Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Государство снижает поддержку «зеленой» энергетики

Фото: tochka39.ru

В сентябре регулирование отрасли возобновляемых источников энергии обновилось сразу двумя документами. Рассказывают представители юридической фирмы Arzinger Евгения Серегина, старший юрист, и Никита Бабкин, помощник юриста.

Постановлением МАРТ от 03.09.2018 № 73 установлены повышающие коэффициенты на закупку альтернативных мегаваттов в рамках квот на 2019 г. по созданию электроустановок, Указом Президента от 24.09.2019 № 357 (далее – Указ № 357) кардинально изменен фокус гос­политики в отношении возобновляемых источников энер­гии (ВИЭ). С чем это связано?

– Сразу перейдем к сути. С 1 ноября т.г. для новых инвесторов (которые создают ВИЭ установки в рамках квот, распределяемых после 1 ноября) отменяются повышающие коэффициенты, которые обязывают энергосистему закупать «зеленую» энергию дороже по отношению к энергии, производимой на традиционных ТЭЦ.

Получается, 2019 г. стал последним, когда инвестировать в установки ВИЭ было действительно выгодно в свете быстрой окупаемости. После 1 ноября инвестор сможет использовать только стимулирующий коэффициент, который в среднем в 2 раза ниже повышающего (в зависимости от вида ВИЭ).

Это связано с запуском Бел­АЭС?

– И да и нет. В целом это логичный шаг регулятора: запускается БелАЭС, вместе с ней возникают перепроизводство, излишки элек­тро­энергии в стране. С другой стороны, если взглянуть на квоты по созданию установок ВИЭ на 2020–2022 гг., видно, что государство стремится сбалансировать развитие всех видов ВИЭ.

Судя по квотам, приоритетными видами «зеленой» становятся гидроэнергия и геотермальная энергетика. К примеру, на ГЭС отведено 62 МВт, что сопоставимо с тремя гродненскими ГЭС (введена в строй в 2012-м). На геотермальную энергию, которая доселе не пользовалась популярностью у инвесторов, отведено 40 МВт.

Деятельность электростанций, ис­пользующих энергию ветра (если брать в расчет не только квоты), претерпела куда более заметные из­менения.

Во-первых, такие проекты, судя по всему, ставят на паузу. В ближайшие три года будет позволено строиться только источникам, которые связаны с проектом международной технической помощи ПРООН (по нему готовятся предынвестиционные активы для будущих инвесторов).

Во-вторых, одна из норм Указа № 357 напрямую запрещает ис­пользование б/у оборудования на строящихся ВИЭ-установках.

Это прямая реакция регулятора: сейчас 86 из 96 ныне действующих ветряков построены из использованного ранее оборудования. Важно подчеркнуть, что запрет распространяется не только на ветряки, но и на любую ВИЭ-установку.

Из положительного: запрет не распространяется на установки, построенные хозсубъектами в целях обеспечения своей хозяйственной деятельности.

– И каковы ваши прогнозы на обозримое будущее? Что ожидает белорусскую энергосистему?

– Наиболее важным с точки зрения изменений правил игры на рынке станет 2021 г. С 01.01.2021 все ВИЭ-установки, созданные в пределах квот, распределенных после 01.11.2019, будут участвовать в регулировании суточного графика покрытия электрической нагрузки энергосистемы.

Вовсе необязательно, что белорусская энергосистема будет приобретать всю электроэнергию, вырабатываемую ВИЭ.

Такая ситуация неоднозначна как в правовом поле, так и в плане технических возможностей. Это напрямую противоречит существующей норме ст. 16 Закона от 27.12.2010 № 204-З «О возобновляемых источниках энергии» (далее – Закон № 204). Дело в том, что государство гарантирует приобретение государственными энергоснабжающими организациями всей предложенной энергии, произведенной на ВИЭ.

В техническом же плане очевидно, что из-за непредсказуемости погодных условий регулировать объем производства электроэнергии с использованием ВИЭ затруднительно.

В бочке с дегтем оказалась и ложка меда. Указ № 357 внес ясность в существовавшее ранее непонимание, распространяются ли какие-либо квоты на установки, которые строятся хозяйственными субъектами для обеспечения собственных нужд: не распространяются.

Более того, если объем производства электроэнергии такими установками превышает необходимый для обеспечения хозяйственных целей субъекта, «излишки» данной энергии будут приобретаться с применением стимулирующих коэффициентов.

Таким образом, позиция государства понятна: в обозримом будущем высока вероятность перепроизводства, профицита электроэнергии в нашей стране, и власть считает необходимым регулировать общий объем генерируемой на мощностях частных инвесторов электроэнергии с учетом полноценной работы БелАЭС в следующем году.

Очевидна логика государства и с другой точки зрения. Стоимость 1 кВт/ч электроэнергии ВИЭ с применением повышающих и стимулирующих коэффициентов чуть ли не в 5 раз выше стоимости энергии, произведенной на обычной ТЭЦ. Именно этим и вызваны отмена повышающих коэффициентов и переход на более низкие стимулирующие, регулирование суточного трафика.

Все это закономерно ведет к постепенному отходу от заложенных в 2010 г. принципов максимальной государственной поддержки, приоритета развития и использования возобновляемых источников энергии в Беларуси.

Кроме того, законодатель указывает на необходимость развития ВИЭ для частных нужд.

Насколько нынешние условия будут выгодны инвесторам, желающим зарабатывать на развитии альтернативной энергетики, покажет практика.

Использование материала в полном объеме запрещено без получения предварительного письменного разрешения в электронном виде редакции neg.by. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by