Государство снимает ограничения. В образовании, здравоохранении и связи нужна конкуренция
Министерство антимонопольного регулирования и торговли предлагает освобождать от административной ответственности субъекты хозяйствования и их должностных лиц за сотрудничество с антимонопольным органом при проведении им расследования. Разработка такого механизма – один из пунктов подготовленной МАРТ Программы развития конкуренции в Беларуси.
Сейчас в КоАП действуют статьи 11.24 «Нарушение антимонопольного законодательства», 11.25 «Монополистическая деятельность» и 11.26 «Недобросовестная конкуренция», которые предусматривают штрафные санкции до тысячи базовых величин.
От сельского хозяйства – к телекоммуникациям
Заместитель министра Андрей Картун представил проект участникам республиканского делового форума «Развитие предпринимательства в Беларуси: стратегия и тактика».
Замглавы МАРТ напомнил, что программа разработана в сотрудничестве с Международной финансовой корпорацией. Ее подготовка шла в несколько этапов: сначала готовился обзор законодательства в сфере конкуренции и регулирования отдельных инфраструктурных отраслей, а также зарубежной практики, затем впервые для страны был рассчитан индекс развития конкуренции – по методологии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Озвучивать итоговый результат Андрей Картун не стал, однако подчеркнул:
«Как и прогнозировалось, мы в хвосте среди стран Центральной и Восточной Европы, мы отстаем значительно, нам нужно двигаться дальше».
Программа предполагает как общие, так и специальные меры.
Первые коснутся:
- развития и совершенствования законодательства;
- соответствия госрегулирования, в т.ч. отраслевого, антимонопольным требованиям;
- обеспечения конкурентной нейтральности госорганов;
- снятия инфраструктурных барьеров и барьеров в сферах естественных монополий;
- повышения грамотности госслужащих;
- адвокатирования конкуренции.
В частности, в законодательстве должны измениться подходы к определению доминирующего положения с отменой количественных ограничений. Также появится методика оценки регулирующего воздействия принимаемых нормативных правовых актов с точки зрения их воздействия на конкуренцию.
По рекомендациям ОЭСР было выбрано девять отраслей, наиболее нуждающихся в развитии конкурентной среды. Это агропромышленный и лесной комплексы, лесная промышленность, здравоохранение, образовательные услуги, телекоммуникации, энергетика, страхование, нотариальная деятельность, риелторские услуги и реклама.
Например, в здравоохранении запланирована дальнейшая либерализация механизма регулирования цен на лекарства и медицинские изделия, исключение конфликта интересов госорганов, обеспечивающих регистрацию, процедуры госзакупок, управление предприятиями-производителями и контроль работы дистрибьюторов и импортеров. Далее – обеспечение прозрачной, прогнозируемой и понятной для участников рынка системы госзакупок лекарств и введение упрощенной процедуры их регистрации.
Вообще говоря, в сфере здравоохранения МАРТ наметил больше всего мер среди других отраслей.
В сфере телекоммуникаций предусмотрено создание конкурентного механизма для развития инфраструктуры сотовой связи поколения 5G, обеспечение возможности совместного использования радиочастотного спектра разными субъектами, реорганизация РУП «Белтелеком» путем выделения из него инфраструктурного оператора и коммерческой организации, а также создание равных условий функционирования для всех организаций телекоммуникационных услуг.
Без замечаний, но с дополнениями
У представителей бизнес-союзов, которых с проектом программы ознакомили раньше других, мнения о нем пока кардинально различаются.
Директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского Жанна Тарасевич считает документ очень удачным.
– Это, наверное, единственная программа, которая действительно решает проблемы бизнеса. Не было практически такого документа, который бы мы за 25 лет не критиковали. Здесь же нет замечаний, только дополнения, – подчеркнула эксперт. – И я думаю, что здесь главными противниками у МАРТ будут не бизнесмены, а другие государственные органы, которые на сегодня монополизировали свою сферу деятельности.
В качестве примера Жанна Тарасевич привела организации «Минскэнерго» и «Минские тепловые сети», которые оказывают услуги электро- и водоснабжения в столице.
– Есть ли разница между их тарифами? Они отличаются на 60%. Одни тарифы утверждает МАРТ, а другие – Минский горисполком. Над такими вопросами мы в дальнейшем и должны работать, – пояснила директор БСПН.
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов проект раскритиковал. По его мнению, среди сфер, для которых разрабатываются специальные меры развития и защиты конкуренции, должна присутствовать и розничная торговля. По его информации, изначально так и предполагалось, но в процессе подготовки проекта это направление оттуда исчезло.
– Малый бизнес практически не может продавать свою продукцию через крупные торговые сети, – считает он. – И сегодня мы говорим о неком условном равенстве, о применении принципа конкурентной нейтральности, но не расшифровываем, в чем это равенство. Это равенство между малым бизнесом и теми, кто пользуется своим монопольным положением?
После согласования с заинтересованными госорганами и объединениями предпринимателей проект Программы развития конкуренции планируют выставить на общественное обсуждение.