Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
31.12.2010 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ГАДАНИЕ НА ЛИБЕРАЛИЗАЦИОННОЙ ГУЩЕ

Представители деловых кругов обеспокоены, продлится ли в будущем году курс на экономическую либерализацию. Ведь если зарубежные инвесторы могут позволить себе подумать год-другой, стоит ли вкладывать средства в белорусскую экономику или сразу найти другое место применения своим деньгам, то для многих отечественных предпринимателей их бизнес — единственный способ выжить и прокормить семью.

Представители деловых кругов обеспокоены, продлится ли в будущем году курс на экономическую либерализацию. Ведь если зарубежные инвесторы могут позволить себе подумать год-другой, стоит ли вкладывать средства в белорусскую экономику или сразу найти другое место применения своим деньгам, то для многих отечественных предпринимателей их бизнес — единственный способ выжить и прокормить семью.

Эффективность предпринимательской деятельности напрямую зависит от улучшения деловой среды. В этом плане уходящий год многих обнадежил. Из 117 предложений, поданных бизнес-сообществом в письмах, аналитических записках и на заседаний рабочих групп, полностью либо частично реализованы 50, сообщили в ходе недавней пресс-конференции в Минском столичном союзе предпринимателей и работодателей (МССПиР).

Однако далеко не все менялось к лучшему, отметил председатель союза Владимир Карягин. Так, реализация Указа от 23.10.2009 № 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» вместо обещанного снижения ставок привела к их повсеместному повышению. Благие намерения внедрения электронного декларирования налогов подпортил принудительный характер этого процесса и относительно высокая стоимость услуги. Очень не удовлетворено деловое сообщество работой государства по упрощению бухгалтерского учета. Его сложность и архаичность называют одной из главных причин смещения Беларуси в рейтинге Doing Business с 58-го на 68-е место. Не оправдал надежд механизм упрощенного вывода помещений из жилого фонда, что, по мнению В.Карягина, особенно актуально для Минска. Если перемены здесь не наступят, наша столица в 2014 г. во время чемпионата мира по хоккею рискует иметь «бледный вид». Бизнесмены просто не успеют вывести из жилфонда первые этажи домов и превратить их в ресторанчики, магазины и сувенирные лавки для туристов.

Более того, не успело государство побаловать бизнес небольшой либерализацией, как появился целый ряд проектов обратного содержания. По информации МССПиР, Министерство по налогам и сборам подготовило проект указа, направленного на борьбу с лжепредпринимательством. К таковым могут быть приравнены не только те, кто сознательно не осуществляет предпринимательскую или уставную деятельность, выманивает кредиты и скрывает доходы, но и те, кто не работает по объективным причинам определенный срок. При этом предполагается наказывать субъектов хозяйствования, оказавшихся, в т.ч. много лет назад, контрагентами таких лжепредпринимателей. В МССПиР недоумевают, почему, вынашивая такие планы, само МНС не спешит обнародовать базу данных по лежпредпринимателям, которая ведется министерством с 2002 г. По оценкам союза, после появления указа под санкции попадут около 30 тыс. белорусских организаций и индивидуальных предпринимателей.

Другой проект указа предполагает усиление борьбы с «серыми зарплатами». При этом всю ответственность почему-то предлагают переложить на работодателя. Зато работники, сообщившие в налоговую инспекцию о получении денег «в конверте», будут освобождены от наказания. Бизнесмены опасаются, что такие нормы станут инструментом шантажа нанимателей со стороны работников.

Не принесет облегчения бизнесу замена лицензирования розничной торговли включением субъектов хозяйствования в торговый реестр. Правила тут оказываются, пожалуй, еще жестче, чем при лицензировании. Так, в соответствии с проектом указа торговое предприятие лишается права осуществлять хозяйственную деятельность в случае исключения из реестра. А основанием для исключения может стать почти любое замечание контролирующих органов. Кроме того, субъекты хозяйствования должны будут каждый год подтверждать свое нахождение в торговом реестре. Если это вовремя не сделать, то предприятие также будет исключено из реестра. «У ведомств чешутся руки составлять реестры, по-своему регулировать торговую деятельность. Подобные амбиции могут привести к абсурду, когда порядок внесения в торговый реестр в Бресте будет отличаться от минского. Здесь мы полагаемся на регулирующую роль Минэкономики», — комментирует вице-председатель МССПиР Андрей Карпунин.

В неравных условиях оказывается белорусский бизнес со своими коллегами по Единому экономическому пространству. В Беларуси ставка НДС, налога на прибыль и на социальное страхование выше, чем в России и Казахстане. Из-за этого малый и средний бизнес Беларуси неминуемо проигрывает в конкурентной борьбе российским и казахстанским коллегам. В качестве компенсации предприниматели предлагают хотя бы расширить сферу применения упрощенной системы налогообложения. Нынешняя ее граница 3090,15 млн. Br валовой выручки в год слишком занижена. По мнению предпринимателей, в нее не вписываются предприятия с численностью работников 100 человек и зарплатой в 500 USD в месяц, которой добивается руководство страны.

В уходящем году не раз назывались цифры бурного роста регистрации новых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Однако, по данным МССПиР, почти треть ИП сейчас решают, продолжать ли работать в новом году. Их решения зависят от того, какими будут новые законопроекты в экономической сфере.

Однако чиновники, похоже, не спешат обратить внимание на замечания белорусских бизнесменов. Проект директивы № 4, над которым с таким энтузиазмом работали бизнес-союзы, похоже, затерялся в коридорах власти и о его конечном содержании остается только гадать. Впрочем, конференции и круглые столы, на которых обсуждаются проблемы предпринимательства, наглядно демонстрируют, что у белорусского бизнеса нет никаких рычагов ни для эффективного лоббирования своих интересов, ни тем более для давления на власть. Заметно, что озабоченные проблемами налогов, ставок аренды и штрафов, бизнесмены почти не вспоминают о глобальных вопросах, вроде условий приватизации и гарантий прав собственности. Наверное, об этом уже не мечтают. Остается просить об очередных поблажках, не забывая благодарить за уже полученные. И тихо вздыхать о несбывшихся надеждах.

Дарья КОСТЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by