Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
06.07.2010 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ГОСЗАКУПКИ НА ТРОИХ

ВЫЗЫВАЮТ У ЭКСПЕРТОВ МНОГО ВОПРОСОВ

Таможенный союз открывает двери для формирования ЕЭП, что вызовет бурный рост товарооборота, утверждают инициаторы нового объединения. Однако поставленная цель вряд ли будет достигнута без унификации тендерных систем трех стран. Об этом шла речь на состоявшемся в Минске форуме «Государственные закупки: единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

Объем рынка госзакупок стран — участниц Таможенного союза весьма значителен — 135 млрд. USD, сообщил заведующий кафедрой менеджмента экономического факультета БГУ профессор Борис Паньшин. При этом доля России в нем — 120 млрд. USD (88%). Вклад Казахстана и Беларуси — соответственно 8 млрд. и 7 млрд. USD.

Эти цифры свидетельствуют об огромном значении госзакупок в экономической политике каждой из стран. Госзаказ на продукцию ВПК, например, направлен на укрепление безопасности государства. Его продовольственную безопасность повышают госзакупки в сфере АПК, а энергетическую — товаров ТЭК. Активно применяется данный инструмент и регионами, способствуя социально-экономическому развитию. С другой стороны, приобретение качественной и более дешевой продукции ориентирует государства на создание конкурентной среды — участие в госзакупках как можно большего числа поставщиков.

На практике реализация данной политики в каждой из трех стран нашла отражение в нормативных актах, регламентирующих конкурсный порядок размещения госзаказа. В Беларуси законодательную базу определяют указы Президента от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» и от 7.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь».

В Казахстане правовое регулирование осуществляется согласно закону от 21.07.2007 № 303-III ЗРК «О государственных закупках». В РФ основополагающим является федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Национальные подходы в итоге привели к созданию трех тендерных систем, которые на сегодняшний день имеют мало общего друг с другом. Как прозвучало на форуме, если в Астане и Минске в той или иной степени использовали международный опыт, то Москва пошла путем разработки оригинальных правил. Скажем, казахстанское и белорусское законодательства предусматривают планирование госзакупок, российское — нет.

В РФ, например, ее тендерная система за 5 лет работы закона № 94-ФЗ приобрела скандальную славу, вызванную масштабными проявлениями коррупции. Прежде всего это манипулирование заказом на этапе его формирования, когда решается, что именно приобрести.

Отсюда возникают потребности местных чиновников в «золотых стульях», «серебряных часах» и других предметах роскоши. По мнению российских экспертов, закон № 94-ФЗ «написан так сложно и выполнять его так трудно», что коррупционерам на этом фоне очень легко скрыть любые манипуляции. В результате у той же Счетной палаты РФ нет нормального инструмента, с помощью которого можно было бы отследить, насколько эффективно и целевым образом потрачены бюджетные деньги, поскольку отсутствуют методики оценки эффективности закупок.

С момента принятия этот закон из-за многочисленных поправок стал «в два с половиной раза толще» и абсолютно нечитаемым, полагает, в частности, директор Института управления закупками и продажами им. А.Б.Соловьева госуниверситета «Высшая школа экономики» (Москва) Ирина Кузнецова. По ее мнению, нужно серьезно редактировать и упрощать весь текст документа, а также переписать нормы, которые не учитывают экономическую составляющую закупок. То есть, как полагает эксперт, в него нужно вернуть экономические реалии, связанные с правильным выбором способов заказа, квалификацией персонала, характеристиками помещений, оборудования, технологий, необходимых для использования в контракте. Если научиться грамотно закупать, потом не придется тратить миллиарды на ликвидацию последствий «неправильных» закупок, уверена И.Кузнецова.

Мировая практика борьбы с коррупцией в этой сфере предопределила все большее применение электронной формы размещения госзаказа. В частности, такая тенденция наблюдается в Евросоюзе, отметила Лариса Кокарева, региональный менеджер международной компании Crown Agents, оказывающей услуги в сфере управления государственными финансами. Электронная форма имеет по сравнению с бумажной ряд неоспоримых преимуществ, в числе которых сокращение цикла закупок и сроков процедур, времени и трудовых затрат на распространение тендерной документации, стоимости получения, обработки и распространения ответов поставщикам, улучшение прозрачности тендеров для всех заинтересованных сторон, хранения и архивирования документации.

Кстати, с 1.01.2010 г. на эту форму полностью переведена система госзакупок Казахстана. Сейчас госорганы и бюджетные организации этой страны приобретают через портал www.goszakup.gov.kz буквально все — от карандашей до автомобилей. У такого подхода есть масса достоинств — он позволяет экономить бюджетные деньги и снижает риск коррупции, утверждают в казахстанском правительстве.

В том, что Астана продвинулась дальше по внедрению в тендерную систему интернет-технологий, признают в Москве и Минске. Поэтому Казахстану поручено подготовить проект соглашения об осуществлении госзакупок в ЕЭП. Конкурсные процедуры в рамках трех стран должны проводиться исключительно электронным способом, полагает министр финансов этой страны Болат Жамишев. В противном случае, по его словам, бессмысленно ожидать пользы от партнерства в сфере госзакупок, «если нужно с пакетом документов лететь в Москву, в какое-то учреждение и там сдавать эти документы».

Кстати, Россия также резко ускорила электронизацию процесса размещения госзаказа. В связи с тем, что многие организации игнорировали это новшество, Госдумой в 2009 г. были приняты специальные поправки в законодательство. И если до сих пор данный процесс во многом носил добровольный характер, то с 1.07.2010 г. федеральные заказчики вместо обычных аукционов с «молотком» и аукционистом обязаны проводить исключительно электронные аукционы. Что касается региональных и муниципальных организаций, то для них в соответствии с законом № 94-ФЗ размещение заказов на аукционах в такой форме станет обязательным с 1.01.2011 г. Стоит также отметить, что этот процесс централизован — торги осуществляются лишь на 5 общероссийских электронных площадках.

Изменения в российских правилах госзакупок больно бьют по поставщикам нашей страны. Как прозвучало на форуме, формально ни один белорус сегодня не может принять участие в электронных торгах в РФ. Поскольку согласно законодательству иностранцы не имеют права свободно получать электронно-цифровую подпись (ЭЦП), используемую в тендерном документообороте РФ.

С данной проблемой столкнулось, например, гродненское ОАО «Белкард», рассказал «ЭГ» начальник договорного отдела предприятия Юрий Ситкевич. По его словам, российские фирмы (удостоверяющие центры), которые занимаются выдачей ЭЦП, не хотят даже заключать договоры на оказание такой услуги. Подобные трудности с выходом на рынок госзакупок РФ испытывают и другие наши поставщики, традиционно участвовавшие в тендерах, проводимых местными заказчиками. Дело в том, что для иностранцев процесс выдачи ЭЦП в России предполагает согласование, в частности, с органами Федеральной службы безопасности (ФСБ). Такая подпись, мол, согласно порядкам этой страны «высокотехнологичный продукт, который нельзя экспортировать», пояснил Ю.Ситкевич.

Михал СТЕЛЬМАК

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений