Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №34(2728) от 03.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2354
EUR:
3.4633
RUB:
3.492
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Глобализация
04.09.2015 17 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ФИЛИАЛ ПОДНЕБЕСНОЙ©

Роскошный подарок преподнесла наша страна своему стратегическому партнеру к его национальному празднику — дню победы над японским милитаризмом. Президент Александр Лукашенко подписал 31 августа Директиву № 5 «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой», в которой определены направления всестороннего стратегического партнерства и сотрудничества между двумя странами.

Роскошный подарок преподнесла наша страна своему стратегическому партнеру к его национальному празднику — дню победы над японским милитаризмом. Президент Александр Лукашенко подписал 31 августа Директиву № 5 «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой», в которой определены направления всестороннего стратегического партнерства и сотрудничества между двумя странами.

В соответствии с директивой сотрудничество с КНР осуществляется на основе принципов равноправия и взаимной выгоды, применения преимущественно рыночных подходов с учетом интересов Беларуси, приоритетности, долгосрочности реализуемых проектов, последовательности их реализации, прямого и тесного взаимодействия республиканских и местных органов государственного управления с китайской стороной. Особого внимания заслуживает принцип ответственности субъектов хозяйствования за эффективность реализации проектов взаимовыгодного сотрудничества с КНР. Обычно если сотрудничество взаимовыгодно, то заодно и эффективно. Однако прошлый опыт таких проектов показал, что тут случаются сбои.

Основными направлениями сотрудничества с КНР в директиве названы глубокая и взаимная интеграция отраслей и предприятий, информационно-коммуникационные технологии, формирование совместных исследовательских и научно-практических центров, совместное развитие отраслевой науки, прямое и системное межрегиональное сотрудничество, создание в Беларуси регионального центра китаеведения и взаимодействия с КНР. Целевым направлением сотрудничества с КНР провозглашается совместное развитие в торговой, инвестиционной, финансовой и инновационной сферах, создание и реализация совместных проектов и предприятий. Координационным органом содействия развитию двусторонних отношений станет Белорусско-Китайский межправительственный комитет по сотрудничеству (далее — БКМК). При нем предстоит создать комиссии по отдельным направлениям, возглавляемые руководителями республиканских органов госуправления.

В текущем году планируется сформировать долгосрочную основу сотрудничества с Международным отделом ЦК Компартии Китая, включая регулярный обмен визитами высокого уровня, организацию системы взаимных стажировок работников Администрации Президента РБ и Международного отдела ЦК КПК, взаимодействие в реализации концепции строительства Экономического пояса Шелкового пути, сотрудничество в исследовании принципов устойчивого развития общества, укрепление взаимодействия аналитических центров и СМИ. До конца года предстоит принять 5-летний план двустороннего сотрудничества. Власти Беларуси намерены в 2015 г. обеспечить планирование, координацию и углубление сотрудничества с КНР в военной и военно-технической сферах, в сфере безопасности и ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, совместно с китайскими силовыми структурами определить содержание и направления сотрудничества, перечень совместных проектов на период до 2020 г.

Правительству совместно с заинтересованными госорганами, облисполкомами и Мингорисполкомом поручено до 1.01.2016 г. определить механизмы усиления координационной роли Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству БКМК, проработать вопрос о целесообразности создания в МИДе и Минэкономики самостоятельных структурных подразделений по развитию сотрудничества с КНР за счет увеличения штатной численности данных министерств. Также будет определена персональная ответственность руководителей за развитие сотрудничества с КНР. Интересно, что для развития евразийской интеграции такие меры до сих пор не понадобились.

Директива предусматривает принятие кардинальных мер по укреплению двусторонней торговли. Предлагается организовать прямое взаимодействие с профильными структурами КНР по подготовке и согласованию плана мероприятий по упрощению процедур и нормативных требований, связанных с мерами технического регулирования, санитарного, фитосанитарного, ветеринарно-санитарного и санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в целях обеспечения улучшения условий взаимного доступа на рынки. Во взаимной торговле будет внедрен электронный сертификат контроля качества и карантина. Планируется создать совместную компанию по организации, сопровождению и продвижению взаимных поставок товаров и услуг, внедрить систему предложения и продвижения белорусских товаров на электронных торговых площадках КНР, на взаимной основе провести работу по снижению уровня тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле с КНР. Надо полагать, что результаты этой работы не вступят в противоречие с обязательствами нашей страны в рамках ЕАЭС.

Директива предусматривает формирование комплексного плана действий по увеличению экспорта в КНР к 2020 г. до 1,5 млрд. USD, т.е. более чем вдвое. Сделать это будет непросто. Сегодня Китай занимает 5-е место во внешнеторговом обороте Беларуси с долей 3,9% (после России, Украины, Германии и Соединенного Королевства), в т.ч. 3-е — по импорту (после РФ и Германии) и только 11-е — по объемам экспорта. При этом более половины последнего всегда составляли калийные удобрения. В зависимости от мировых цен на них всегда колебались объемы экспорта в КНР (см. диаграмму). А вот поставки наших тракторов и седельных тягачей в 2011–2013 гг. сократились в 4 раза в количественном и в 2,4 раза в стоимостном выражении, грузовых автомобилей — в 2 раза. Отчасти этому способствовала политика создания в Китае сборочных производств белорусской техники.

В свою очередь, китайский импорт в нашу страну весьма разнообразен: рыба, лекарства, химическая продукция, пластмассы, табачное сырье, шины, одежда, обувь, ткани, стройматериалы, металлы, легковые автомобили, двигатели, электротехнические изделия, компьютеры, бытовая техника, мебель, игрушки. Неудивительно, что сальдо взаимной торговли неизменно складывается в пользу китайских партнеров. Легко представить, как повлияет на него снижение тарифных и нетарифных барьеров. К тому же планы увеличения поставок своей продукции есть у других стран, в т.ч. ЕС, России и Украины. В конкуренции с ними за китайские контракты придется выяснять, чей маркетинговый кунг-фу сильнее.

В инвестиционной сфере директива призывает развивать сотрудничество на основе увеличения взаимных инвестиций и создания благоприятного инвестиционного климата. Пока достижения здесь довольно скромные — если не считать связанные кредиты, полученные из КНР. На начало текущего года в Беларуси числилось всего 57 компаний с китайскими инвестициями (в т.ч. 22 — совместных и 35 — только с капиталом из КНР) с совокупным уставным фондом 112,9 млн. USD (4,3% общего объема). Сумма накопленных китайских инвестиций в реальном секторе экономики достигла в 2014 г. 283,2 млн. USD (2,9% общего объема).

Теперь поручается сформировать перечень предприятий для привлечения крупных китайских компаний в проекты по развитию кооперации и вхождению в акционерный капитал в сфере сельскохозяйственного и тяжелого машиностроения, станкостроения, производства бытовой техники и электроники, оптико-механической промышленности, производства изделий из полимеров, товаров медицинского назначения и бытовой химии, сформировать механизмы стимулирования привлечения в 2016–2020 гг. прямых китайских инвестиций в энергетику, производство стройматериалов, транспортную инфраструктуру, производство и переработку сельхозпродукции и иные отрасли, представляющие взаимный интерес, организовать на территории КНР сборочные производства белорусской сельхозтехники и систему ее предпродажного и послепродажного обслуживания с учетом региональных особенностей и производственно-сбытовых цепочек крупных китайских корпораций. Вся эта работа должна быть выполнена до 1.07.2016 г. Но уже в следующем году требуется обеспечить выпуск этими производствами и продажу не менее 6 тыс. тракторов и 3 тыс. комбайнов с наращиванием сборки в последующие годы. Белорусские власти надеются на системной основе развивать кредитное сотрудничество на принципах конкурсности и среднесрочной окупаемости исходя из приоритетности направления финансовых средств на развитие малого и среднего бизнеса и привлечение прямых китайских инвестиций через кредитные инструменты. Одновременно планируется актуализировать и согласовать белорусские госпрограммы в сфере модернизации и развития транспортной, логистической, информационно-коммуникационной, таможенной инфраструктуры с подходами по участию Республики Беларусь в концепции строительства Экономического пояса Шелкового пути и Морского пути XXI века. В частности, должна быть сформирована единая стратегия на период до 2030 г. в транспортной сфере, в т.ч. в области гражданской авиации.

БОЛЬШИЕ планы в финансовой сфере. Планируется обеспечить ежегодный прирост использования национальных валют во взаимной торговле, китайских юаней в диверсификации структуры золотовалютных резервов, в размещении государственных и корпоративных ценных бумаг. Предлагается на регулярной основе актуализировать и внедрять новые гибкие методы финансирования инвестпроектов; выработать условия и формы привлечения на белорусский рынок услуг китайских банков и принять меры по их предоставлению в Беларусь. В целях организации венчурного финансирования инновационных проектов, развития малого и среднего бизнеса, повышения эффективности госпредприятий планируется проработать с Пекином вопрос создания совместного белорусско-китайского инвестиционного фонда.

Очевидно, авторы директивы не сомневаются, что включение МВФ юаня в число мировых резервных валют — дело решенное. При этом недавние потрясения на китайском валютном и фондовом рынке, обнажившие ряд проблем в экономике КНР, в т.ч. в финансовой сфере, не кажутся белорусским чиновникам серьезными — особенно на фоне резкого ослабления российской экономики.

В директиве также содержится ряд предложений в области научно-технического сотрудничества, в сфере правовой защиты и патентования объектов интеллектуальной собственности двух стран, по развитию Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень». При этом обещается сохранить наилучший правовой режим для резидентов Парка по сравнению с другими льготными режимами ведения коммерческой деятельности в Беларуси и в странах ЕАЭС. Интересно, что в случаях неясности и нечеткости предписаний нормативных правовых актов обеспечить принятие государственными органами решений в пользу администрации и резидентов парка, а также ЗАО «Компания по развитию индустриального парка».

СТОЛЬ же широки планы в области регионального сотрудничества: от программы межрегиональных выставочно-ярмарочных мероприятий до ежегодных планов визитов руководителей местных органов власти в каждую провинцию (автономный округ, город), с которой подписаны соглашения о сотрудничестве и побратимских связях. Планируется до 1.01.2020 г. обеспечить охват большинства провинций и городов центрального подчинения КНР соглашениями о сотрудничестве с белорусскими областями и городами в соответствии со структурой производства и перспективами экономического развития. Предстоит разработать и утвердить на взаимной основе программы сотрудничества наших областей и городов с провинциями, автономными округами и городами КНР на период до 2020 года, предусмотрев в них реализацию конкретных инвестпроектов, создание совместных производств, взаимную поставку товаров. Одновременно предписывается ежегодно на период до 2020 года обеспечивать каждой областью и г. Минском привлечение в рамках межрегионального сотрудничества не менее 100 млн. USD прямых китайских инвестиций.

В гуманитарной сфере белорусские власти надеются согласовать с китайскими партнерами и утвердить программу направления на обучение белорусских юношей и девушек в учреждения высшего образования КНР начиная с 2016/17 учебного года, в т.ч. с бюджетной поддержкой. К сожалению, в директиве ничего не говорится о встречном потоке и на то есть причины. Судя по данным статистики, белорусские вузы все меньше привлекают молодежь КНР. Если в 2012/13 учебном году насчитывалось 1476 студентов и магистрантов из Китая (11,5% общего числа иностранных учащихся), то в 2014/15 — только 1198 (8,5%).

Запланировано создание совместной туристической компании, специализирующейся на взаимном формировании туров и экскурсий, подготовка гидов-переводчиков. Впечатляюще выглядит требование до 1 января 2016 г. совместно с китайскими партнерами разработать программу создания до 2018 года центров традиционной китайской медицины и гимнастики в каждом областном центре Беларуси. Таким образом, влияние КНР должно проявиться не только в экономической, но и в физическом воспитании, а возможно, и в духовной сфере — если освоение тайцзи-цюань, цигун и других восточных практик будет сопровождаться познанием идей конфуцианства и даосизма. В сочетании с остатками маркистской идеологии это даст потрясающий эффект.

* * *

Во время визита Президента Беларуси Александра Лукашенко в Пекин на этой неделе и при встрече с председателем КНР Си Цзиньпинем прозвучало немало дежурных заверений в дружбе, обещаний сотрудничества и поддержки. Их реализация на практике очень нужна нашей стране. Поскольку евразийская интеграция вместо обещанного бурного роста экономик стран-участниц и притока инвестиций принесла пока только стагнацию, падение экспорта и нестабильность национальных валют, приходится искать более надежных партнеров. КНР кажется здесь идеалом, поскольку экономическое сотрудничество тут не предполагает каких-либо идеологических претензий, а китайская экономическая модель видится многим белорусским чиновникам альтернативой рыночной западной конструкции. К сожалению, здесь их ждет разочарование. Несмотря на большую долю госсектора, роль рыночных механизмов очень велика и будет только увеличиваться. Ведь Китаю приходится сегодня искать варианты проведения реформ для решения таких проблем, как замедление темпов экономического роста, высокий внешний долг, сокращение притока инвестиций, избыточная роль теневого банкинга и социальное неравенство. Возможно, опыт решения таких проблем окажется для Беларуси гораздо полезнее китайских кредитов.

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений