Для согласования повышения цен понадобятся калькуляция и сведения о мерах по снижению затрат
МАРТ разработало рекомендации для госорганов по работе с обращениями о согласовании повышения или установления цен (тарифов). В них раскрывается, какие документы могут потребоваться, чтобы госорган разрешил повысить цену в случае экономической целесообразности либо согласовал цены на новые товары.
Документ, подготовленный МАРТ, именуется «Рекомендуемый порядок работы государственных органов при поступлении обращений о согласовании повышения или установления цен (тарифов)» (далее – Рекомендуемый порядок). Разработан он в целях выполнения предписаний Директивы от 06.10.2022 № 10 «О недопустимости роста цен» и постановления Совмина от 06.10.2022 № 669 «О временных мерах по стабилизации цен».
Как уже сообщалось, в соответствии с постановлением № 669 повысить цену (тариф), равно как и установить цену (тариф) на новый товар (услугу) теперь можно только по согласованию с указанными в этом нормативном акте государственными органами и организациями.
Справочно: под новыми товарами (услугами) подразумеваются товары (услуги), которые до 6 октября 2022 г. не произведены (не ввозились, не реализовывались, не оказывались) в Беларуси.
Порядок такого согласования каждый уполномоченный орган будет утверждать самостоятельно. Но в качестве ориентира в Рекомендуемом порядке МАРТ приводит примерный перечень документов, которые должны представлять субъекты хозяйствования для получения согласования.
Так, для согласования повышения цен в случае экономической целесообразности будут необходимы:
1) общие для всех юрлиц и ИП документы:
– заявление;
– документы, подтверждающие необходимость повышения цен (копии ТТН, инвойсов, договоров, протоколов согласования и др.);
– пояснительная записка с кратким изложением причин повышения цен;
2) дополнительно к общим документам:
– для производителей: калькуляция по расчету отпускных цен (с расшифровкой статей затрат) или информация о фактической и плановой себестоимости с учетом отраслевых особенностей формирования цен; информация об объеме реализованной продукции (отгруженной) на внутренний рынок и экспорт и ее рентабельности; информация о реализации мероприятий по снижению затрат; информация об уровне действующих цен на аналогичные товары на товарном рынке Беларуси;
– для импортеров – расчет отпускных цен;
– для организаций оптовой / розничной торговли – расчет оптовой (розничной) цены.
Чтобы получить согласование при установлении цен (тарифов) на новые товары (услуги), по мнению МАРТ, необходимо представить:
1) общие для всех юрлиц и ИП документы:
– заявление;
– пояснительную записку с четким и подробным обоснованием, почему товар является именно новым по сравнению с выпускавшимся ранее, а также подтверждающие документы (копии технического условия, ТТН, инвойсов, договоров, протоколов согласования, др.);
– информацию об уровне действующих цен на аналогичные товары, производимые (ввозимые) и (или) реализуемые на товарном рынке РБ;
2) дополнительно к общим документам могут потребовать:
– от производителей – плановую калькуляцию по расчету отпускных цен (с расшифровкой статей затрат) или информацию о плановой себестоимости с учетом отраслевых особенностей формирования цен;
– от импортеров – экономический расчет отпускных цен.
МАРТ пояснило, что предложенный Рекомендуемый порядок не является исчерпывающим и может быть расширен с учетом отраслевых особенностей. Иными словами, прописанный в нем пакет документов вряд ли уменьшится, но может увеличиться.
МАРТ также разработало рекомендуемые формы заявлений, калькуляции, экономического расчета.
Кроме того, регулятор указывает, что решение о согласовании должно приниматься в кратчайшие сроки с момента поступления пакета документов. Однако конкретные сроки госорганы будут определять опять же самостоятельно.
С полным текстом Рекомендуемого порядка можно ознакомиться здесь.