Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
04.12.2012 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ГОД БЕРЕЖЛИВОСТИ И ПРИВЫЧКА РАСТОЧИТЕЛЬНОСТИ©

Следующий год Указом Президента от 29.11.2012 № 537 в республике объявлен Годом бережливости. Это должно вдохновить белорусов оптимизировать расходы и рационально использовать ресурсы. Теперь у нас есть целый год, чтобы воплотить в жизнь задачу, которая неоднократно ставилась руководством в последние 40 лет в числе приоритетных.

Следующий год Указом Президента от 29.11.2012 № 537 в республике объявлен Годом бережливости. Это должно вдохновить белорусов оптимизировать расходы и рационально использовать ресурсы. Теперь у нас есть целый год, чтобы воплотить в жизнь задачу, которая неоднократно ставилась руководством в последние 40 лет в числе приоритетных.

В официальном пресс-релизе говорится, что проведение года бережливости «будет способствовать решению задач совершенствования организации производства, повышения производительности труда, качества продукции и услуг за счет оптимизации расходов, рационального использования ресурсов, исключения всякого рода необоснованных потерь, в первую очередь путем модернизации производства, внедрения новых технологий, техники и способов хозяйствования. Мероприятия этого года также направлены на воспитание у каждого чувства хозяйственности, стимулирование экономии и бережливости как на своих рабочих местах, так и в повседневной жизни».

Год бережливости станет логическим продолжением реализации Директивы № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства» в современных условиях, сказано в релизе.

Напомним, что в том документе, принятом 5 лет назад (14.06.2007 г.), были даны весьма конкретные указания: обеспечить в 2007–2010 гг. и на перспективу полное и надежное снабжение населения и экономики энергоресурсами по экономически обоснованным ценам (тарифам), снижение рисков и недопущение кризисных ситуаций в энергообеспечении страны, принять исчерпывающие меры по заключению начиная с 2007 г. долгосрочных соглашений о поставках в Республику Беларусь топливно-энергетических ресурсов с их диверсификацией не менее чем на 20% при условии экономической и экологической целесообразности, активизировать продажу неэффективно работающих малых и средних государственных организаций, не завершенных строительством объектов с превышением нормативного срока строительства свыше двух лет, а также долей государства в уставных фондах убыточных хозяйственных обществ, утвердить Концепцию энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь (что и было сделано Указом от 17.09.2007 № 433). Ставилась задача снизить энергоемкость ВВП в 2010 г. не менее чем на 31%, в 2015-м — на 50%, в 2020-м — не менее чем на 60% к уровню 2005 г., обеспечить в 2012 г. не менее 25% объема производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива, вторичных ресурсов и альтернативных источников энергии, диверсификацию поставок в республику энергоносителей, обеспечивающую начиная с 2020 г. импорт из одной страны-поставщика не более 65% объема потребляемых энергоресурсов.

Часть этих задач перекочевала в Программу деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 18.02.2011 № 216. Она предусматривает среди прочего снижение энергоемкости ВВП в 2015 г. не менее чем на 29% к 2010-му, материалоемкости в промышленности — на 5–7%, а в строительстве — на 2,5%. Однако пока результаты довольно скромные. Например, уровень материалоемкости продукции (работ, услуг) в организациях промышленности за январь–сентябрь т.г., по данным Белстата, снизился по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. всего на 0,71% при годовом прогнозе 2–3%, а энергоемкость ВВП выросла на 11,1% вместо снижения на 3–4% (в основном благодаря непропорциональному росту доли торговли нефтепродуктами).

Есть ли у белорусской экономики стимулы для бережливости, помимо лозунгов? Задолго до Директивы № 3 и нынешних программ и концепций и обретения Беларусью независимости те же вопросы более 30 лет числились в числе приоритетных в директивах XXIV–XXVI съездов КПСС, где повторялось, что «важнейшим направлением неуклонного подъема народного хозяйства являются ускорение его перевода на преимущественно интенсивный путь развития, рациональное использование созданного производственного потенциала, всемерная экономия материальных, трудовых и финансовых ресурсов». Но в плановой советской экономике повышать производительность труда было невыгодно, т.к. это влекло за собой повышение плановых заданий, а снижать материалоемкость — тем более, ибо при нормативном планировании это приводило к уменьшению стоимостных показателей выпуска и сокращению выделяемых фондов. Сегодня наши монополисты столь же мало заинтересованы в снижении материало- и энергоемкости — ведь они по-прежнему обосновывают цены затратным методом. Если в частном бизнесе рациональное использование ресурсов и снижение затрат — один из главных инструментов повышения конкурентоспособности и стоимости компаний, а следовательно, и доходов собственников и менеджеров, то на госпредприятиях подобных стимулов нет в принципе — выволочка за неисполнение показателей и премия за экономию их не заменяют. В результате в 70-е годы в СССР материалоемкость и энергоемкость ВВП были в 2–3 раза выше, чем в США и развитых странах Европы. Не помогло и постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 30.06.1981 № 612 «Об усилении работы по экономии и рациональному использованию сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов», предусматривавшее целый ряд организационных, технических, финансовых и агитационно-пропагандистских мер, призванных повысить эффективность социалистической экономики в 11-й пятилетке, ставшей предпоследней в истории Советского союза...

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений