$

2.5548 руб.

3.0295 руб.

Р (100)

3.3685 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Проекты

Государство снимает ограничения. В образовании, здравоохранении и связи нужна конкуренция

28.02.2020
Государство снимает ограничения. В образовании, здравоохранении и связи нужна конкуренция
Фото: Александр Рудницкий / Экономическая газета

Министерство антимонопольного регулирования и торговли пред­лагает освобождать от административной ответственности субъекты хозяйствования и их должностных лиц за сотрудничество с антимонопольным органом при проведении им расследования. Разработка такого механизма – один из пунктов подготовленной МАРТ Программы развития конкуренции в Беларуси.

Сейчас в КоАП действуют статьи 11.24 «Нарушение антимонопольного законодательства», 11.25 «Монополистическая деятельность» и 11.26 «Недобросовестная конкуренция», которые предусматривают штрафные санкции до тысячи базовых величин.

 

От сельского хозяйства – к телекоммуникациям

Заместитель ми­нистра Андрей Картун представил проект участникам республиканского делового форума «Развитие предпринимательства в Беларуси: стратегия и тактика».

Замглавы МАРТ напомнил, что программа разработана в сотрудничестве с Международной финансовой корпорацией. Ее подготовка шла в несколько этапов: сначала готовился обзор законодательства в сфере конкуренции и регулирования от­дельных инфраструктурных отраслей, а также зарубежной практики, затем впервые для страны был рассчитан индекс развития конкуренции – по методологии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Озвучивать итоговый результат Андрей Картун не стал, однако под­черкнул:

«Как и прогнозировалось, мы в хвосте среди стран Центральной и Восточной Европы, мы отстаем значительно, нам нужно двигаться дальше».

Программа предполагает как общие, так и специальные меры.

Первые коснутся:

  • развития и совершенствования законодательства;
  • соответствия госрегулирования, в т.ч. отраслевого, антимонопольным требованиям;
  • обеспечения конкурентной нейтральности госорганов;
  • снятия инфраструктурных барьеров и барьеров в сферах естественных монополий;
  • повышения грамотности госслужащих;
  • адвокатирования конкуренции.

В частности, в законодательстве должны измениться подходы к определению доминирующего положения с отменой количественных ограничений. Также появится методика оценки регулирующего воздействия принимаемых нормативных правовых актов с точки зрения их воздействия на конкуренцию.

По рекомендациям ОЭСР было выбрано девять отраслей, наиболее нуждающихся в развитии конкурент­ной среды. Это агропромышленный и лесной комплексы, лесная промышленность, здравоохранение, обра­зовательные услуги, телекоммуникации, энергетика, страхование, нотариальная деятельность, риелтор­ские услуги и реклама.

Например, в здравоохранении за­планирована дальнейшая либерализация механизма регулирования цен на лекарства и медицинские изделия, исключение конфликта интересов госорганов, обеспечивающих регист­рацию, процедуры госзакупок, управление предприятиями-производителями и контроль работы дис­трибьюторов и импортеров. Далее – обеспечение прозрачной, прогнозируемой и понятной для участников рынка системы госзакупок лекарств и введение упрощенной процедуры их регистрации.

Вообще говоря, в сфере здравоохранения МАРТ наметил больше всего мер среди других отраслей.

В сфере телекоммуникаций предусмотрено создание конкурент­ного механизма для развития инфра­структуры сотовой связи поколения 5G, обеспечение возможности сов­местного использования радиочастотного спектра разными субъектами, реорганизация РУП «Белтелеком» путем выделения из него ин­фраструктурного оператора и ком­мерческой организации, а так­же создание равных условий функ­ционирования для всех организаций телекоммуникационных услуг.

 

Без замечаний, но с дополнениями

У представителей бизнес-союзов, которых с проектом программы оз­накомили раньше других, мнения о нем пока кардинально различаются.

Директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского Жанна Тарасевич считает документ очень удачным.

– Это, наверное, единственная программа, которая действительно решает проблемы бизнеса. Не было практически такого документа, который бы мы за 25 лет не критиковали. Здесь же нет замечаний, только дополнения, – подчеркнула эксперт. – И я думаю, что здесь главными противниками у МАРТ будут не бизнесмены, а другие государственные органы, которые на сегодня монополизировали свою сферу деятельности.

В качестве примера Жанна Тарасевич привела организации «Минск­энерго» и «Минские тепловые сети», которые оказывают услуги электро- и водоснабжения в столице.

– Есть ли разница между их тарифами? Они отличаются на 60%. Одни тарифы утверждает МАРТ, а другие – Минский горисполком. Над такими вопросами мы в дальнейшем и должны работать, – пояснила директор БСПН.

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов проект рас­критиковал. По его мнению, среди сфер, для которых разрабатываются специальные меры развития и защиты конкуренции, должна присутствовать и розничная торговля. По его информации, изначально так и предполагалось, но в процессе подготовки проекта это направление оттуда исчезло.

Малый бизнес практически не может продавать свою продукцию через крупные торговые сети, – считает он. – И сегодня мы говорим о неком условном равенстве, о применении принципа конкурентной нейтральности, но не расшифровываем, в чем это равенство. Это равенство между малым бизнесом и теми, кто пользуется своим монопольным положением?

После согласования с заинтересованными госорганами и объединениями предпринимателей проект Про­граммы развития конкуренции планируют выставить на общественное обсуждение.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ


***