Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
ФСЗН
10.11.2023 5 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №85(2681) от 10.11.2023
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ФСЗН ожидает увеличения страховых выплат и готовится к росту пенсий

Фото: freepik.com

Депутаты Палаты представителей Национального собрания в первом чтении приняли пакет налоговых и бюджетных законопроектов, в число которых вошел бюджет Фонда социальной защиты населения на 2024 год.

ФСЗН ожидает увеличения взносов на 14%

Планируется, что доходная часть бюджета ФСЗН в 2024 г. составит 28,2 млрд руб., что на 11,9% превышает ожидаемые поступления в фонд в текущем году. Расходы рассчитаны в сумме 27,8 млрд руб. Таким образом, расчетные значения сведены с превышением ожидаемых доходов над расходами, т.е. профицитом в размере 457 млн руб.

Как и в прежние годы, основную часть поступлений (98,4% совокупного объема) планируется обеспечить за счет взносов на государственное социальное страхование от плательщиков всех категорий – 25,982 млрд руб. (+14% к 2023 г.). Субвенции из бюджета ожидаются в размере 1,934 млрд руб., что на 11% больше, чем в 2023 г.

В ФСЗН подчеркивают, что данные субвенции являются целевыми и выделяются на компенсацию «несоциальных» расходов фонда на цели, которые должны финансироваться из республиканского бюджета. Привлечение средств из бюджета для обеспечения сбалансированности бюджета фонда не планируется – как и ранее ФСЗН рассчитывает справиться собственными силами.

Иные доходы бюджета фонда составляют 500,6 млн руб. Из них наибольший удельный вес приходится на доходы, полученные от временного размещения средств пенсионного страхования. В 2024 г. поступление от данного источника ожидается в размере 283,4 млн руб.

Таким образом, большую часть доходов ФСЗН в 2024 г., как и преж­де, сформируют страховые взносы плательщиков, при этом их доля в общем объеме поступлений стала еще больше. Запланированный рост поступлений означает, что ФСЗН ожидает дальнейшего роста зарплат и иных доходов плательщиков, служащих расчетной базой для исчисления страховых взносов как минимум на 14%, даже если предположить, что количество плательщиков останется неизменным, а мы наблюдаем тенденцию к сокращению количества населения, занятого в экономике.

Расходы ФСЗН сведены с учетом ожидаемого повышения пенсий

Что касается расходов бюджета фонда, сообщается, что основную их часть – 22 млрд руб. – направят на финансирование пенсионного обеспечения. По сравнению с текущим годом данная статья увеличится на 16,8%. При этом объем средств, направляемых на выплату пенсий, запланирован с учетом обеспечения соотношения среднего размера пенсии по возрасту неработающего пенсионера и средней заработной платы работников республики (после уплаты подоходного налога и обязательных страховых взносов в бюджет фонда на государственное социальное страхование) на уровне не ниже 45,1%. Планируется, что в 2024 г. среднемесячный размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера составит 808,6 руб.

Вторым по размеру выделяемых средств станет выплата различных социальных пособий – на эти цели предусмотрено предоставление 5,3 млрд руб. Сообщается, что более половины данной суммы (56,6%) будет направлено на выплату пособий семьям, воспитывающим детей.

Отметим другие менее крупные расходные статьи. Так, на выплату матпомощи в 2024 г. планируется направить 9,7 млн руб. (+10,6%), финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения – 40,8 млн руб. (+29,7%), выделение средств на санаторно-курортное лечение и оздоровление – 53,4 млн руб. (–5%), финансирование специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов – 58,6 млн руб. (+11,4%).

Таким образом, несмотря на прог­нозируемый рост расходов на социальное обеспечение на 16,8%, бюджет ФСЗН на 2024 год оказался сведен с профицитом благодаря ожидаемому увеличению поступлений страховых взносов.

Вместе с тем открытым остается вопрос, удастся ли фонду получить запланированные поступления с учетом сохраняющейся тенденции по замедлению темпов роста заработной платы и сокращения общей численности занятого населения в стране. В текущих условиях рост взносов на 14% выглядит не просто оптимистично, а довольно смело. Ведь при запланированном росте реальных зарплат 3,5% и инфляции в 6% среднемесячные зарплаты, а вместе с ними и взносы в ФСЗН должны вырасти на 9,8% при условии, если количество работников не сократится.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений