Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
03.04.2012 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЕЩЕ ОДИН КИРПИЧ ДЛЯ ПРИВАТИЗАЦИИ©

Белорусская приватизация может получить неожиданный стимул для развития — не ради требований международных кредиторов вроде МВФ или Антикризисного фонда ЕврАзЭС, а потому, что настало время. На совещании по вопросам приватизации на прошлой неделе Президент Беларуси сформулировал новые подходы к проблемам приватизации.

Белорусская приватизация может получить неожиданный стимул для развития — не ради требований международных кредиторов вроде МВФ или Антикризисного фонда ЕврАзЭС, а потому, что настало время. На совещании по вопросам приватизации на прошлой неделе Президент Беларуси сформулировал новые подходы к проблемам приватизации.

«Вопрос приватизации не просто урегулирован — он выстрадан нашим народом, — заявил глава государства. — Этот вопрос находится в центре всех политических событий, потому что приватизация — вопрос непростой. Мы всегда говорили, что не против приватизации. Но обвальной приватизации в стране как не было раньше, так и не будет теперь. Этот вопрос не обсуждается, пока я Президент. Не буду я Президентом — вы уж тут смотрите, как будете продавать предприятия, собственность, землю: Может быть и страну в целом. Хотя если я буду жив, я всегда буду против этого выступать», — заявил А.Лукашенко.

«Неприкасаемых» для приватизации больше не будет — любое предприятие, считавшееся до недавнего времени стратегическим, может быть продано — нашелся бы покупатель, готовый приобрести его за назначенную цену. «Любое предприятие может быть приватизировано — любое, без исключения. Но раз и навсегда надо определить: нет обвальной приватизации, она носит точечный характер, если это нужно будет государству. Зачем делить предприятия на очень нужные и ненужные? Это даже некорректно по отношению к населению. Все предприятия важны для страны, где работают наши люди. Поэтому зачем их делить на стратегические и не стратегические?» — заявил Президент.

Остается лишь гадать, зачем было столько лет наводить тень на плетень, скрупулезно составляя списки «стратегических» предприятий (в которых наряду с уже проданным Белтрансгазом значились универсамы и дома мод), запрещать или ограничивать возможность продажи различных объектов? Впрочем, глава государства объяснил, что процесс приватизация слишком забюрократизирован не зря: «не свое продаем, это не мы с вами создали. Поэтому надо и торговаться».

Однако торг зачастую заводит в тупик. Назвав круглую сумму цены за то или иное предприятие, белорусские власти то и дело сталкиваются с непониманием потенциальных покупателей. Примеры тому — МАЗ, Беларуськалий, МТС и ряд менее известных объектов. А если в придачу регулярно индексировать озвученные цифры на девальвацию доллара, игнорируя ситуацию на мировых рынках и мнение инвесторов, то иные приватизационные проекты можно похоронить надолго. Зато никто не упрекнет власть в разбазаривании «фамильного серебра».

Впрочем, наследники создателей национального достояния и так не в претензии ни к совершенным сделкам, ни к тому, что отмена льготных и чековых механизмов по сути отстранила их от дележки госсобственности. Претензии есть лишь у губернаторов, жалующихся на приватизацию и ее последствия. «Сегодня Президенту надо брать топор и вырубать эти процессы приватизации, — посетовал А.Лукашенко. — Сегодня приватизированные ранее предприятия стали объектами махинаций. Кто потом за это будет отвечать? Надо нам сегодня эти списки выставлять напоказ или не надо? Я хочу, чтобы вы ответили, какой результат от этого процесса, когда мы вывели эти акции на биржу и стали ими свободно торговать». При этом Президент попытался утешить чиновников: «Не важно, какое будет предприятие — государственное, частное, акционерное... Главное, чтобы там выпускали достойную продукцию, платили нормальные деньги людям, которые там работают, и не забывали об уплате налогов».

