$

2.5817 руб.

3.0794 руб.

Р (100)

3.4056 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Торговля

Электронные накладные: механизм функционирования

05.01.2020
Электронные накладные: механизм функционирования
Фото: terraoko.com

У субъектов хозяйствования появилось право использовать электронные накладные, подтверждающие перемещение товаров при осуществлении торговли между государствами – членами ЕАЭС и определен механизм использования электронного документооборота.

На основании подп. 2.1 пункта 2 Указа от 31.10.2019 № 411 «О налогообложении» 30.12.2019 Совмином принято постановление № 940 «О функционировании механизма электронных накладных» (далее – Постановление № 940), опубликованное 04.01.2020 на Национальном правовом Интернет-портале.

Субъекты хозяйствования получили возможность использовать электронные накладные, а также транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы в виде электронных документов, подтверждающие перемещение товаров при осуществлении торговли между государствами – членами ЕАЭС (далее – электронные документы).

 

Обращаем внимание!

Действие Постановления № 940 не распространяется на правоотношения, связанные с созданием, передачей и получением транспортных и иных документов при перевозке грузов железнодорожным или воздушным транспортом.

 

В рамках применения Постановления № 940 под электронными накладными понимаются ТТН и ТН в виде электронных документов и электронные сообщения, создаваемые грузоотправителем при отгрузке товаров в адрес организации, местом нахождения которой не является РБ, а также иностранного гражданина и лица без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность.

Для возможности использования механизма электронных накладных у субъекта хозяйствования должны быть установлены соответствующие программные, технические средства и наличие электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП).

Электронный документооборот, т.е. создание, передача и получение электронных документов, осуществляется через систему электронного обмена данными (Electronic Data Interchange – EDI).

 Между оператором электронного документооборота – резидентом РБ (далее – EDI-провайдер) и иными участниками (грузоотправитель и грузополучатель) должно быть заключено соглашение.

 Участником электронного документооборота может также выступать автомобильный перевозчик в случае, если между ним, грузоотправителем и грузополучателем достигнуто соглашение об участии в электронном документообороте и используется CMR в виде электронного документа (e-CMR).

 При передаче электронных сообщений, создаваемых грузоотправителем при отгрузке товаров за пределы РБ, участником электронного документооборота признаются грузоотправитель и EDI-провайдер.

Электронные документы считаются созданными и приобретают юридическую силу, если они подписаны ЭЦП ответственных лиц участников электронного документооборота.

Информация об электронных документах предоставляется налоговым и таможенным органам посредством удаленного доступа к информационной системе электронного документооборота.

В Постановлении № 940, в частности, также определены:

– порядок идентификации участников электронного документооборота;

– механизмы подтверждения полномочий ответственных лиц участников электронного документооборота на подписание электронных документов;

– требования, предъявляемые к EDI-провайдеру;

– порядок соблюдения EDI-провайдерами конфиденциальности при работе с информационной системой электронного документооборота.

 

Перечень сведений и реквизитов, обязательных для отражения в ТТН и ТН в виде электронных документов, устанавливается Минфином, в CMR устанавливается Минтрансом.

Кроме того, НАН совместно с Минфином, МНС и Минсвязи по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте предоставлено право устанавливать дополнительные реквизиты электронных документов, не являющиеся обязательными для заполнения.

Основные положения Постановления № 940 вступили в силу после официального опубликования.

Ознакомиться с полным текстом документа можно здесь.


***