Электронные накладные: механизм функционирования
У субъектов хозяйствования появилось право использовать электронные накладные, подтверждающие перемещение товаров при осуществлении торговли между государствами – членами ЕАЭС и определен механизм использования электронного документооборота.
На основании подп. 2.1 пункта 2 Указа от 31.10.2019 № 411 «О налогообложении» 30.12.2019 Совмином принято постановление № 940 «О функционировании механизма электронных накладных» (далее – Постановление № 940), опубликованное 04.01.2020 на Национальном правовом Интернет-портале.
Субъекты хозяйствования получили возможность использовать электронные накладные, а также транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы в виде электронных документов, подтверждающие перемещение товаров при осуществлении торговли между государствами – членами ЕАЭС (далее – электронные документы).
Обращаем внимание!
Действие Постановления № 940 не распространяется на правоотношения, связанные с созданием, передачей и получением транспортных и иных документов при перевозке грузов железнодорожным или воздушным транспортом.
В рамках применения Постановления № 940 под электронными накладными понимаются ТТН и ТН в виде электронных документов и электронные сообщения, создаваемые грузоотправителем при отгрузке товаров в адрес организации, местом нахождения которой не является РБ, а также иностранного гражданина и лица без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность.
Для возможности использования механизма электронных накладных у субъекта хозяйствования должны быть установлены соответствующие программные, технические средства и наличие электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП).
Электронный документооборот, т.е. создание, передача и получение электронных документов, осуществляется через систему электронного обмена данными (Electronic Data Interchange – EDI).
Между оператором электронного документооборота – резидентом РБ (далее – EDI-провайдер) и иными участниками (грузоотправитель и грузополучатель) должно быть заключено соглашение.
Участником электронного документооборота может также выступать автомобильный перевозчик в случае, если между ним, грузоотправителем и грузополучателем достигнуто соглашение об участии в электронном документообороте и используется CMR в виде электронного документа (e-CMR).
При передаче электронных сообщений, создаваемых грузоотправителем при отгрузке товаров за пределы РБ, участником электронного документооборота признаются грузоотправитель и EDI-провайдер.
Электронные документы считаются созданными и приобретают юридическую силу, если они подписаны ЭЦП ответственных лиц участников электронного документооборота.
Информация об электронных документах предоставляется налоговым и таможенным органам посредством удаленного доступа к информационной системе электронного документооборота.
В Постановлении № 940, в частности, также определены:
– порядок идентификации участников электронного документооборота;
– механизмы подтверждения полномочий ответственных лиц участников электронного документооборота на подписание электронных документов;
– требования, предъявляемые к EDI-провайдеру;
– порядок соблюдения EDI-провайдерами конфиденциальности при работе с информационной системой электронного документооборота.
Перечень сведений и реквизитов, обязательных для отражения в ТТН и ТН в виде электронных документов, устанавливается Минфином, в CMR устанавливается Минтрансом.
Кроме того, НАН совместно с Минфином, МНС и Минсвязи по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте предоставлено право устанавливать дополнительные реквизиты электронных документов, не являющиеся обязательными для заполнения.
Основные положения Постановления № 940 вступили в силу после официального опубликования.
Ознакомиться с полным текстом документа можно здесь.