Еще одна задача, поставленная Президентом правительству, — проработать возможность создания привлекательных условий для хранения в Беларуси капиталов, в т.ч. заработанных инвесторами. А.Лукашенко призвал сократить требования тотального контроля и перестать «рыться» в банковских счетах. Более того, глава государства заявил, что Беларусь не будет выдавать информацию о счетах своих клиентов, как это сделали некоторые страны (например, Швейцария по требованию США).

Будем надеяться, что такой подход не приведет к включению нашей страны в «черный список» FATF, что чревато проблемами для белорусских предприятий и граждан.

Еще более эпохально прозвучал призыв Президента к классовому миру. «Надо народу прямо сказать: богатый человек — это не враг. Есть богатые люди — хорошо, пусть они будут. Но этих богатых людей нужно сориентировать на то, чтобы деньги они хранили здесь, особенно заработанные здесь, — заявил А.Лукашенко. — Нельзя отбирать деньги у бизнесменов и предпринимателей. Причина только одна — если ты не платишь налоги».

Последняя оговорка, по-видимому, означает, что рассчитывать на налоговую амнистию белорусским подпольным миллионерам не приходится. Между тем, если судить по данным статистики, а не по слухам, число богачей в нашей стране минимально. То ли они затаились в ожидании разрешения считаться богатыми, то ли таковыми не являются (что после прошлогодней девальвации неудивительно). А может, наши богачи не хотят корежить коэффициент Джини, свидетельствующий об уникальном на постсоветском пространстве имущественном равенстве в Беларуси, ради места в рейтинге Forbs.

В ряды местных миллионеров не заказана дорога и чиновникам. Обращаясь к участникам совещания, А.Лукашенко отметил: «Может, кто-то за этим столом хочет поучаствовать в приватизации каких-то предприятий, купить их долю? Пожалуйста, выходите из состава правительства, доставайте из карманов деньги, если у вас есть, и покупайте предприятие на общих основаниях. Но по моей информации, наверное, на тысячу кирпичей или десять кубов силикатных блоков, может, у вас деньги и есть, а на остальное — я не знаю».

Поскольку на следующий день заявления по собственному желанию никто из чиновников не написал, можно предположить, что их инвестиции и дальше ограничатся незначительным объемом стройматериалов. Тем более что контролировать госимущество и его дележ несколько безопаснее, чем декларировать свои реальные доходы, а затем брать на себя ответственность за судьбу предприятий, которым они сейчас спускают показатели и делают «вливания» в случае их неисполнения. Ведь с новых собственников спросят: кто купил, какие деньги заплатил, насколько лучше там стало работать, что для народа и государства принес? Ответить позитивно на эти вопросы сегодня вряд ли смогут владельцы ряда ОАО, переданных в частные руки в последние несколько лет.

По итогам совещания А.Лукашенко поручил разработать единый документ по регулированию сферы приватизации в течение II квартала. При этом Президент предложил чиновникам там, где нужно принять срочные меры по тем или иным объектам собственности, безотлагательно вносить предложения или принимать решения самостоятельно.

Получается, что новая редакция Закона «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества», Декрет от 20.03.1998 № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», последние изменения в которые вступили в силу всего 15 месяцев назад, а также целый ряд ныне действующих указов, постановлений и программ до сих пор эффективного механизма приватизации не обеспечивают. А потому те, кто всю эту нормативную базу создавал, получив новые ориентиры, будут ее переделывать. Оказывается, чтобы «закрыть дыры», обнаруженные в ходе приватизации предприятий и после нее, не нужны ни списки, которые годами составлялись, дополнялись и сокращались, ни волокита. Та самая, которая тянется с 1994 г. и сделала Беларусь мировым аутсайдером в сфере приватизации, привлечения инвестиций и развития частного бизнеса. Зато теперь все будет иначе. Вот появится очередной нормативный правовой акт — и мы догоним и перегоним всех. Или хотя бы некоторых...

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений