Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
26.10.2010 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМИ

Корпоративная социальная ответственность, которая еще 5 лет назад была скорее моральной, чем экономической категорией, сегодня становится «пропуском» на международные рынки, ключом к финансовым ресурсам зарубежных инвестиционных фондов, фактором развития национальной экономики. Однако пока представители бизнеса указывают на многочисленные препятствия к социально ответственному поведению. Об этом свидетельствовал недавний круглый стол, организованный ПРООН с предприятиями — участниками глобального договора ООН, представителями министерств, парламента и профсоюзов.

Корпоративная социальная ответственность, которая еще 5 лет назад была скорее моральной, чем экономической категорией, сегодня становится «пропуском» на международные рынки, ключом к финансовым ресурсам зарубежных инвестиционных фондов, фактором развития национальной экономики. Однако пока представители бизнеса указывают на многочисленные препятствия к социально ответственному поведению. Об этом свидетельствовал недавний круглый стол, организованный ПРООН с предприятиями — участниками глобального договора ООН, представителями министерств, парламента и профсоюзов.

Как показало обсуждение, бизнес в первую очередь ждет совершенствования правовой среды, регламентирующей благотворительную деятельность, помощь социально незащищенному населению, спонсорскую активность. Сегодня эти вопросы жестко ограничены Указом от 1.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» и некоторыми другими законодательными актами.

Ведущий специалист по персоналу ОАО «Пивзавод «Оливария» Ольга Шульженко, в частности, указала на необходимость юридически разграничить договоры дарения и безвозмездной помощи: «К нашему предприятию часто обращаются за благотворительной помощью. Но мы не можем, например, купить и подарить больному ребенку инвалидную коляску или слуховой аппарат. Являясь ОАО, мы имеем право заключить договор дарения только с разрешения всех акционеров, а их собрание проводится один раз в год. Предприятие в состоянии оказать финансовую помощь, но человек уходит от нас ни с чем, потому что не может ждать ее полгода».

Отсутствие юридических различий между дарением и безвозмездной помощью также тормозит кооперацию с иностранными предприятиями-партнерами. «Оливария» входит в международную группу пивоваренных компаний, однако не может беспрепятственно на безвозмездной основе получить от участников группы образцы продукции и оборудование. По мнению пивоваров, это один из примеров того, как «пробелы» в правовом поле препятствуют развитию национальной экономики в целом.

Участники встречи считают, что существенным фактором стимулирования корпоративной социальной ответственности могло бы стать совершенствование тендерного законодательства. В настоящий момент главным критерием при проведении тендеров является цена, дополнительным — качество, а степень соцответственности, «экологичность» предприятий-участников вовсе не учитываются. Между тем социально ответственные субъекты бизнеса зачастую проигрывают, т.к. «белая» зарплата, отказ от «серых» схем закупки сырья и оборудования делают их цены выше по сравнению с нечистоплотными конкурентами. «Госпредприятие, с которым мы сотрудничаем уже 10 лет, отдает предпочтение другому исполнителю работ, у которого ниже цены. И не может поступить иначе, потому что так прописано в критериях тендера», — посетовала директор бизнес-инкубатора «КУП «Молодежная социальная служба» Римма Егур. По ее оценке, больше внимания социальной ответственности при проведении тендеров уделяют крупные частные компании, к примеру МТС.

Помимо прочего, предприятия ожидают от государства более активной пропаганды корпоративной социальной ответственности. Пока, по словам заместителя генерального директора иностранного предприятия «Кока-кола Бевриджиз Белоруссия» Андрея Рощупкина, белорусские меценаты сталкиваются с тем, что на телевидении невозможно разместить сюжет о благотворительной акции или экологическом проекте даже на правах рекламы.

Затраты на благотворительность не являются прибыльной инвестицией — ни в финансовом? ни даже в имиджевом плане. «Полтора года мы с каждой бутылки «Фруктайма» перечисляли 10 рублей Белорусскому детскому фонду на программу «Теплый дом». По затратам это сравнимо с масштабной рекламной компанией. А кто слышал об этом?», — задался вопросом А.Рощупкин.

Зато от такого добровольно-принудительного вида социальной ответственности как трудоустройство обязанных лиц (нерадивых родителей и освободившихся из мест заключения), возложенного на многие предприятия, государство, похоже, отказываться не намерено. Присутствовавший на круглом столе начальник главного управления политики занятости и народонаселения Минтруда Николай Коханов призвал бизнес уделить этому вопросу пристальное внимание. Кроме того, по словам чиновника, следующую пятилетку госпредприятия ждет массовая модернизация и, как следствие, сокращение численности работников. Поэтому от частного бизнеса ждут помощи в профессиональной переподготовке безработных и их трудоустройстве.

Серьезные претензии, в особенности к малым предприятиям, есть у профсоюзов. По словам председателя республиканского совета профсоюза «Садружнасць» Леонида Ковшика, многие из них, особенно недавно созданные, явно злоупотребляют двухлетним мораторием на проверки, установленным Указом от 16.09.2009 № 510. Они практически не инвестируют в улучшение условий труда. При этом нарушение должных санитарных и противопожарных норм зачастую не заботит ни арендодателей, на площадях которых, как правило, располагаются малые фирмы, ни ответственных работников госструктур.

Поскольку значительная часть белорусского бизнеса все еще далека от высоких требований корпоративной социальной ответственности, профсоюзы пытаются исправить ситуацию на уровне трехстороннего Генерального соглашения между правительством, профсоюзами и нанимателями на 2011—2015 гг. Проект этого документа, который сейчас проходит согласование в Минэкономики, предусматривает обязать производственные предприятия до 2% от фонда оплаты труда направлять на создание достойных условий для персонала, сообщил Л.Ковшик.

Кроме того, выработать механизмы партнерства государства и бизнеса, как ожидается, поможет недавно разработанный международный стандарт ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». В 2011 г. также появится соответствующий госстандарт Республики Беларусь, гармонизированный с международными требованиями. Остается надеяться, что очередная попытка формализовать корпоративную социальную ответственность не станет новым камнем на пути ее распространения.

Дарья КОСТЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by