Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
04.09.2012 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Эволюция социальной поддержки©

В 2013 г. пособия по уходу за детьми до 3 лет вырастут на 40–50%, а для того чтобы передать право на отпуск по уходу за ребенком до 3 лет отцу, матери не обязательно будет иметь работу по трудовому договору (контракту). Эти и другие меры соци...

В 2013 г. пособия по уходу за детьми до 3 лет вырастут на 40–50%, а для того чтобы передать право на отпуск по уходу за ребенком до 3 лет отцу, матери не обязательно будет иметь работу по трудовому договору (контракту). Эти и другие меры социально-экономической поддержки семей с детьми обсуждали в ходе online-конференции, состоявшейся в Минтруда и соцзащиты 30 августа.

В следующем году семьи, воспитывающие детей, ожидает сразу несколько сюрпризов. Пожалуй, самый приятный — это давно обещанное повышение размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. С принятием поправок в Закон от 30.10.1992 № 1898-XII «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» размер ежемесячной социальной выплаты на первого ребенка составит до 35%, а на второго и последующих детей — до 40% среднемесячной заработной платы в республике. Для исчисления пособия будет приниматься средний уровень зарплаты работников в 2012 г. Для сравнения: отношение размера детского пособия к среднемесячной заработной плате за июль составило 21%.

Кроме того, планируется внести изменения в Трудовой кодекс. В 2013 г. право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет будет предоставлено работающим отцам, другим работающим родственникам ребенка и в случае, если мать является ИП, частным нотариусом, творческим работником, а также осуществляет ремесленную деятельность. В настоящее время право на такой отпуск отцы либо другие родственники ребенка имеют только в том случае, если мать работает по трудовому договору (контракту).

Не снят с повестки дня вопрос материнского (семейного) капитала. Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы предусматривается в 2013 г. внесение предложений о целесообразности такой дополнительной социально-экономической поддержки семей, воспитывающих детей. Размеры финансовой помощи и условия ее предоставления пока не уточняются.

Планируется, что от призыва на военную службу, службу в резерве освободят отцов, воспитывающих 3 и более детей. По словам заместителя министра труда и социальной защиты Александра Румака, Минобороны начало разработку предложений по внесению соответствующих изменений и дополнений в Закон от 5.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе».

По заявлению А.Румака, дальнейшее совершенствование законодательства в сфере государственной поддержки семьи будет направлено на стимулирование рождения и воспитания детей, прежде всего в полных семьях. Так, государство собирается решить проблему «предприимчивых» родителей, не регистрирующих брак. Дело в том, что к пособиям на детей, если сведения об отце ребенка в записи акта о рождении произведены по указанию матери, дополнительно назначаются и выплачиваются надбавки в размере 75% от размера пособия на детей в возрасте до полутора лет и 40% от размера пособия на детей в возрасте старше полутора лет. Для сравнения: базовый размер пособия на ребенка в возрасте до полутора лет составляет с 1.08.2012 г. 843 870 Br, а в случае рождения вне брака — 1 476 770 Br. Ведомству известны многочисленные случаи успешных, но незарегистрированных браков. В целом на сегодня в республике около 20% детей рождаются у незамужних женщин. Правда, обязательный порядок установления отцовства пока вводить не планируется.

Отметим, что в стране проживает около 1,2 млн. семей c детьми. Почти 65% их них воспитывают 1 ребенка, более 29% — 2 детей и почти 6% — 3 и более детей. Доминирование однодетных семей приводит к тому, что поколения детей замещают поколение родителей только на 65%. Это означает, что уровень рождаемости не обеспечивает простое воспроизводство населения. В 2011 г. суммарный коэффициент рождаемости (число детей, которых могла бы родить 1 женщина на протяжении всего репродуктивного периода) составил 1,5, а для простого воспроизводства населения он должен составлять 2,1.

Преломить ситуацию очень сложно, комментирует начальник отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Марина Артеменко. На репродуктивные установки меры социально-экономической поддержки влияют слабо. Как показывают социологические исследования, планирование рождений зависит от психологических факторов, в т.ч. от стабильности семьи, психологической совместимости супругов и т.д. Тем не менее «толщина» детского социального пакета остается обсуждаемой и актуальной для общества темой. На сегодня системой государственных пособий охвачено более 460 тыс. детей (26,6% от их общего количества).

Елена ПЕТРОШЕВИЧ

СПРАВКА «ЭГ»

Размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей:

– единовременное пособие в связи с рождением ребенка: при рождении первого ребенка — 8 438 700 Br (10-кратный размер бюджета прожиточного минимума) (далее — БПМ), при рождении второго и последующих детей — 11 814 180 Br (14 БПМ);

– единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, — 843 870 Br;

– по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ежемесячное) — 843 870 Br;

– на детей старше 3 лет (ежемесячное) — 421 940 Br;

– по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (ежемесячное) — 843 870 Br;

– на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных ВИЧ (ежемесячное), — 590 710 Br.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by