Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
11.07.2014 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Дотянуться до сближения:©

  цены на АЗС в преддверии «налогового маневра» Очередное повышение в Беларуси с 8 июля оптовых и розничных цен на нефтепродукты во многом спровоцировано действиями спекулянтов на российском топливном рынке и планами изменения формулы налогооб...

 

цены на АЗС в преддверии «налогового маневра»

Очередное повышение в Беларуси с 8 июля оптовых и розничных цен на нефтепродукты во многом спровоцировано действиями спекулянтов на российском топливном рынке и планами изменения формулы налогообложения нефтяных компаний РФ.

Так, розничная стоимость бензина и дизельного топлива, реализуемых через сеть отечественных АЗС, в среднем увеличена на 5%. Пересмотр цен в Белнефтехиме объясняют необходимостью «частичной компенсации» отрицательного влияния девальвации белорусского рубля и поэтапного сближения цен на нефтепродукты в Беларуси и России.

Если российский фактор и далее будет служить ориентиром, то отечественным автовладельцам придется туго. У наших соседей в I полугодии 2014 г. оптовые цены на топливо выросли на 22%, причем с наступлением лета темпы их роста ускорились. Только за последнюю неделю по данным информационно-аналитического центра «Кортес» бензин АИ-95 подорожал на 1,6%, до 41 042 RUB за тонну, а АИ-92 — на 1,8%, до 39 003 RUB.

Это привлекло внимание Федеральной антимонопольной службы и Минэнерго РФ, по инициативе которых в начале июля было проведено заседание штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России с целью выяснения причин их подорожания. Поиск не увенчался успехом. Как сообщили в Минэнерго, анализ производства, отгрузок и наличия товарных остатков нефтяных компаний показывает, что ситуация с топливообеспечением стабильна, предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме, запасы превышают нормативные значения.

Более того, бензин в России (а следовательно, и в Беларуси) дорожает на фоне снижения котировок мирового рынка. Объемы трейдерских перепродаж в последние месяцы минимальны. В частности, за первую неделю июля они составили всего 0,7% от совокупных объемов, признал представитель Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Выросший средний объем сделки и минимальные перепродажи показывают, что покупатели накапливают запасы топлива. Но при этом рост индексов на бензин АИ-92 за май–июнь составил уже 12%. Однако ажиотажного спроса, который и является обычно главным фактором роста цен, как было летом прошлого года, на СПбМТСБ не наблюдается.

Итак, объективных причин для роста цен на топливо в России как будто нет. Представители российских нефтяных компаний обвиняют в скачке биржевых цен трейдеров и аналитиков топливного рынка. Первые якобы скупают бензин с заводов, чтобы затем перепродать его владельцам АЗС с наценкой. Вторые дают прогнозы по росту цен и пугают рынок дефицитом топлива, нагнетая избыточный спрос на бирже.

Между тем биржевые цены «тянут» за собой розничные. В январе–июне 2014 г. топливо на российских заправках подорожало на 4–5%, а на август– сентябрь прогнозируется новый виток — на 0,5–1,5 RUB за 1 л «в связи с тем, что дачники и отпускники возвращаются в города». Если эти прогнозы сбудутся, то у Белнефтехима вновь появятся основания для очередного повышения цен на нефтепродукты на отечественных заправках, тем более что «отрицательное влияние» курса национальной валюты вряд ли исчезнет к осени. А там подоспеют новые аргументы: если российские власти и нефтяники найдут окончательный вариант «налогового маневра» (каким бы он ни оказался), рост цен на нефть и нефтепродукты у наших соседей неизбежен. По расчетам специалистов Минэнерго РФ, убыточными окажутся как минимум 6–7 российских НПЗ, что повлечет частичную ликвидацию нерентабельных мощностей. Это может стимулировать инвестиции российских компаний в модернизацию нефтепереработи, что, в свою очередь, снизит их заинтересованность в поставках нефти в Беларусь и усилит конкуренцию на российском и европейском рынках нефтепродуктов.

Иван МИХАЛЕВИЧ

 
СПРАВКА «ЭГ»

По данным Белстата, в январе–мае 2014 г. в Беларуси было произведено 1768,9 тыс. т бензина (на 1% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года) и 3327,4 тыс. т дизтоплива (на 2,4% меньше), а также 2725 тыс. т мазута (на 11,2% меньше) и 38,7 тыс. т смазочных масел (рост на 9,9%). В то же время за январь–апрель т.г. в нашу страну было импортировано 7291,9 тыс. т нефти (на 1% меньше, чем год назад) при средней цене 387 USD/т (рост на 1,1%). В свою очередь из республики было экспортировано 5052,7 нефтепродуктов (на 5,6% меньше, чем годом ранее), а их средняя цена сократилась на 1,6%.

Исходя из опубликованных данных Департамента по ценным бумагам Минфина, по итогам I квартала т.г. выручка ОАО «Мозырский НПЗ» составила 8758,6 млрд. Br (в текущих ценах на 19,5% больше, чем в январе–марте 2013 г.), а чистая прибыль — 572,3 млрд. (на 3,6% меньше). Выручка ОАО «Нафтнан» составила 9563,4 млрд. Br (снижение на 5,8%), а чистая прибыль — 156,2 млрд. против 587,4 млрд. Br годом ранее.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений