$

2.0500 руб.

2.2619 руб.

Р (100)

3.1842 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Туризм

Единая ценовая политика на рынке туруслуг. МАРТ считает это ограничением конкуренции

16.08.2019

Вряд ли история с обращением так называемого «сообщества турагентств» (именно так оно было подписано) к ведущим туроператорам Беларуси стала бы известна широкой общественности, если бы о нем на своем сайте не сообщило Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), озвучив свое мнение. Однако министерство, являющееся одним из самых открытых ведомств нашей страны, решило сразу расставить все акценты по поднятому в обращении вопросу.

Прежде чем рассказать о сути обсуждаемой проблемы, напомним, чем турагентства, от имени которых составлено обращение, отличаются от туроператоров. Первые не фор­мируют туры, не могут их менять, они просто покупают готовый туристический продукт у туроператора и продают клиентам, установив соб­ственную «накрутку» на его стоимость. Иначе говоря, являются классическими посредниками, живущими на разницу между ценой тура для клиента и его стоимостью для себя.

Естественно, если у турагентства и туроператора установились «особые отношения», и последний продает тур первому по более низкой цене, чем остальным, то турагент получит возможность предоставить и своим клиентам более выгодные условия, получив таким образом конкурентное преимущество. На рынке туруслуг в этом случае говорят, что турагент является уполномоченным агент­ством этого туроператора.

Вот из-за таких скидок, которые туроператоры предоставляют своим уполномоченным агентствам, и раз­горелся весь «сыр-бор».

 

Позиция «сообщества турагентств»

Обращение адресовано 18 туроператорам, осуществляющим деятельность на рынке туруслуг Беларуси. Отметив, что именно они задают тенденции на этом рынке и диктуют свои условия для работы, авторы обращения, размещенного на сайте петиций change.org, пред­ложили тур­операторам выработать единую политику борьбы со скидками и недобросовестной кон­куренцией.

По их мнению, в последние два года репутация туристического сообщества сильно пострадала из-за мошеннических действий недобросовестных коллег. Банкротство од­них компаний (вспомним печально известную «Натали Турс», о которой много писалось в прошлом году), прямое хищение денег клиентов в других (последние примеры – уголовные дела в отношении «Лакоста Тур» и «Сандали Тревел») приводит к колоссальным репутационным ударам для всех участников рынка. При этом основным инструментом заманивания клиентов в сети мошенников всегда служит один и тот же инструмент: «огромные скидки и нереально заниженные цены».

Авторы обращения отмечают, что в других сферах деятельности именно поставщик является регулятором ценовой политики розницы, поскольку в договорах между ним и магазином четко прописано, что цена должна быть не ниже установленной. По их мнению, единая ценовая политика привела к тому, что «магазины кон­курируют между собой не демпингом, а уровнем знаний, профессиональной консультацией, повышением уровня обслуживания и другими маркетинговыми ходами».

То же «лекарство» – единая ценовая политика – предлагается как единственно правильное «лечение» рынка туруслуг. В качестве примера приведен туристический рынок нашей западной соседки. Ведущий тур­оператор Польши ITAKA не только не поощряет раздачу скидок своими турагентами, а даже наказывает их за это, вплоть до прекращения со­трудничества.

Как считают турагентства, подписавшие петицию, «цена туров от оператора должна быть единой, как в любом из независимых турагентств, так и в уполномоченных агентствах, прямых продажах в офисах оператора или их корпоративных отделах». Для перевода рынка туруслуг «в цивилизованное русло с адекватными правилами игры для всех субъектов туристической индустрии» они считают необходимым, кроме «установки шлагбаума» на пути бешеной скидочной гонки между независимыми турагентами, решить еще две важ­ные проблемы.

1. Агрессивная маркетинговая политика со стороны уполномоченных агентств (предоставление скидок в размере 8–10%).

При этом стоимость тура с такой скид­кой объявляется «реальной» его ценой, поэтому потом клиенты воз­мущаются тем, что независимые турагенты на них якобы «наживаются», хотя зачастую они даже не имеют той комиссии, которую уполномоченные агентства раздают своим клиентам в качестве скидок.

2. Работа туроператора напрямую с клиентом и предоставление им скидки в размере, равном комиссии турагента.

Авторы обращения считают, что «партнеры должны оставаться парт­нерами, а не конкурентами». По их мнению, в среднесрочной пер­спективе все идет к тому, что дистанция между турагентами и туроператорами будет сокращаться, а отношения между ними станут ближе и понятнее, что позволит достигать глобальных целей.

Решение всех этих проблем, по их мнению, одно: введение единой ценовой политики туроператорами Беларуси. Именно они могут стать регуляторами туристического рынка, который выведет эту сферу деятельности на новый уровень качественной работы без постоянной гонки с «перетягиванием» клиентов путем предоставления скидок. А «выход на прямых клиентов путем раздачи огромных скидок», которым, в частности, злоупотребляла «Натали Турс», и привел ее к печальному итогу.

 

Позиция МАРТ

Надо отметить, что МАРТ авторов обращения не поддержало. Во-пер­вых, министерство обратило внимание на тот факт, что такое юридическое лицо, как «сообщество турагентств Беларуси», в нашей стране не зарегистрировано, и не очень понятно, кто за ним скрывается.

Во-вторых, МАРТ отметило, что совершение действий, которые предлагаются в обращении, может привести к прямому нарушению антимонопольного законодательства, а принятие каких-либо мер по указанным вопросам – негативно повлиять на конкуренцию на рынке туруслуг.

При этом МАРТ напомнил субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность на рынке туруслуг, о запретах, установленных ст.ст. 20 и 21 Закона от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». В частности, этими статьями установлен запрет на соглашения и даже согласованные действия между хозяйствующими субъектами, которые являются конкурентами, если такие соглашения или действия приводят или могут привести к установлению, поддержанию, повышению или снижению цен (тарифов); разделу товарного рынка по территориальному принципу, кругу продавцов или потребителей и т.д.

Таким образом, министерство вы­сказалось резко «против» предложенных в обращении мер, считая, что порядок на рынке туруслуг нужно наводить другими способами.

Автор публикации: Александр ГАНАГО


Менеджмент: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы