Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Итоги
04.08.2017 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Экономика денег не берет: как рост восстановить и финансы оздоровить

Итоги работы экономики Беларуси за I полугодие внушают оптимизм правительству. Остается решить только несколько проблем, в т.ч. повысить заработки, разобраться со старыми долгами и набрать новые.

Данные статистики свидетельствуют о сохранении тен­денции роста по основным показателям экономического раз­вития, считает премьер-министр Андрей Кобяков. Из 7 важнейших показателей прогноза социально-экономического раз­вития в I полугодии выполняется 6. Правда, ВВП вырос всего на 1%, но это в 5 раз больше планового задания на этот период.

Предметом особой гордости правительства является уровень инфляции, оказавшийся минимальным за последние 10 лет, – 3,4% при прогнозе не более 6,7%. При этом премьер-министр отметил снижение влияния монетарных факторов на инфляцию.

Не поддается только показатель реальных располагаемых доходов населения, хотя здесь тоже наметилась тенденция роста. Так, реальная зар­плата в январе–мае выросла на 2% при росте производительности труда на 2,7%. Утешает власти и то, что на показатель по доходам населения, помимо зарплат и пенсий, влияет снижение ставок по банковским депозитам. Если ранее граждане «зарабатывали» на высоких ставках, то теперь, по мнению главы правительства, «кредитно-депозитный рынок балансируется и постепенно переходит в нормальное русло».

Видит правительство позитив и в главном «зарплатном проекте». Для выхода к концу года на запланированный 1000-­рублевый уровень Минтруда и соцзащиты с заинтересованными ведомствами разработали график. В июне номинальная зарплата не дотянула до заданного рубежа всего 1%, или 9 BYN. Кстати, если темпы роста розничного товарооборота по итогам I полугодия были в 4 раза меньше, чем планировалось, то ссылка на снижение доходов населения более не принимается. Виновником провала назначена потребкооперация, чей розничный товарооборот со­кратился на 13,5%, а доля в товарообороте организаций тор­говли снизилась за год с 7,2% до 6,4%.

В июне сохранена тенденция роста объемов производства в промышленности – 106,1%, отметил А. Кобяков. Валовая добавленная стоимость обрабатывающей промышленности выросла за по­следний месяц еще на 0,1 п.п. – до 106,6%, в транспортной деятельности – на 1,5 п.п., до 105,2%. У организаций Мин­прома рост составил 13,6%, Беллесбумпрома – 15,9%, Бел­легпрома – 7,6%, Белгоспищепрома – 4,8%. Но, кроме последнего, никто из них до выполнения целевой задачи на I полугодие не дотянул. По итогам 6 месяцев существенно выросли объемы производства ря­да видов промышленной про­дукции (что у некоторых лишь отчасти компенсирует прошлогодний спад).

В то же время производство некоторых стройматериалов снизилось, а в строительстве валовая добавленная стоимость сократилась на 8,6%. В частности, несмотря на майские обещания, объем СМР сократился на 1 п.п. – до 91,5% к I полугодию 2016 г. Из-за этого ВВП недобрал 0,5% ВВП. По мнению А. Кобякова, рост экономики был бы возможен за счет «использования тех денег, которые есть». Строители жалуются на нехватку средств, но запланированные льготные кредиты Банка развития не используются: общий объем ресурсов освоен всего на 32%. Деньги есть, надо только правильно организоваться, заявил А. Кобяков. Он напомнил об Указе от 4.07.2017 № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» (который вступит в силу лишь 7 августа, а на появление эффекта от него тоже потребуется время).

Интересно власти оценивают финансовые результаты. На первый взгляд, достижения здесь потрясающие: чистая прибыль, по данным статистики, в январе–мае в текущих ценах оказалась в 2,4 раза больше, чем за 5 месяцев 2016 г. Это сопоставление А. Кобяков назвал корректным, но напомнил про недосписанные курсовые раз­ницы и недоначисленную амор­тизацию. «У нас еще некороткий путь финансового оздоровления впереди», – при­знал глава правительства.

Итак, правительство пом­нит, что финансовые результаты – во многом плод бухгалтерских манипуляций, которые само же разрешило. К тому же если в одних отраслях прибыль выросла, то в системе Минстрой­архитектуры чистый убыток со­ставил 60 млн. BYN, а Белкоопсоюза – 7,7 млн.

Перекуем долги на активы

Росту прибыли в немалой степени способствовало удешевление заемных ресурсов. Так, по данным премьер-министра, процентные ставки по новым кредитам для реального сектора за полгода снижены на 6,4 п.п.: с 20,5% годовых в декабре 2016 г. до 14,1% в июне т.г. Но снижение ставок не гарантирует решения застарелых долговых проблем. На погашение кредитов за 5 месяцев т.г. ушло 25,1% выручки предприятий (в т.ч. в промышленности – 31,2%), что немного лучше, чем год назад (27,7% и 33,9%). Эти деньги А. Кобяков считает рефинансированными. Продолжает расти просроченная задолженность по кредитам и займам: за 5 месяцев т.г. она выросла на 1/4, причем 19,8% таких долгов приходится на сельское хозяйство, а 2/3 – на Минскую, Гомельскую и Могилевскую области. Премьер-министр задался риторическими вопросами: в чем причина такого роста? Дело в несвоевременно проведенной реструктуризации долгов или в каких-то накопившихся системных проблемах?

