Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Факты, комментарии
26.07.2013 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЭКВИЛИБРИСТИКА СТАВОК©

В Беларуси с 2014 г. ставка НДС, возможно, вырастет с 20% до 22%, а налога на прибыль — уменьшится с 18% до 12%. Такие нормы содержатся в проекте изменений и дополнений в Налоговый кодекс.

В Беларуси с 2014 г. ставка НДС, возможно, вырастет с 20% до 22%, а налога на прибыль — уменьшится с 18% до 12%. Такие нормы содержатся в проекте изменений и дополнений в Налоговый кодекс.

Повышение ставки НДС на 2 п.п. призвано компенсировать «выпадение» доходов бюджета в связи со снижением ставки налога на прибыль, а также обеспечить решение таких задач, как связывание денежной массы, ограничение импорта и стимулирование экспорта, который облагается НДС по нулевой ставке. Однако расчеты должны учитывать различное влияние прямых и косвенных налогов на фискальное бремя субъектов хозяйствования и население, а также их роль в макроэкономических процессах.

Общей тенденцией развития налоговых систем большинства стран мира в последние годы остаются меры, направленные на бюджетную консолидацию как способ выхода из финансового кризиса. При этом в свете относительно медленного восстановления экономик многие страны также стремятся стимулировать рост инвестиций и занятости населения путем введения целевых и зачастую временных мер налоговой политики. Одним из основных способов повышения налоговых поступлений в целях покрытия бюджетного дефицита являются решения правительств об изменении налоговых ставок. При этом они в странах — членах ОЭСР растут прежде всего в отношении налогов на потребление и налогов на доходы физических лиц с высоким доходом. В свою очередь, ставки корпоративного налога на прибыль в основном снижаются. Уместна ли такая тенденция в Беларуси?

В мировой практике изменение корпоративных налогов на прибыль преимущественно рассматривается как способ стимулирования инвестиций и ограничение отдельных видов расходов компаний. Как правило, меры налоговой политики направлены, с одной стороны, на расширение налоговой базы (в т.ч. через ограничение отдельных расходов, исключаемых при исчислении налога), с другой стороны — на ее сужение и предоставление отдельных льгот (в т.ч. путем расширения возможностей применения ускоренной амортизации и т.п.). При этом в мире ставки налога на прибыль уменьшаются. Например, в 2007–2013 гг. из 34 стран — членов ОЭСР 19 стран понизили стандартные ставки налога на прибыль, 9 сохранили их уровень и только 6 — увеличили. А вот ставку НДС повысили 18 стран, 15 понизили и 1 оставила неизменной.

РАЗУМЕЕТСЯ, существенное снижение ставки налога на прибыль обрадует бизнес-сообщество, в определенной мере поспособствует росту инвестиций и даст, наконец, определенные преимущества перед Россией, где ставка налога на прибыль остается прежней — 20%. Уменьшение в Беларуси ставки налога на прибыль до 12% (почти до уровня Кипра и Лихтенштейна) сделает ее ниже не только чем у восточной соседки, но и у Литвы и Латвии. Впрочем, для этого налога особо важна не только ставка, но и налоговая база, а также особенности льготирования. В дополнение с 20% до 30% предлагается увеличить сумму единовременно списываемой на затраты стоимости основных средств, что повысит привлекательность амортизационной премии.

Таким образом, есть шанс, что намечаемые новшества повысят конкурентоспособность отечественной налоговой системы в рамках ЕЭП и будут стимулировать рост инвестиций и выбор месторасположения субъекта предпринимательской деятельности в пользу нашей страны.

Сложнее обстоят дела с НДС. В течение двух десятилетий в Беларуси базовая ставка НДС снижалась: с 28% до 24%, затем до 20% и даже до 18%. Однако в 2010 г. маятник качнулся в обратную сторону: ставка повысилась до 20%, а теперь может добавить еще 2%. Это существенно снижает эйфорию по поводу возможного радикального снижения ставки налога на прибыль.

ТАКУЮ меру можно рассматривать как вынужденную для покрытия выпадающих доходов бюджета. Впрочем, в развивающихся экономиках всегда делается упор на косвенные налоги, поскольку именно НДС и акцизы обеспечивают наиболее стабильные поступления в бюджет. Такая тенденция характерна и для Беларуси, где НДС, как правило, дает почти 1/3 налоговых поступлений в казну. При этом доля налога на прибыль в последнее время в основном снижалась, а рост удельного веса прямых налогов происходил в основном за счет подоходного налога.

Однако повышение ставки НДС перекладывается на конечного потребителя, то есть население, и ведет к росту розничных цен. Можно напомнить, как отмена льготы по НДС для мобильной связи привела к резкому увеличению тарифов, несмотря на все заверения налоговиков, что рост будет незначительным. Конечно, корректировка ставки НДС поможет связыванию денежной массы, но вряд ли компенсирует рост зарплат, напрочь оторвавшихся от динамики производительности труда. Одними налогами такой дисбаланс не ликвидировать. К тому же рост потребительских цен за счет увеличения ставки НДС в определенной мере скажется на темпах инфляции и внутреннем спросе, который в условиях снижения спроса на внешних рынках лучше бы не раскачивать.

Повышение НДС может оказать определенное влияние на снижение потребительского импорта. Но он и так несопоставимо меньше, чем промежуточный и инвестиционный импорт, а в белорусской промышленной продукции доля импортной составляющей по-прежнему велика. На ней тоже скажется увеличение ставки НДС, несмотря на применение зачетного метода — за счет определенных ограничений по вычету входного налога и достаточно сложного механизма распределения налоговых вычетов. В экономической теории предполагается, что НДС нейтрален по отношению к производству, поскольку это налог на конечное потребление. Но на практике влияние все равно остается: из-за участия в налоговой нагрузке, перераспределении денежных потоков, давления на уровень платежеспособного спроса и ряда других обстоятельств.

Неизбежно скажется изменение ставки на предприятиях, применяющих «упрощенку» с уплатой НДС, число которых постоянно растет. Им-то снижение общей ставки налога на прибыль налоговую нагрузку не уменьшает. А тем, кто применяет общеустановленный порядок налогообложения, т.е. платит налог на прибыль, эту прибыль надо еще получить. С данным аспектом у многих в этом году не все благополучно: по итогам 5 месяцев т.г. прибыль до налогообложения упала по сравнению с январем–маем 2012 г. на треть, число убыточных организаций выросло на 32,4%, а сумма их убытков — более чем в 1,7 раза. Соответственно, бюджет недополучит значительные суммы налога на прибыль. Зато выручка организаций за этот же период выросла на 9,3%, следовательно, увеличится и база обложения НДС.

В придачу расширится разрыв в ставках НДС у нашей страны с Россией и Казахстаном. Между тем отечественные бизнес-союзы, наоборот, настаивают на сближении ставок. Дело в том, что хотя при экспорте применяется нулевая ставка, но механизм ее подтверждения в торговле с членами Таможенного союза по-прежнему сложен. И несмотря на то что власти все время обещают упростить эту процедуру, она будет камнем преткновения до тех пор, пока требуется подтверждение уплаты НДС партнером по сделке.

ИНТЕРЕСНО, что на многих заседаниях и конференциях представители Минфина и МНС говорили о возможном поэтапном снижении ставки НДС в Беларуси, сетуя, что не удается найти источники покрытия выпадающих доходов бюджета — в отличие от партнеров по ЕЭП, которым хватает налогов на добычу сырьевых ресурсов. Нам не позволяет воспользоваться таким источником содержимое недр, зато ресурс для повышения НДС искать особо не требуется.

Справедливости ради отметим: в странах Евросоюза ставки НДС также существенно различаются (см. таблицу), что европейской интеграции особо не мешает. Правда, там не требуется подтверждать уплату НДС партнером по сделке и иной механизм подтверждения экспорта. При этом унифицировать ставки НДС европейцы пока не собираются, ограничившись требованием иметь минимальную ставку на уровне 15%. Есть в ряде стран ЕС и льготные ставки НДС на отдельные группы товаров. Например, в Великобритании по нулевой ставке облагаются продукты питания, детская одежда и книги.

В период мирового экономического кризиса и преодоления его последствий в отдельных странах Евросоюза ставки НДС были увеличены — в основном там, где имеет место значительный дефицит государственного бюджета и серьезные проблемы в экономике. Так, за последние два года ставка НДС повышена в Ирландии, Норвегии, Венгрии, Чехии, Кипре, Италии и Финляндии. 17 января этого года изменены ставки НДС в некоторых других европейских странах. Снижен НДС был только во Франции. Если ставка НДС у нас вырастет, Беларусь вплотную приблизится к государствам, входящим в группу с наиболее высоким уровнем этого налога. Сейчас, к примеру, ставка НДС выше в Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании. Но сравнение со скандинавскими странами, намного превосходящими нас по доходам на душу населения, размеру ВВП и многим другим макроэкономическим параметрам, было бы некорректно. Больше налоговая ставка и у переживающих значительные экономические сложности Греции, Португалии, Испании, Венгрии, хотя и там зарплата существенно выше. Но у них-то всеми признан экономический и бюджетный кризис, им надо искать способы «затянуть пояса» и рассчитываться по долгам. И повышение ставки НДС — улика, подтверждающая, что нам тоже кое-что из этого набора нужно.

Валерия ГЕРАСИМОВА
 
Ставки НДС в разных странах смотрите в печатной версии "ЭГ".
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by