Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Мнения
10.07.2018 7 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №50 (2154) от 10.07.2018
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Электронный счет-фактура по НДС: ждем совершенства

На конференции «Электронный счет-фактура по НДС и камеральный контроль: практика применения», организованной МНС, представители налоговых органов вместе с налогоплательщиками обсуждали актуальные проблемы, связанные с этим электронным сервисом, и перспективы его совершенствования.

В механизм функционирования электронных счетов-­фактур (ЭСЧФ) после его внед­рения и «среза подведения итогов» уже внесено много изменений. Сегодня совершенствование подходов к применению ЭСЧФ очень актуально, поскольку мы работаем над корректировками в Налоговый кодекс, отметил в выступлении на конференции замминистра по налогам и сборам Владимир Муквич. Также замминистра обратил внимание присутствующих на задачи, которые налоговые органы ставят перед собой в целях упрощения взаимодействия с плательщиками.

Основная задача – создание такого налогового администрирования и контроля, которые в наименьшей степени препятствуют деятельности субъектов хозяйствования. При этом должны быть созданы все необходимые условия для добровольной уплаты налоговых платежей. МНС постоянно занимается развитием элек­тронных сервисов и хочет обеспечить высокий уровень автоматизации процессов ис­числения и уплаты налогов с наименьшими затратами для плательщиков, обнадежил участников конференции В. Муквич.

Остается надеяться, что все эти задачи налоговым органам удастся решить действительно с наименьшими издержками для тех, кто платит налоги, поскольку много нареканий с их стороны вызывали как раз дополнительные затраты, которые надо было нести при внедрении электронного де­кларирования или того же механизма ЭСЧФ.

В качестве нового направления налогового администрирования замминистра выделил камеральный контроль и назвал интересные цифры. За I квартал т.г. налоговые органы направили 13,5 тыс. сообщений именно в рам­ках камерального контроля с тем, чтобы налогоплательщики могли своевременно внести изменения и исправить ошибки. При этом более 86% из них, по словам замминистра, отреагировали на такие сообщения, а в отношении остальных «проведены дополнительные мероприятия – внеплановые и выборочные проверки».

Получается, что камеральный контроль при механизме ЭСЧФ предлагает налогоплательщикам два варианта: налогоплательщик может добровольно скорректировать свои действия с тем, чтобы не допустить применения к нему административной ответственности или ожидать контрольных мероприятий со всеми вытекающими негативными последствиями. Сейчас рассматривается вопрос об увеличении административной ответственности в два раза, проинформировал участников конференции представитель МНС.

Такое внимание налоговой службы к НДС вполне объяснимо и, надо полагать, обусловлено двумя причинами.

Во-первых, НДС – один из важнейших источников налоговых доходов консолидированного бюджета и занимает в нем порядка трети всех доходов. Кстати, по этому показателю мы отличаемся от многих государств с развитой рыночной экономикой, где основная доля налоговых платежей приходится не на косвенные, а на прямые налоги.

Во-вторых, по данному налогу наиболее часто по сравнению с другими платежами фиксируются нарушения. Замминистра подтвердил этот вывод соответствующими цифрами: из 13,5 тыс. сообщений о нарушениях, направленных плательщикам по результатам камерального контроля, порядка 7,5 тыс., т.е. более половины, приходится именно на НДС.

В качестве основных направлений совершенствования механизма применения ЭСЧФ в ближайшей перспективе зам­министра назвал автоматическое определение даты на вычет НДС и создание возможностей для управления налоговыми вычетами.

Председатель Ассоциации налогоплательщиков Любовь Миронюк в своем выступлении назвала «немножко затратным» способ внедрения ЭСЧФ. Вместе с тем она считает, что предварительная сверка облегчает взаимодействие с контрагентом и что механизм ЭСЧФ успешно внедрен и стал шагом вперед во взаимодействии с налоговыми органами. Л. Миронюк отметила, что Ассоциация тесно взаимодействует с МНС и постоянно вносит предложения по совершенствованию налогового законодательства с учетом практики его применения.

Электронный документооборот сегодня – неотъемлемая часть хозяйственной жизни и значительный шаг в его внедрении – механизм ЭСЧФ. В этом уверена начальник главного управления оптимизации камерального контроля МНС Светлана Еськова.

Такая практика существует в Евросоюзе, а также у наших партнеров по ЕАЭС – в России, Казахстане, Азербайджане. При этом система ЭСЧФ еще развивается, мы тесно сотрудничаем с плательщиками и стараемся соблюдать паритет интересов, отметила представитель налогового ведомства.

В качестве положительного примера она назвала более поздние сроки выставления ЭСЧФ и расширение перечня случаев, когда ЭСЧФ не выставляется, что было закреплено в Указе Президента от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении». А «перчинкой» С. Еськова считает, что пока реализованы не все достаточно обоснованные пред­ложения плательщиков, в част­ности, отображение в «Личном кабинете» налогоплательщика на портале ЭСЧФ подписи сотрудника, его фамилии, имени и отчества.

Важным направлением в развитии будет расширение возможностей самостоятельно выявлять неточности, налоговики покажут в «Личном кабинете» и типичные ошибки, чтобы не направлять лишних уведомлений о допущенных нарушениях.

В целом конференция продемонстрировала значительный интерес бухгалтеров к теме, поскольку именно им приходится работать с ЭСЧФ. Остается только надеяться, что все их «заморочки» с этим электронным сервисом, если не закончатся, то значительно уменьшатся с принятием новой редакции Налогового кодекса. Поскольку нам обещают пусть и не снизить налоговую нагрузку, но уж точно облегчить жизнь плательщикам при исчислении и уплате налоговых платежей.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений