Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
21.12.2010 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ГРАЖДАНИН НАЧАЛЬНИК, ИЛИ КНОПКА РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Отставание по ряду экономических показателей, установленных прогнозом социально-экономического развития, заставляет власти на местах усиленно трудиться над восполнением образовавшихся пробелов. При этом ни объективные причины, ни правовые рамки не ограждают частные компании от вовлечения в создание процентного роста.

Отставание по ряду экономических показателей, установленных прогнозом социально-экономического развития, заставляет власти на местах усиленно трудиться над восполнением образовавшихся пробелов. При этом ни объективные причины, ни правовые рамки не ограждают частные компании от вовлечения в создание процентного роста.

Леонид Фридкин

«ЭГ» не раз обращалась к проблемам постановки прогнозных показателей и способов их достижения (см., например, №№ 53 и 60 за 2010 г.). Но, видимо, этой теме суждена долгая жизнь — ибо привычка «ручного управления» экономикой глубоко укоренилась в руководящих слоях.

Выступая на IV Всебелорусском народном собрании, Президент Александр Лукашенко посетовал, что «некоторые министерства и концерны видят свою роль лишь в том, чтобы любыми способами выбивать выполнение прогнозных параметров, вместо того, чтобы содействовать обновлению основных средств, расширению ассортимента, поиску новых рынков сбыта товаров». Отсюда, по мнению главы государства, «неспособность некоторых предприятий вырваться из замкнутого круга: выпуск неконкурентноспособной продукции, работа на склад, вымывание оборотных средств и как следствие — отсутствие возможности модернизации». Выход из такого круга видится в стимулировании инициативы и социальной ответственности субъектов хозяйствования, устранении излишних барьеров. Решить эту задачу предполагается с помощью Директивы № 4, направленной на либерализацию экономики и улучшение делового климата, которую обещают принять до конца года. Суть стратегии либерализации Президент сформулировал просто: «конкуренция — везде, где возможно, государственное регулирование — там, где необходимо».

Бизнес-сообщество ждет появления Директивы более полугода, не будучи, впрочем, уверенным в том, что она решит все накопившиеся за полтора десятилетия проблемы. Ведь за эти годы привычка тотального госрегулирования, уходящая корнями в советское наследие, стала второй натурой большинства чиновников. И призывы к смене приоритетов вряд ли сразу возымеют действие. Да и будут ли они вообще услышаны, если основные элементы административно-командной системы остаются незыблемыми?

Так, министр экономики Беларуси Николай Снопков, выступая на Всебелорусском народном собрании, заявил, что в министерствах и концернах должны перейти от оперативного управления узким кругом подведомственных предприятий к стратегическому регулированию всей отрасли, основной целью которого является создание условий для всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности и подведомственной подчиненности. Не окажется ли, что «стратегическое регулирование» обернется не столько распространением помощи в развитии организациям, не имеющим ведомственной подчиненности, сколько навязыванием им требований, которые чиновники считают приоритетными?

Напомним, указы Президента и постановления Совмина возлагают на руководителей республиканских органов госуправления, местных исполнительных и распорядительных органов персональную ответственность за достижение разработанных прогнозов социально-экономического развития по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам. Но плох тот бюрократ, который не переложит ответственность на другие плечи. А потому директора предприятий, причем не только государственных, но и частных, продолжают получать из исполкомов письма или вызовы на совещания, где речь идет о требовании увеличить объемы производства — под их, директорскую, персональную ответственность. Врожденная «памяркоўнасць» мешает бизнесменам и менеджерам спросить: какая ответственность, гражданин начальник, по какой статье «гореть» будем? Ведь директор частной фирмы отвечает за свою работу, в т.ч. объемы выпуска и финансовые результаты не перед не исполкомом, а исключительно перед собственником. Не существует дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за рост показателей, который, вполне возможно, в данное время не по силам, а то и попросту не нужен частной компании. Если уж иные чиновники так озабочены стимулированием производства — пусть помогут, скажем, с заказами, материальными и финансовыми ресурсами. Или просто не отнимают у людей драгоценное время. Меньше всего стимулируют развитие бизнеса требования наращивать объемы под угрозой наслать на вялорастущие компании проверку. Казалось бы, Указ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» должен был однозначно избавить бизнес от подобных угроз. Но, оказывается, в нем достаточно лазеек для того, чтобы главный рычаг воздействия на строптивцев по-прежнему оставался в руках чиновников. Не слишком пугает их ст. 23.79 КОАП, грозящая должностным лицам штрафом за незаконное назначение проверки, хоть его размер и удваивается — вертикаль своих сдает редко. Не смущает бюрократов и то, что разоренная штрафами фирма и подавно не сможет вносить ни повышенную, ни нынешнюю лепту в экономические показатели, а то и вовсе закроется.

Как решить эту проблему? В следующей пятилетке, как сообщил Н.Снопков, планируется усилить значимость и ответственность региональных властей в повышении эффективности управления переданной им госсобственности и результативности разработанной стратегии регионального развития при формировании благоприятной среды для всех субъектов хозяйствования на данной территории. Не окажется ли, что упомянутые субъекты вновь столкнутся с вмешательством в свою деятельность — под новым благовидным предлогом? Для чиновников это будет наиболее простым способом решения задач социально-экономического развития территории как единого целого — ведь за результат с кого-то нужно спросить.

Министр экономики надеется, что мы постепенно уйдем от прямого управления хозяйственной деятельностью предприятий и сосредоточимся на формировании и реализации отраслевой экономики, научно-технической и кадровой политики, а акценты сместятся на экономические механизмы госрегулирования. Но на местах привычка управлять всем и вся «вручную», даже за гранью своих полномочий, сильнее почтения к закону и просто здравого смысла. Например, одно из частных предприятий республики получило в конце ноября письмо из исполкома с требованием увеличить в декабре выпуск потребительских товаров. Может, фирма и рада была бы это сделать, да производит-то она мороженое. А на дворе зима. Вот если бы исполком, вместо того чтобы стращать персональной ответственностью, гарантировал локальное потепление...

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений