Единая ценовая политика на рынке туруслуг. МАРТ считает это ограничением конкуренции
Вряд ли история с обращением так называемого «сообщества турагентств» (именно так оно было подписано) к ведущим туроператорам Беларуси стала бы известна широкой общественности, если бы о нем на своем сайте не сообщило Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), озвучив свое мнение. Однако министерство, являющееся одним из самых открытых ведомств нашей страны, решило сразу расставить все акценты по поднятому в обращении вопросу.
Прежде чем рассказать о сути обсуждаемой проблемы, напомним, чем турагентства, от имени которых составлено обращение, отличаются от туроператоров. Первые не формируют туры, не могут их менять, они просто покупают готовый туристический продукт у туроператора и продают клиентам, установив собственную «накрутку» на его стоимость. Иначе говоря, являются классическими посредниками, живущими на разницу между ценой тура для клиента и его стоимостью для себя.
Естественно, если у турагентства и туроператора установились «особые отношения», и последний продает тур первому по более низкой цене, чем остальным, то турагент получит возможность предоставить и своим клиентам более выгодные условия, получив таким образом конкурентное преимущество. На рынке туруслуг в этом случае говорят, что турагент является уполномоченным агентством этого туроператора.
Вот из-за таких скидок, которые туроператоры предоставляют своим уполномоченным агентствам, и разгорелся весь «сыр-бор».
Позиция «сообщества турагентств»
Обращение адресовано 18 туроператорам, осуществляющим деятельность на рынке туруслуг Беларуси. Отметив, что именно они задают тенденции на этом рынке и диктуют свои условия для работы, авторы обращения, размещенного на сайте петиций change.org, предложили туроператорам выработать единую политику борьбы со скидками и недобросовестной конкуренцией.
По их мнению, в последние два года репутация туристического сообщества сильно пострадала из-за мошеннических действий недобросовестных коллег. Банкротство одних компаний (вспомним печально известную «Натали Турс», о которой много писалось в прошлом году), прямое хищение денег клиентов в других (последние примеры – уголовные дела в отношении «Лакоста Тур» и «Сандали Тревел») приводит к колоссальным репутационным ударам для всех участников рынка. При этом основным инструментом заманивания клиентов в сети мошенников всегда служит один и тот же инструмент: «огромные скидки и нереально заниженные цены».
Авторы обращения отмечают, что в других сферах деятельности именно поставщик является регулятором ценовой политики розницы, поскольку в договорах между ним и магазином четко прописано, что цена должна быть не ниже установленной. По их мнению, единая ценовая политика привела к тому, что «магазины конкурируют между собой не демпингом, а уровнем знаний, профессиональной консультацией, повышением уровня обслуживания и другими маркетинговыми ходами».
То же «лекарство» – единая ценовая политика – предлагается как единственно правильное «лечение» рынка туруслуг. В качестве примера приведен туристический рынок нашей западной соседки. Ведущий туроператор Польши ITAKA не только не поощряет раздачу скидок своими турагентами, а даже наказывает их за это, вплоть до прекращения сотрудничества.
Как считают турагентства, подписавшие петицию, «цена туров от оператора должна быть единой, как в любом из независимых турагентств, так и в уполномоченных агентствах, прямых продажах в офисах оператора или их корпоративных отделах». Для перевода рынка туруслуг «в цивилизованное русло с адекватными правилами игры для всех субъектов туристической индустрии» они считают необходимым, кроме «установки шлагбаума» на пути бешеной скидочной гонки между независимыми турагентами, решить еще две важные проблемы.
1. Агрессивная маркетинговая политика со стороны уполномоченных агентств (предоставление скидок в размере 8–10%).
При этом стоимость тура с такой скидкой объявляется «реальной» его ценой, поэтому потом клиенты возмущаются тем, что независимые турагенты на них якобы «наживаются», хотя зачастую они даже не имеют той комиссии, которую уполномоченные агентства раздают своим клиентам в качестве скидок.
2. Работа туроператора напрямую с клиентом и предоставление им скидки в размере, равном комиссии турагента.
Авторы обращения считают, что «партнеры должны оставаться партнерами, а не конкурентами». По их мнению, в среднесрочной перспективе все идет к тому, что дистанция между турагентами и туроператорами будет сокращаться, а отношения между ними станут ближе и понятнее, что позволит достигать глобальных целей.
Решение всех этих проблем, по их мнению, одно: введение единой ценовой политики туроператорами Беларуси. Именно они могут стать регуляторами туристического рынка, который выведет эту сферу деятельности на новый уровень качественной работы без постоянной гонки с «перетягиванием» клиентов путем предоставления скидок. А «выход на прямых клиентов путем раздачи огромных скидок», которым, в частности, злоупотребляла «Натали Турс», и привел ее к печальному итогу.
Позиция МАРТ
Надо отметить, что МАРТ авторов обращения не поддержало. Во-первых, министерство обратило внимание на тот факт, что такое юридическое лицо, как «сообщество турагентств Беларуси», в нашей стране не зарегистрировано, и не очень понятно, кто за ним скрывается.
Во-вторых, МАРТ отметило, что совершение действий, которые предлагаются в обращении, может привести к прямому нарушению антимонопольного законодательства, а принятие каких-либо мер по указанным вопросам – негативно повлиять на конкуренцию на рынке туруслуг.
При этом МАРТ напомнил субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность на рынке туруслуг, о запретах, установленных ст.ст. 20 и 21 Закона от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». В частности, этими статьями установлен запрет на соглашения и даже согласованные действия между хозяйствующими субъектами, которые являются конкурентами, если такие соглашения или действия приводят или могут привести к установлению, поддержанию, повышению или снижению цен (тарифов); разделу товарного рынка по территориальному принципу, кругу продавцов или потребителей и т.д.
Таким образом, министерство высказалось резко «против» предложенных в обращении мер, считая, что порядок на рынке туруслуг нужно наводить другими способами.