Причины, выводы и пред­ложения могут быть разными – вплоть до самых фантастических: добросовестно исполнять условия договоров и не брать на себя заведомо неисполнимые обязательства. Но теперь нужны конкретные решения для снижения проблемных дол­гов. В частности, около 800 млн. BYN проблемных кредитов не­платежеспособных сельхозорганизаций передано в Агент­ство по управлению активами, реструктуризировано более 2 млрд. BYN обязательств, перерабатывающих организаций АПК. Приняты «точечные решения» главы государства о ре­структуризации задолженности ряда промышленных предприятий, введен механизм реструктуризации долгов путем выпуска ценных бумаг (секьюритизация), отметил А. Кобяков.

Напомним, Указ Президента от 11.05.2017 № 154 «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)» вступит в силу лишь через 11 месяцев.

Также премьер-министр при­звал активно развивать рынок финансовых инструментов. В частности, у банков должна быть возможность об­менивать долги на акции, нужен «рынок проблемных активов», чтобы их можно было передавать с дис­контом для дальнейшей эффективной работы. Премьер-министр призвал Нацбанк, Мин­фин и Минэкономики активнее заниматься рас­ширением набора финансовых инструментов, которые позволят снизить про­блемные обязательства ор­ганизаций и сфор­мировать положительное сальдо их денежных потоков.

Подобные планы вызывают бурный энтузиазм у части делового сообщества, измученной массовыми неплатежами. Но на практике решение этой проблемы больше зависит от эффективности работы судебных органов и надежности механизмов банкротства.

Деньги есть, но мы воздержимся

Главная претензия, прозвучавшая на заседании правительства: неиспользование бю­д­жетных денег. На финансирование мероприятий госпрограмм в 2017 г. запланировано 1,9 млрд. BYN, а еще 464 млн. – на 5 инфраструктурных объектов сверх лимита. Но из общих 2,4 млрд. BYN за полгода освоено всего 32,7%. По расчетам Минэкономики, только из-за недоосвоения предусмотренных планом ресурсов не добрали 0,5 п.п. ВВП и еще 5,6 п.п. могли бы добавить строительно-монтажные работы, выйдя на целевые показатели. Вину за это премьер-министр возлагает на неорганизованность от­дельных руководителей. Так, на инвестпроекты в рамках госпрограммы развития АПК предусмотрено 369 млн. BYN. Но возникло противоречие: нужно, чтобы проекты соответствовали требованиям про­грамм – эффективность, окупаемость, гарантия возврата вложенных средств. А поскольку правительство требует «кому попало, без перспективы воз­врата деньги не раздавать», то банки выдали лишь 22% запланированных средств.

В частности, из зарезервированных в Банке развития на строительство молочно-товарных ферм (60 млн. BYN), комп­лексов по откорму свиней (23 млн.), реконструкцию плодоовощехранилищ (12 млн.) и комбикормовых производств (10 млн. BYN) не выдано ни одного рубля. До конца года удастся освоить только 25 из 105 млн. BYN. На развитие юго-­восточного региона Могилевской области предусмотрено финансирование – 52 млн. BYN, но не освоено ничего. По согласованию с областью на конкурс определили 5 направлений. Наиболее крупные – реконструкция МТФ (лимит 5 млн. BYN), строительство свиноводческих комплексов (33 млн.), но на последние подана лишь 1 заявка, а на строительство молочно-товарных ферм – вообще ни одной. В итоге из 52 млн. BYN, которых добивались власти Могилевщины, в лучшем случае будет освоено не более 20 млн. BYN. В придачу из 263 млн. BYN, предусмотренных на строительство взлетно-посадочной полосы, выбрано всего 28 млн., или 10,8%.

«Все решения приняты, ресурсы доступны, работа – не движется, как по смоле», – пожаловался премьер-министр. По его мнению, дело не в не­хватке денег, а в «крайне слабой организационно-распорядительной работе министерств, отвечающих за реализацию этих проектов. Чтобы все за­планированные средства были использованы, Минэкономики поручено оперативно перераспределить неосвоенные ресурсы на другие объекты, где их не хватает. Руководителей Андрей Кобяков предупредил «о персональной ответственности за эффективное и полное освоение кредитных средств».

ВЕРОЯТНО, ключевое слов здесь «эффективное». Ведь вопрос не в том, чтобы взять деньги и потратить их, а в том, чтобы проект был окупаемым, а предприятие было в состоянии вернуть кредиты. Именно нарушение этого алгоритма в прош­лые годы привело к тому, что сейчас правительство героически пытается разобраться с дол­гами, вызванными безудержными заимствованиями и непродуманными вложениями. Если бы не гонка за модернизацией и «полным освоением» кредитов, сейчас не пришлось бы возиться с проблемными активами, пре­вращая безнадежные долги в виртуальные бумажки, становящиеся мерт­вым грузом на балансах банков или квазигосударственным дол­гом, скрывающимся в специально созданных структурах. Так что впору подумать, какая персональная ответственность серьезнее: за полное освоение кредитов или за банкротство предприятий.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений