Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Факты, комментарии
16.04.2010 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО: АЛЬЯНС ВЛАСТИ И КАПИТАЛА

Интерес к развитию института государственно-частного партнерства в мире неуклонно возрастает. В постсоветстких странах, где сохраняется доминирование госсобственности и сильны естественные монополии, его рассматривают в качестве инструмента ускоренной модернизации отдельных отраслей и экономики в целом. С недавних пор о такой форме сотрудничества между властью и бизнесом заговорили и в нашей стране. Возможно, уже в ближайшее время оно получит дополнительную правовую основу: НИЭИ Минэкономики приступил к разработке проекта закона «Об основах государственно-частного партнерства»

Интерес к развитию института государственно-частного партнерства в мире неуклонно возрастает. В постсоветстких странах, где сохраняется доминирование госсобственности и сильны естественные монополии, его рассматривают в качестве инструмента ускоренной модернизации отдельных отраслей и экономики в целом. С недавних пор о такой форме сотрудничества между властью и бизнесом заговорили и в нашей стране. Возможно, уже в ближайшее время оно получит дополнительную правовую основу: НИЭИ Минэкономики приступил к разработке проекта закона «Об основах государственно-частного партнерства».

Евгений БОРУШКО, заведующий сектором НИЭИ Минэкономики, кандидат технических наук, доцент

Государственно-частное партнерство (ГЧП) интересно как промежуточная форма между государственной и частной собственностью, а также как своеобразная управленческая альтернатива приватизации. Она позволяет преодолеть фундаментальное экономическое противоречие, когда, с одной стороны, стратегически важные объекты (предприятия, энергетическая, транспортная и иная инфраструктура) не могут быть переданы в частную собственность, а с другой — государственный бюджет не в состоянии обеспечить их финансирование в должном объеме. В этом случае привлечение капитала обеспечивается путем передачи частным структурам во временное владение, пользование или управление активов с сохранением за ними статуса госсобственности. ГЧП может быть также реализовано через привлечение частных организаций на строительство различных объектов и освоение недр. При этом фирмы получают доход от пользования объектами, продажи товаров, работ и услуг, а государство сохраняет максимальный контроль за этими сферами деятельности.

В мировой практике существует множество примеров эффективного взаимодействия общественного и частного секторов при реализации крупномасштабных социально-экономических задач в производственной сфере, коммунальном хозяйстве, при строительстве объектов электро-, тепло-, газоснабжения, автодорог, мостов и т.д.

Основными формами партнерства стали контракты между государством и частными компаниями на обслуживание, управление, строительство; договоры аренды, лизинга; концессии, соглашения о разделе продукции и т.п.

Разумеется, для развития ГЧП необходима соответствующая законодательная база, которая также может принимать различные формы. В Германии, Польше, Румынии, Словении, Южной Корее, Литве, Кыргызстане, Молдове приняты законы о ГЧП. Во многих странах, в т.ч. у нас, действуют законодательные акты о концессиях, госзакупках, разделе продукции.

В России нет федерального закона о ГЧП, однако в 11 субъектах федерации приняты региональные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в данной сфере. При Минэкономразвития функционирует Департамент инвестиционной политики и развития государственно-частного партнерства, создан экспертный совет. В Госдуме России организован профильный подкомитет, финансированием проектов занимаются инвестиционные фонды.

Впрочем, на декабрьской коллегии Счетной палаты РФ отмечалось, что в статусных правовых актах отсутствуют положения о полномочиях органов исполнительной власти устанавливать партнерские взаимоотношения с бизнесом, нет четкой последовательности административных процедур, что создает условия для коррупции. Сложен порядок выделения ассигнований на инвестиционные проекты, кроме того, недопустимо низкое их кассовое исполнение за счет средств инвестфонда.

В Беларуси система взаимодействия между властными структурами и бизнесом в рамках ГЧП еще не создана, а первые попытки передать в концессию месторождения полезных ископаемых потерпели неудачу. Так что пока мы находимся в самом начале пути формирования такой системы. Тем более важно выбрать эффективные формы взаимодействия государственных и частных субъектов.

К сожалению, внедрение института ГЧП входит в противоречие с отдельными нормами Бюджетного, Инвестиционного и Налогового кодексов, земельным законодательством, и применить его на практике без системных изменений сложно. Но, похоже, еще сложнее будет перестроить мышление отдельных белорусских чиновников, которые боятся потерять даже долю контроля за подведомственными объектами. Поскольку официального толкования термина ГЧП в Беларуси нет, любой чиновник и политик вкладывает собственный, порой конъюнктурный, смысл в это понятие. Поэтому в министерствах очень осторожно воспринимают идеи ГЧП. Несмотря на то, что в Минэкономики имеется перечень инвестпроектов и предложений, по большому счету, действенный поиск частного инвестора для их осуществления не ведется.

На наш взгляд, пришло время четко расставить акценты. В разрабатываемых НИЭИ прогнозе социально-экономического развития РБ на 2011 г., программе социально-экономического развития на 2011—2015 гг. предусматриваются подразделы о развитии государственно-частного партнерства в стране. При этом основные надежды связаны с принятием закона «О развитии государственно-частного партнерства в Республике Беларусь», над проектом которого также работают в нашем институте.

Некоторые предпринимательские союзы и ассоциации, выражающие консолидированный интерес как правило частного сектора, а также международные организации также начали инициировать вопросы по созданию основ и механизмов ГЧП в стране, в т.ч. через СМИ. Эти структуры подключились к разработке концептуальных вопросов в этой сфере. Например, Белорусская научно-промышленная ассоциация приняла участие в разработке проекта декрета о ГЧП. Однако, на наш взгляд, целесообразнее сначала принять закон.

На сегодня некоторые правовые нормы, касающиеся отдельных форм ГЧП уже имеются в отечественном законодательстве, в частности, в Инвестиционном кодексе (о концессиях), в Гражданском кодексе (договоры подряда, аренды, поставки для госнужд и др.). Однако они либо не охватывают весь круг вопросов, либо разобщены. Разрабатываемый проект закона позволит существенно пополнить и модернизировать действующую нормативную базу в сфере инвестиционной деятельности, конкретизировать разносторонние формы и сферы использования ГЧП.

Считаем целесообразным принять долгосрочную стратегию развития государственно-частного партнерства в виде концепции или программы, создать при Совмине экспертно-совещательный орган по данной проблематике из числа представителей отраслевых министерств, вузов и общественных объединений предпринимателей.

Кроме того, должна быть сформирована надлежащая институциональная среда, включая инвестиционный фонд, объединяющий государственные и частные имущественные права и капиталы. В обязанность Национального инвестиционного агентства следует включить подбор частных инвесторов для реализации проектов ГЧП, а бизнес-союзам передать часть регулятивных функций и полномочий органов отраслевого и местного управления, в т.ч. по распределению госзаказа, а в перспективе использовать их возможности в качестве саморегулируемых организаций.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений