Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Франчайзинг не существует отдельно от бизнес-среды

Ольга Леонтьева

Объединяющая франчайзеров и франчайзи (владельцев и пользователей франшиз) в нашей стране Ассоциация «Белфранчайзинг» в 2021 г. отмечает свое десятилетие. С чем компании, использующие эту бизнес-модель, столкнулись за последний год? И что необходимо предпринять для полноценного восстановления? 

Ответы на эти и другие вопросы – в интервью «ЭГ» председателя Ассоциации Ольги ЛЕОНТЬЕВОЙ.

Ольга Владимировна, как в целом за эти 10 лет изменились представляемое направление и бизнес-среда в Беларуси?

– В нашей стране франчайзинг де-факто был законодательно ограничен до 2005 г. Первый договор появился в 2006 г. Реальное развитие мы наблюдаем с 2012–2013 гг., а с 2017-го – рынок ежегодно прирастает на 12–17%. Если в 2013 г., когда мы проводили первое мероприятие по франчайзингу, в нашей стране было всего две национальные франшизы, то сегодня их больше 100 и более 1,5 тыс. предпринимателей и компаний, работающих по франшизе. Белорусские франчайзинговые сети насчитывают несколько десятков франчайзи, отдельные – успешно развиваются на зарубежных рынках.

Понятно, что свои коррективы внес 2020 год. Пандемия отразилась на большинстве отраслей, которые активно развивались с использованием франчайзинга. В марте прошлого года спрос на франшизы упал более чем в 2 раза, затем он почти восстановился летом и снова упал до минимума в августе.

Но франчайзинг имеет свою спе­ци­фику – он активно растет во время кризиса. Причины понятны: потери работы и бизнеса расширяют число тех, кто ищет для себя варианты в предпринимательстве. Причем ищут поддержку и проверенные бизнес-модели. Франшиза является идеальным ответом на этот запрос. Наши коллеги во многих странах уже в конце 2020 г. отметили значительное оживление рынка. Мы тоже наблюдаем, что за ноябрь-декабрь спрос на поиск франшиз превысил активность аналогичного периода предшествующего года на 80%, и в 2 раза он вырос в первые месяцы 2021 г. Да, этот спрос не очень активно конвертируется в сделки, но дает шанс на восстановление рынка.

Сегодня ваша организация представляет каталоги франшиз и готового бизнеса, занимается аудитом. Каким образом удалось так расширить сферы деятельности ассоциации?

– Инфраструктурно для устойчивого развития франчайзинга в стране нужны консультанты, которые разрабатывают франшизы, агенты, помогающие в продвижении франшиз и поиске их покупателей, а также ассоциация, которая формирует стандарты и занимается развитием рынка в целом (путем проведения мероприятий, создания образовательных программ, международного сотрудничества и во многих других направлениях).

Бюро разработки франшиз и Информационный агент – также основные направления нашей деятельности. Без полноценной работы каждого из них мы бы не добились каких-то результатов. Сегодня Ассоциация готовит уже четвертое учебное пособие по франчайзингу, являясь членом Всемирного совета по франчайзингу, объединяющего ассоциации 47 стран. Мы – организатор более 250 мероприятий. В бюро разработано свыше 50 нацио­нальных и иностранных франшиз, а в пакете Информационного агента – более 200 франшиз из 20 стран.

Остальные направления – ответы на запросы рынка. Иностранные компании, которые планируют прий­ти в Беларусь, обращаются к нам за аудитом франшиз и их адаптацией к нашим реалиям. Также появились каталоги помещений и готового бизнеса, поскольку эти предложения могут быть интересны предпринимателям, создающим бизнес через покупку франшиз.

– Можно ли оценить общую емкость рынка франшиз в Беларуси?

Сделать точную оценку непросто. С одной стороны, договоры франчайзинга по требованиям белорусского законодательства подлежат регистрации в национальном патентном органе. Это дает нам возможность видеть статистику по регистрируемым сделкам. Но с другой – из-за особенностей законодательства не все договоры, даже при приобретении широко известных франшиз, проходят регистрацию.

Также некоторые предприниматели (особенно при покупке иностранных франшиз) просто не обращаются за регистрацией договоров. Поэтому не все де-факто действующие отношения франчайзинга находят свое отражение в реестре зарегистрированных договоров. По этой причине мы дополнительно ежегодно проводим оценку рынка на основании открытых данных и обращений, которые поступают в нашу организацию. Так, на начало 2021 г. в Беларуси было зарегистрировано 630 договоров франчайзинга (включая расторгнутые и прекратившие свое действие). По нашим оценкам, реально работающих по франшизе предпринимателей в 2,5–3 раза больше.

– А каково соотношение иностранных и отечественных франшиз на нашем рынке? Насколько успешно и как давно стали развиваться белорусские франшизы?

Около 20% франшиз, представленных на рынке, белорусские, 45% российские, 35% из других стран. В прошлом году иностранные франшизы чаще всего встречались в ритейле, новых выходов на рынок практически не было. Хотя в конце года о своем намерении открыть франчайзинговые точки в Беларуси объявили, например, польская сеть магазинов одежды и обуви Diverse (более 350 магазинов), израильская сеть обучающих школ «Юные инженеры» (более 200 франчайзи в 50 странах).

– Какое количество членов сейчас в организации, какие сферы деятельности они представляют? В каких франчайзинг развивается наиболее успешно, а в каких – пока не очень?

Сегодня с нами сотрудничают почти 50 белорусских франшиз, большинство из них разработано при нашем участии. Активно разрабатывать франшизы белорусский бизнес стал с 2016 г. Отмечу: в 90% случаев компании начинают задумываться о разработке собственной франшизы уже после того, как к ним поступает несколько запросов от потенциальных покупателей.

Белорусские франшизы есть в самых разных сегментах – это и ритейл, и услуги, и общепит, и даже производство, хотя в последнем франчайзинг используется реже всего. Больше всего франшиз представлено в торговле, в т.ч. франшизы торговых объектов белорусских производителей, много национальных франшиз в сфере образования – центры для детей, языковые курсы, школы робототехники.

Есть возможность выбора предложений в сферах общественного питания, красоты и здоровья, фитнес-индустрии, туризма. Есть и интересные проекты в необычных сегментах, например, франшизы архитектурного бюро, по строительству бетонных заводов или по производству этикетки. Или одна из самых успешных белорусских франшиз – барная викторина «Мозгобойня», объединившая 230 франчайзи из 15 стран.

– Среди пакетов франшиз, разработанных ассоциацией, встречаются и принадлежащие госпредприя­тиям – «Коммунарка», «Красный пищевик», «Світанак». Расскажите, как развивается это направление и кто был инициатором внедрения такой формы работы?

Франчайзинг сегодня это огромный рынок: тысячи концепций, целый ряд брендов из локальных превратились в международные благодаря франчайзингу, в разных странах от 3–5% до 10–15% ВВП формируется франчайзинговыми предприятиями. А развитие через франшизы торговой сети производителями – один из наиболее распространенных и логичных вариантов. Эти данные побуждают разные предприятия, в т.ч. и крупных белорусских производителей, включать такой инструмент в свои планы развития. Они сами видят возможные перспективы и обращаются за разработкой франшиз. Я бы отметила, что лучшие результаты мы видим в тех компаниях, где франчайзинговая программа развивается как отдельный проект, которым занимаются выделенные для этого специалисты.

В легпроме первый успешный белорусский опыт во франчайзинге был у «Мiлавiцы», среди пищепрома – у «Красного пищевика», который за 4 года создал крупную сеть. В марте прошлого года компания объявила об открытии сотого магазина под ее брендом, сеть насчитывает 15 собственных и 85 франчайзинговых магазинов. Конечно, успешные примеры вдохновляют и других участников рынка присмотреться к новым инструментам.

– Чего, на ваш взгляд, в Беларуси не хватает для развития сегмента?

Франчайзинг – это способ создания и развития бизнеса, поэтому он не существует отдельно от бизнес-среды. Рост предпринимательских инициатив, позитивные ожидания от возможностей развития влекут за собой и рост востребованности франшиз, а новые запросы дают толчок для их появления в самых разных сегментах.

Еще один важный фактор – наличие инфраструктуры для запуска франчайзинговых проектов. В первую очередь, это, конечно, возможность привлечения заемного финансирования. Надо отметить, что крупные белорусские банки в сотрудничестве с «Белфранчайзингом» разработали специальные программы кредитования франчайзинговых сделок, но они не сработали в связи с ограничениями, действующими в кредитной сфере с минувшего года. Также важно наличие подходящих объектов недвижимости для размещения объектов в соответствии с требованиями того или иного бренда.

Думаю, что только совокупность всех указанных условий позволит белорусскому франчайзингу восстановиться и продолжить рост.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений