Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
10.08.2010 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ГЧП ПРИДАЛИ ФОРМУ

Весеннее обсуждение темы развития в стране государственно-частного партнерства (ГЧП) получило продолжение: по поручению Минэкономики НИЭИ этого министерства разработал концепцию и проект закона «О государственно-частном партнерстве». Предполагается, что с его принятием в республике будут созданы основы для вхождения частного капитала в сферы, где до сих пор доминировало государство: жилищно-коммунальный комплекс, энергетику, транспортную инфраструктуру (включая метрополитен) и др. По просьбе «ЭГ» подготовленные документы прокомментировал директор института, кандидат технических наук, доцент Александр ЧЕРВЯКОВ.

Весеннее обсуждение темы развития в стране государственно-частного партнерства (ГЧП) получило продолжение: по поручению Минэкономики НИЭИ этого министерства разработал концепцию и проект закона «О государственно-частном партнерстве». Предполагается, что с его принятием в республике будут созданы основы для вхождения частного капитала в сферы, где до сих пор доминировало государство: жилищно-коммунальный комплекс, энергетику, транспортную инфраструктуру (включая метрополитен) и др. По просьбе «ЭГ» подготовленные документы прокомментировал директор института, кандидат технических наук, доцент Александр ЧЕРВЯКОВ.

— Цель нашей работы — привлечь внебюджетные инвестиции в сферу госсобственности для реализации совместных проектов, имеющих общенациональное значение, на условиях разделения ресурсов, доходов и рисков. Проект закона содержит нормы, в соответствии с которыми государство сможет передавать частному партнеру некоторые неотъемлемые права, а тот, в свою очередь, получит доступ к управлению объектами инфраструктуры и услуг.

Да, стоит признать, нынешнее законодательство уже отчасти содержит инструментарий для подобного рода взаимодействия: это и госзаказ, и инвестиционный договор, и аренда, и концессия… Поэтому некоторые представители бизнес-сообщества высказывали сомнения относительно целесообразности принятия отдельного акта. Вместе с тем мы убеждены, что именно появление специального закона способно обеспечить правовую определенность статуса (полномочий и обязательств) госорганов, других участников ГЧП-проектов. Это наиболее рациональный способ устранения дублирования и множественности правовых предписаний по одним и тем же вопросам. Такого мнения придерживаются в правительстве и Нацбанке.

— Александр Викторович, на начальном этапе обсуждения данной темы шли дискуссии вокруг названия: частно-государственное или государственно-частное партнерство. В проекте закона закреплено второе. Почему?

— Данный термин наиболее адекватно отражает специфику проектов ГЧП, поскольку они в большинстве случаев инициируются государством. От него же требуются дополнительные политические усилия, связанные с урегулированием более широкого контекста отношений общества и бизнеса. А вот бизнес-сообщество в лице предпринимательских союзов и ассоциаций не обладает финансовой и материальной базой для сопровождения и обеспечения проектов и программ ГЧП в национальном масштабе. Да и в целом в мире превалируют страны, использующие термин «государственно-частное партнерство» (в Европе — более 80% государств, почти все СНГ).

— Предложенные вашим институтом проект и концепция закона содержат ряд новых для белорусского законодательства понятий. Пожалуйста, поясните их суть.

— Проект закона «О государственно-частном партнерстве» является системным нормативным правовым актом. Его структура состоит из шести крупных основополагающих блоков, где содержатся общие вопросы осуществления ГЧП, сферы его применения, договорные формы, участники и их полномочия, порядок реализации проектов, состав соглашения о ГЧП, проведение конкурсов, гарантии и риски.

Разумеется, системный подход к разработке проекта потребовал формирования понятийного аппарата. К примеру, мы предложили уточнить термин «частный партнер», понимая под ним юридические лица, их объединения, индивидуальных предпринимателей, а также общественные объединения, осуществляющие деятельность на основании соглашения о ГЧП.

В качестве «государственного партнера» предлагаем понимать Республику Беларусь в лице правительства или уполномоченного им республиканского органа госуправления, облисполкомов и Минского горисполкома, юридическое лицо государственной формы собственности, объединение юрлиц, агентство или фонды.

Вместе с тем мы выделили понятие «ответственный государственный орган по делам ГЧП». В этой роли выступит Минэкономики, за которым предложено закрепить обязанности по ведению единой политики в области ГЧП, разработку нормативной базы, проведение госэкспертизы проектов и мониторинг их реализации. «Уполномоченный государственный орган» (отраслевое министерство, облисполком или Мингорисполком) будет инициировать проекты ГЧП и отвечать за их реализацию.

Также предложен термин «государственный орган по управлению рисками», роль которого предполагается закрепить за Минфином. Данное министерство будет рассматривать вопросы об участии бюджета в реализации проектов ГЧП и оказании господдержки, которая должна стать серьезным стимулом для частных инвесторов.

— Какие инструменты господдержки предлагаете использовать?

— Бюджетные ассигнования, госгарантии по кредитам, привлекаемым частным партнером, субсидии, выкуп результатов деятельности предприятия или софинансирование из средств республиканского и местных бюджетов, в т.ч. с целью обеспечения минимального уровня дохода бизнеса.

Также проект закона предусматривает оплату по регулируемым тарифам (ценам) определенного объема товаров (работ или услуг), компенсацию частному партнеру условий минимального объема потребления в случае, если эти условия не могут быть выполнены другим путем, а также иные формы выплат, предусмотренные действующим законодательством.

В рамках соглашения о ГЧП предлагаем использовать один либо несколько из вышеперечисленных видов финансового обеспечения, а вытекающие из них бюджетные обязательства государства — вносить в закон о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Усилить эффект, на наш взгляд, поможет одновременное применение мер имущественной поддержки частого партнера: передача в аренду земельных участков, на которых расположатся объекты соглашения, применение доверительного управления, владения и пользования имуществом.

— Инструментарий поддержки весьма заманчивый, но будет ли при этом у частных инвесторов возможность как-то повлиять на нерадивых чиновников, не исполняющих обязательства по договорам ГЧП?

— Безусловно. Нами предусмотрена норма, по которой отсутствие или недостаточность средств в республиканском или местных бюджетах для финансирования обязательств государства не является основанием для изменения или прекращения таких обязательств, равно как и для освобождения от ответственности за ненадлежащее их исполнение. Кроме того, проект закона содержит отдельную статью, посвященную гарантиям частного партнера. В случае, если в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц частный партнер понесет убытки, ему гарантируется их возмещение. Кроме того, принятие в течение действия соглашения о ГЧП нормативного правового акта, ухудшающего положение частного партнера, в т.ч. возлагающего на него дополнительные обязанности, может являться основанием для осуществления выплат ему в целях обеспечения имущественных интересов, а также для пересмотра условий соглашения.

— Проблемой многих рамочных законов является то, что заложенные в них благие нормы сложно, а порой и невозможно применить на практике из-за того, что они носят декларативный характер, не содержат подробного алгоритма действий и не получают развития на уровне подзаконных актов. Не столкнется ли с данной проблемой подготовленный вами документ?

— Во-первых, предложенный проект закона содержит достаточно подробное описание процедур, касающихся подготовки и реализации проектов ГЧП, проведения конкурса на право заключения соглашения, контроля и т.п.

Во-вторых, по нашим планам, становление и развитие ГЧП в Беларуси должно базироваться как на принятии отдельного рамочного закона, так и на использовании свода правовых норм. Потребуется скорректировать некоторые законы, Гражданский, Бюджетный, Банковский, Инвестиционный и Налоговый кодексы. Поэтому работа по устранению правовых пробелов, препятствующих созданию в республике различных моделей ГЧП, продолжится. В частности, необходимо, на наш взгляд, в развитие проекта разработать свод подзаконных нормативных актов, в т.ч. типовых соглашений ГЧП, руководство по подготовке проектов, порядок заключения соглашения, положение об обязанностях участников партнерства.

Это путь не одного дня, и его желательно пройти без задержек.

Беседовал

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by