ДОЛГИ НЕ ПО РОСТУ©
Анализ итогов формирования консолидированного бюджета РБ в I полугодии текущего года и его проект на будущий год позволяют сделать ряд важных выводов о тенденциях налогово-бюджетной политики.Анализ итогов формирования консолидированного бюджета РБ в I полугодии текущего года и его проект на будущий год позволяют сделать ряд важных выводов о тенденциях налогово-бюджетной политики.
В I полугодии 2013 г. темп роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет в сопоставимых ценах (с учетом ожидаемого индекса-дефлятора ВВП 111%) составил 124,1%. Таким образом, этот показатель опережает рост экономики в целом. Обратим внимание на тот факт, что темпы роста налоговых поступлений были ниже запланированных. В соответствии с оценками Минфина в I полугодии бюджет недополучил 2,6 трлн. Br, поскольку возросли складские запасы, и около 1,3 трлн. Br — из-за низких темпов роста ВВП. В результате изменилась структура формирования доходной части бюджета. Так, существенно увеличилась доля косвенных налогов. Отчасти это связано с отменой льготы по НДС на услуги связи, увеличением ставок акцизов, а также с тем, что из-за снижения экспорта уменьшилась сумма возвратов НДС. Кроме того, выросли поступления по подоходному налогу, что обусловлено значительным увеличением зарплат. С другой стороны, заметно сократились налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. Отметим, что их прирост в основном обеспечен вывозными таможенными пошлинами на калийные удобрения, благодаря росту физических объемов. Правда, теперь, из-за передела мирового калийного рынка, инициированного «Уралкалием», этот источник может существенно сократиться. Также на доходы от ВЭД отрицательно влияет уменьшение ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза в связи со вступлением России в ВТО, а также снижение экспорта белорусских товаров в РФ.
Негативной тенденцией первого полугодия т.г. стал также довольно существенный рост задолженности по налогам и сборам. На 1.07.2013 г. она составила 142 млрд. Br, тогда как на эту дату в прошлом году — 73, 6 млрд. Br, т.е. почти в 2 раза меньше. Во многом это результат ухудшения финансового состояния субъектов хозяйствования.
С 2014 г. планируются существенные изменения в налогообложении. В частности, намечено увеличить ставку НДС с 20% до 22% и снизить ставку налога на прибыль с 18% до 12%. Это может иметь неоднозначные последствия для экономики, поскольку повышение ставки НДС является инфляционным фактором и неизбежно приведет к общему росту цен. Данная мера ставит под сомнение возможность достижения планируемых показателей по снижению инфляции. Снижение ставки налога на прибыль будет способствовать увеличению прибыли, остающейся в распоряжении субъектов хозяйствования. Впрочем, такие изменения, на наш взгляд, еще требуют дополнительных расчетов и обоснований.
Еще одной проблемой бюджетной политики в РБ, с нашей точки зрения, является сохранение значительного объема квазифискальных операций (рефинансирование банков, осуществляющих кредитование госпрограмм, и др.). В этой связи надо определить источники и количественно оценить эффекты всех таких операций и принять меры по их сокращению или консолидации в бюджете. Так, например, на общих основаниях должны отражаться в бюджете внебюджетные фонды министерств, налоговые и таможенные освобождения и другие квазифискальные операции.
Программой социально-экономического развития РБ на период 2011–2015 гг. был запланирован дефицит консолидированного бюджета, однако в 2011 г. получен профицит в размере 2,3% ВВП, в 2012 г. — 0,5% ВВП, а за январь–июнь т.г. — 1,9% ВВП, причем за последний месяц он сократился на 0,6 п.п.
Сохранение профицита консолидированного бюджета происходит главным образом за счет снижения расходов, в то же время обеспечить запланированный приток доходов на уровне не удается. Еще одна проблема в сфере государственных финансов — увеличение расходов ФСЗН. В этот фонд в I полугодии 2013 г. поступило 36,7 трлн. Вr — на 21,35% меньше, чем год назад. Одновременно растут расходы на социальное и пенсионное обеспечение, что делает необходимым реформирование пенсионной системы.
Негативные тенденции сохраняются в динамике и размерах государственного долга. Увеличение государственных расходов стимулирует рост ВВП, но при несбалансированной бюджетной политике может произойти его снижение. При этом основным индикатором несбалансированности является высокий госдолг. Хотя его уровень в республике не превышает параметров экономической безопасности, рост долга и затрат на его обслуживание создает риски для дальнейшего экономического роста. Так, на 1 июля госдолг составил 139,9 трлн. Br, увеличившись с начала года на 11,1 трлн. Br, или на 8,6%. В 2013 г. платежи по обслуживанию и погашению внешнего госдолга составят 3,1 млрд. USD, т.е. 5,1% прогнозируемой валютной выручки. Пороговым значением является не более 10% от валютной выручки. По прогнозу, в 2013 г. платежи по обслуживанию внешнего и внутреннего госдолга относительно доходов бюджета составят 8,3 трлн. Br (1,3% ВВП), или 9,7% от доходов бюджета при пороге безопасности 10%.
На погашение внутреннего госдолга с начала года затрачено 0.8 трлн. Br, а внешнего — 864,1 млн. USD, причем по последнему именно с 2013 г. начались пиковые платежи — около 2,3 млрд. USD., что в 2,6 раза больше, чем в прошлом году. Для рефинансирования долга привлекаются новые заимствования, прежде всего выпуск валютных облигаций на внутреннем рынке. При этом стоимость таких заимствований составляет 7–7,5% годовых, тогда как на внешнем — 8,5–9%. В соответствии с экономической теорией заимствования эффективны в том случае, если темпы экономического роста выше, чем процентная ставка обслуживания долга. Однако в Беларуси, к сожалению, ситуация иная. Поэтому наиболее приемлемым источником привлечения валюты в условиях роста долговой нагрузки на бюджет, с нашей точки зрения, является приватизация государственного имущества.
Ольга ШУЛЕЙКО, кандидат экономических наук