Экономика денег не берет: как рост восстановить и финансы оздоровить
Итоги работы экономики Беларуси за I полугодие внушают оптимизм правительству. Остается решить только несколько проблем, в т.ч. повысить заработки, разобраться со старыми долгами и набрать новые.
Данные статистики свидетельствуют о сохранении тенденции роста по основным показателям экономического развития, считает премьер-министр Андрей Кобяков. Из 7 важнейших показателей прогноза социально-экономического развития в I полугодии выполняется 6. Правда, ВВП вырос всего на 1%, но это в 5 раз больше планового задания на этот период.
Предметом особой гордости правительства является уровень инфляции, оказавшийся минимальным за последние 10 лет, – 3,4% при прогнозе не более 6,7%. При этом премьер-министр отметил снижение влияния монетарных факторов на инфляцию.
Не поддается только показатель реальных располагаемых доходов населения, хотя здесь тоже наметилась тенденция роста. Так, реальная зарплата в январе–мае выросла на 2% при росте производительности труда на 2,7%. Утешает власти и то, что на показатель по доходам населения, помимо зарплат и пенсий, влияет снижение ставок по банковским депозитам. Если ранее граждане «зарабатывали» на высоких ставках, то теперь, по мнению главы правительства, «кредитно-депозитный рынок балансируется и постепенно переходит в нормальное русло».
Видит правительство позитив и в главном «зарплатном проекте». Для выхода к концу года на запланированный 1000-рублевый уровень Минтруда и соцзащиты с заинтересованными ведомствами разработали график. В июне номинальная зарплата не дотянула до заданного рубежа всего 1%, или 9 BYN. Кстати, если темпы роста розничного товарооборота по итогам I полугодия были в 4 раза меньше, чем планировалось, то ссылка на снижение доходов населения более не принимается. Виновником провала назначена потребкооперация, чей розничный товарооборот сократился на 13,5%, а доля в товарообороте организаций торговли снизилась за год с 7,2% до 6,4%.
В июне сохранена тенденция роста объемов производства в промышленности – 106,1%, отметил А. Кобяков. Валовая добавленная стоимость обрабатывающей промышленности выросла за последний месяц еще на 0,1 п.п. – до 106,6%, в транспортной деятельности – на 1,5 п.п., до 105,2%. У организаций Минпрома рост составил 13,6%, Беллесбумпрома – 15,9%, Беллегпрома – 7,6%, Белгоспищепрома – 4,8%. Но, кроме последнего, никто из них до выполнения целевой задачи на I полугодие не дотянул. По итогам 6 месяцев существенно выросли объемы производства ряда видов промышленной продукции (что у некоторых лишь отчасти компенсирует прошлогодний спад).
В то же время производство некоторых стройматериалов снизилось, а в строительстве валовая добавленная стоимость сократилась на 8,6%. В частности, несмотря на майские обещания, объем СМР сократился на 1 п.п. – до 91,5% к I полугодию 2016 г. Из-за этого ВВП недобрал 0,5% ВВП. По мнению А. Кобякова, рост экономики был бы возможен за счет «использования тех денег, которые есть». Строители жалуются на нехватку средств, но запланированные льготные кредиты Банка развития не используются: общий объем ресурсов освоен всего на 32%. Деньги есть, надо только правильно организоваться, заявил А. Кобяков. Он напомнил об Указе от 4.07.2017 № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений» (который вступит в силу лишь 7 августа, а на появление эффекта от него тоже потребуется время).
Интересно власти оценивают финансовые результаты. На первый взгляд, достижения здесь потрясающие: чистая прибыль, по данным статистики, в январе–мае в текущих ценах оказалась в 2,4 раза больше, чем за 5 месяцев 2016 г. Это сопоставление А. Кобяков назвал корректным, но напомнил про недосписанные курсовые разницы и недоначисленную амортизацию. «У нас еще некороткий путь финансового оздоровления впереди», – признал глава правительства.
Итак, правительство помнит, что финансовые результаты – во многом плод бухгалтерских манипуляций, которые само же разрешило. К тому же если в одних отраслях прибыль выросла, то в системе Минстройархитектуры чистый убыток составил 60 млн. BYN, а Белкоопсоюза – 7,7 млн.
Перекуем долги на активы
Росту прибыли в немалой степени способствовало удешевление заемных ресурсов. Так, по данным премьер-министра, процентные ставки по новым кредитам для реального сектора за полгода снижены на 6,4 п.п.: с 20,5% годовых в декабре 2016 г. до 14,1% в июне т.г. Но снижение ставок не гарантирует решения застарелых долговых проблем. На погашение кредитов за 5 месяцев т.г. ушло 25,1% выручки предприятий (в т.ч. в промышленности – 31,2%), что немного лучше, чем год назад (27,7% и 33,9%). Эти деньги А. Кобяков считает рефинансированными. Продолжает расти просроченная задолженность по кредитам и займам: за 5 месяцев т.г. она выросла на 1/4, причем 19,8% таких долгов приходится на сельское хозяйство, а 2/3 – на Минскую, Гомельскую и Могилевскую области. Премьер-министр задался риторическими вопросами: в чем причина такого роста? Дело в несвоевременно проведенной реструктуризации долгов или в каких-то накопившихся системных проблемах?
Причины, выводы и предложения могут быть разными – вплоть до самых фантастических: добросовестно исполнять условия договоров и не брать на себя заведомо неисполнимые обязательства. Но теперь нужны конкретные решения для снижения проблемных долгов. В частности, около 800 млн. BYN проблемных кредитов неплатежеспособных сельхозорганизаций передано в Агентство по управлению активами, реструктуризировано более 2 млрд. BYN обязательств, перерабатывающих организаций АПК. Приняты «точечные решения» главы государства о реструктуризации задолженности ряда промышленных предприятий, введен механизм реструктуризации долгов путем выпуска ценных бумаг (секьюритизация), отметил А. Кобяков.
Напомним, Указ Президента от 11.05.2017 № 154 «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)» вступит в силу лишь через 11 месяцев.
Также премьер-министр призвал активно развивать рынок финансовых инструментов. В частности, у банков должна быть возможность обменивать долги на акции, нужен «рынок проблемных активов», чтобы их можно было передавать с дисконтом для дальнейшей эффективной работы. Премьер-министр призвал Нацбанк, Минфин и Минэкономики активнее заниматься расширением набора финансовых инструментов, которые позволят снизить проблемные обязательства организаций и сформировать положительное сальдо их денежных потоков.
Подобные планы вызывают бурный энтузиазм у части делового сообщества, измученной массовыми неплатежами. Но на практике решение этой проблемы больше зависит от эффективности работы судебных органов и надежности механизмов банкротства.
Деньги есть, но мы воздержимся
Главная претензия, прозвучавшая на заседании правительства: неиспользование бюджетных денег. На финансирование мероприятий госпрограмм в 2017 г. запланировано 1,9 млрд. BYN, а еще 464 млн. – на 5 инфраструктурных объектов сверх лимита. Но из общих 2,4 млрд. BYN за полгода освоено всего 32,7%. По расчетам Минэкономики, только из-за недоосвоения предусмотренных планом ресурсов не добрали 0,5 п.п. ВВП и еще 5,6 п.п. могли бы добавить строительно-монтажные работы, выйдя на целевые показатели. Вину за это премьер-министр возлагает на неорганизованность отдельных руководителей. Так, на инвестпроекты в рамках госпрограммы развития АПК предусмотрено 369 млн. BYN. Но возникло противоречие: нужно, чтобы проекты соответствовали требованиям программ – эффективность, окупаемость, гарантия возврата вложенных средств. А поскольку правительство требует «кому попало, без перспективы возврата деньги не раздавать», то банки выдали лишь 22% запланированных средств.
В частности, из зарезервированных в Банке развития на строительство молочно-товарных ферм (60 млн. BYN), комплексов по откорму свиней (23 млн.), реконструкцию плодоовощехранилищ (12 млн.) и комбикормовых производств (10 млн. BYN) не выдано ни одного рубля. До конца года удастся освоить только 25 из 105 млн. BYN. На развитие юго-восточного региона Могилевской области предусмотрено финансирование – 52 млн. BYN, но не освоено ничего. По согласованию с областью на конкурс определили 5 направлений. Наиболее крупные – реконструкция МТФ (лимит 5 млн. BYN), строительство свиноводческих комплексов (33 млн.), но на последние подана лишь 1 заявка, а на строительство молочно-товарных ферм – вообще ни одной. В итоге из 52 млн. BYN, которых добивались власти Могилевщины, в лучшем случае будет освоено не более 20 млн. BYN. В придачу из 263 млн. BYN, предусмотренных на строительство взлетно-посадочной полосы, выбрано всего 28 млн., или 10,8%.
«Все решения приняты, ресурсы доступны, работа – не движется, как по смоле», – пожаловался премьер-министр. По его мнению, дело не в нехватке денег, а в «крайне слабой организационно-распорядительной работе министерств, отвечающих за реализацию этих проектов. Чтобы все запланированные средства были использованы, Минэкономики поручено оперативно перераспределить неосвоенные ресурсы на другие объекты, где их не хватает. Руководителей Андрей Кобяков предупредил «о персональной ответственности за эффективное и полное освоение кредитных средств».
ВЕРОЯТНО, ключевое слов здесь «эффективное». Ведь вопрос не в том, чтобы взять деньги и потратить их, а в том, чтобы проект был окупаемым, а предприятие было в состоянии вернуть кредиты. Именно нарушение этого алгоритма в прошлые годы привело к тому, что сейчас правительство героически пытается разобраться с долгами, вызванными безудержными заимствованиями и непродуманными вложениями. Если бы не гонка за модернизацией и «полным освоением» кредитов, сейчас не пришлось бы возиться с проблемными активами, превращая безнадежные долги в виртуальные бумажки, становящиеся мертвым грузом на балансах банков или квазигосударственным долгом, скрывающимся в специально созданных структурах. Так что впору подумать, какая персональная ответственность серьезнее: за полное освоение кредитов или за банкротство предприятий.