвечает за развитие розничного бизнеса во всей Группе, координирует и контролирует его, унифицирует к местным условиям продуктовую линейку. Мы видим только финансовые результаты. За всю работу, например в Беларуси, отвечает ВТБ 24 и руководитель «дочки». Так создано горизонтальное и вертикальное подчинение. Чтобы координировать эти усилия, действует несколько организационных образований — управляющих комитетов. Кредитный комитет банковской группы занимается проблемами рисков, решением вопросов предоставления кредитов. Есть также, например, комиссия по управлению брендами.

Самый большой — управляющий комитет, в который входят руководители крупных банков Группы и отдельных направлений. Здесь принимаются основные глобальные решения, связанные с развитием.

В нынешних условиях это единственно возможная, хотя и не идеальная модель. Однако сегодня она эффективна, так как, на наш взгляд, Группа управляется достаточно надежно. Мы обладаем всей необходимой информацией, реагируем на изменения, происходящие в отдельных точках, и достаточно эффективно строим взаимодействие с каждым из банков Группы. Конечно, и ВТБ (Беларусь) входит в такую матричную систему управления.

— Для работы с крупными клиентами ВТБ весной начал реформу корпоративного бизнеса, объединив его с инвестиционным банком и создав институт «глобальных менеджеров». Что представляет собой новый институт и каковы его результаты?

— Процесс реорганизации еще не завершен. Это довольно сложный процесс. Идея такова. Сегодня у нас среди клиентов — 85 крупнейших предприятий и холдингов из самых различных отраслей, а будет ТОП-100 клиентов. За каждым из них закрепляется «глобальный менеджер», который ведет данного клиента по всем направлениям банковского бизнеса: от инвестиционного до, возможно, розничного, имея в виду предложение продуктов Группы. Это должны быть компетентные, высококвалифицированные люди, знающие всю продуктовую линейку Группы, имеющие хорошие взаимоотношения с клиентами. Мы заметили, что в последнее время стали по сути дела банком одной услуги, т.е. банком, который только кредитует. Ведь банковские услуги намного шире, чем только кредитование. Главное, чтобы наш клиент пользовался всеми видами услуг: расчетно-кассовым обслуживанием, кредитованием, гарантийным документарным бизнесом, внешним заимствованием и т.д. Но для того, чтобы это предложить клиентам, менеджеру нужно знать все продукты, самому быть универсальным. Тогда и предложения будут эффективными.

Институт глобальных менеджеров потребует перестройки всех наших структурных подразделений, для того чтобы наши предложения были конкурентны и интересны. Поэтому пока говорить о результатах рано, но они будут обязательно.

— Для мотивации топ-менеджеров на высокие результаты работы компании не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе в российских госбанках уже два года обсуждается опционная программа. В какой стадии находится ее разработка в ВТБ? Сколько акций в нее планируется заложить? Будет ли участвовать в опционной программе белорусская «дочка» ВТБ?

— Опционной программой мы занимаемся около трех лет. В целом она готова и рассчитана на поощрение менеджеров для закрепления их в банке. К сожалению, пока не получено полное одобрение для ее запуска. Правительство РФ хотело бы спрогнозировать одновременный запуск этой программы по банкам с государственным участием. Судя по тому, что в отдельных банках эта программа начала легализоваться в явочном порядке, я не исключаю, что мы можем конкретные шаги по ее реализации предпринять в следующем году. Сейчас было бы неправильно говорить о конкретных цифрах, не приняв опционную программу. Скажу о подходе. Во-первых, мы будем ориентировать своих менеджеров на то, чтобы, проработав определенное время в банке, они получали в качестве бонуса пакет акций. Получив эти пакеты акций, они будут заинтересованы трудиться в банке и добиваться роста результатов его работы. Во-вторых, круг людей, которые будут участвовать в этой опционной программе, сделать достаточно широким. Считаем, что это должны быть не только топ-менеджеры, т.е. члены правления и члены управляющих комитетов, а чуть шире. Сколько это будет — 100, 200 человек — сказать не берусь, но порядок будет примерно такой. Рассчитываем, что опционная программа, безусловно, коснется и руководителей наших дочерних банков.

— Каково у ВТБ в настоящее время положение с проблемными кредитами? Как много залога и в каких сегментах рынка его забрали по итогам кризиса? Что предпринимается с такими непрофильными активами?

—- Мы с ситуацией плохих долгов в принципе справились и удержали их в тех пределах, о которых заявляли. По Группе они не выросли в среднем более 12%, хотя где-то есть больше, где-то меньше. В основном здесь больше всего возникло проблем с сектором недвижимости — девелопментом. Было принято ряд решений. В основном пошли по пути реструктуризации задолженности. Но там, где видели, что проблема через реструктуризацию не решается, пришлось забирать собственность. Таких проектов несколько: Дон-строй, Объединенная промышленная корпорация, Система-Галс, Динамо. Например, проект «Динамо», которым занимаюсь я, очень перспективный. Это создание двух уникальных объектов: комплексов стадиона и коммерческой недвижимости, включающей жилье на окраине Петровского парка. Уверен — проект будет осуществлен.

От непрофильных активов можно избавляться двумя путями: если есть соответствующая конъюнктура, то банк продает их сам или развивает до состояния, когда выгодно продать. В конечном итоге мы из этих проектов выйдем и не будем их собственниками.

— После шести убыточных кварталов второй по величине российский банк ВТБ показал рекордную прибыль за январь–март 2010 г. — более 521 млн. USD. В июне, впервые с мая 2007 г., когда было проведено первичное размещение акций ВТБ, ценные бумаги банка часто вели себя на рынке увереннее, чем акции Сбербанка России, который весь прошлый год демонстрировал очень высокие темпы роста. На ваш взгляд, с чем это связано?

— По российской отчетности, прошлый год мы закончили с прибылью, и довольно значительной — 1 млрд. USD. Это позволило выплатить хорошие дивиденды акционерам. После создания резервов в объеме 5,125 млрд. USD по МСФО получился чистый убыток в размере 1,974 млрд. USD. Мы пошли на это сознательно, чтобы честно показать все проблемное, что национальная система учета позволяет не выделять. Поэтому у нас и получился довольно ощутимый убыток. Но это позволяет нам не резервироваться на спрятанные куда-то проблемы. Поэтому мы свое движение к прибыли начали в I квартале. Считаем, что оно будет последовательным и заявленная доходность достигнута. При этом по итогам 2013 г. планируется прибыль на уровне 4–4,7 млрд. USD.

Что касается размещения акций, то трудно напрямую сравнивать Сбербанк и ВТБ. Сбербанк унаследовал функции, а также бесплатно значительную часть сети со времен СССР, а это более 20 тыс. отделений. Огромные суммы пенсионных денег продолжают поступать в Сбербанк в виде бесплатных пассивов. Естественно, это обеспечивает преимущество по некоторым показателям.

Говоря о динамике курсов акций после первичного размещения, надо учесть два обстоятельства. Во-первых, Сбербанк не размещался на международных площадках. Его акции котируются только на московской бирже. Акции ВТБ размещались и в Лондоне, и в России, поэтому поведение инвесторов за рубежом повлияло на курс акций существеннее, чем отечественных. Во-вторых, динамика наших экономических показателей лучше, т.е. развитие идет выше рынка.

Теперь акции ВТБ стоят почти вдвое ниже цены размещения (13,6 коп.) Недавно утверждена стратегия «Дорога к 15», предусматривающая повышение капитализации банка, в результате которой стоимость наших акций в ближайшие три года на российском рынке вырастет до 15 копеек. Все это означает, что мы работаем и пытаемся заставить инвесторов в нас поверить.

Беседовал  Николай ЗЕНЬКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by