$

2.4512 руб.

2.8432 руб.

Р (100)

3.4397 руб.

Ставка рефинансирования

9.25%

Бюджет

Денег нет, но мы держимся. Бюджет-2021 будет рекордно дефицитным

22.12.2020
Денег нет, но мы держимся. Бюджет-2021 будет рекордно дефицитным
Фото: freepik

18 декабря Палата представителей сразу в двух чтениях приняла законопроект «О республиканском бюджете на 2021 год». В этот же день его рассмотрели в Совете Респуб­лики. Информации о главном финансовом документе во внешнюю среду поступало крайне мало – проект был опуб­ликован Минфином в тот же день. Главная особенность госбюджета-2021 – дефицит размером более 4 млрд руб.

Дефицитным бюджет верстается второй год подряд.

По данным Минфина, за весь 2020 год расходы респуб­ликанского бюджета должны были превысить доходы на 995 млн руб., но за январь-сентябрь дефицит составил 1,85 млрд. Поступления за этот период, по сравнению с аналогичным прошлогодним, снизились на 8,2%, в т.ч. налоговые доходы в номинальном выражении – на 4,1%, в реальном – на 13,8%. Расходы же в номинальном выражении выросли на 21,1%, в реальном – на 8,8%.

Учитывая продолжающуюся рецессию, связанную с распространением коронавируса и  внутренней общественно-политической ситуацией, подготовка на будущий год бездефицитного бюджета вряд ли могла рассматриваться всерьез.

Предполагаемые доходы респуб­ликанского бюджета превысят 23,3 млрд руб., расходы – 27,35 млрд.

Дефицит бюджета в основном планируется погасить за счет внут­ренних источников, однако почти 1,7 млрд руб. для этого планируется занять, в т.ч. более 700 млн – путем размещения белорусских облигаций за рубежом и примерно 1 млрд – за счет привлечения кредитов иностранных государств и иных зарубежных кредиторов. Источники и направления новых заимствований при этом не указаны.

75,8% собираемого НДС регионы будут отчислять в республиканский бюджет, в полном объеме – поступ­ления от экологического налога и от доходов от продажи земельных участков в собственность иностранным государствам и международным организациям.

Из республиканского бюджета должны быть профинансированы три госпрограммы, посвященные управлению госфинансами и развитию финрынка, модернизации инфраструктуры госграницы, и специальная госпрограмма, утв. Указом Президента от 29.05.2017 № 189-сс (под грифом «Совершенно секретно») – ее направление неизвестно, но реализацией занимается Мин­образования. Общая выделяемая сумма – почти 5,6 млрд руб. (без учета средств на финансирование государственной инвестиционной программы и республиканского цент­рализованного инновационного фонда).

Сама же госинвестпрограмма требует годового финансирования в размере 504,7 млн руб., 105,2 млн из этой суммы будет выделено из целевого бюджетного фонда нацразвития.

Планируется, что в 2021 году из республиканского бюджета в бюджеты областей и Минска будут направлены дотации более чем на 4 млрд руб. Субвенции на разные цели должны достичь более 1,3 млрд, межбюджетные трансферты – более 787 млн.

 

Без субвенций не обойтись

Ожидается, что в бюджет государственного внебюджетного фонда соцзащиты населения из рес­публиканского бюджета поступит субвенция 1,63 млрд руб. Что интересно, по сравнению с запланированным на текущий год таким же перечислением, его объем сокращается на 17%. В т.ч. на 37% – для выплаты пенсий (за исключением пенсий госслужащим и военным, а также социальных), пособий (кроме пособия по уходу за ребенком), мероприятий по обеспечению занятости и санаторно-курортному лечению.

Законопроект о самом бюджете ФСЗН, который также принят в минувшую пятницу, пока не опубликован. Но пресс-служба Палаты представителей сообщает, что доходы бюджета фонда рассчитаны в сумме 19,1 млрд руб. (с учетом указанной субвенции), и это на 8,9% больше, чем в 2020 году (более 89,8% в них составят взносы на государственное соцстрахование). Расходы запланиро­ваны в сумме около 18,8 млрд руб., по сравнению с планами на текущий год их сумма вырастет на 9,2%.

 

Прибыль не просматривается

Доходы республиканского бюджета на 2021 год рассчитаны на 4,6% ниже, чем в Законе о бюджете на текущий год.

В частности, налоговые доходы должны составить почти 19,6 млрд руб. Снижение к 2020 году – на 1,2% (здесь и далее сравнение идет с утвержденными на текущий год показателями). При ожидаемом росте поступлений от НДС и акцизов закладывается снижение поступлений от налога на прибыль (более чем на 40%). Налоговые доходы от ВЭД оцениваются в 4,03 млрд (снижение почти на 16%).

Неналоговые доходы запланированы на уровне 2,37 млрд руб. (–26%). В т.ч. поступления от штрафов и удержаний оцениваются в 91,4 млн (аналогичное сокращение).

 

Приоритеты – здравоохранение и милиция

Бюджетные расходы вырастут в целом на 7,6%. На общегосударственную деятельность планируется направить около 13,7 млрд руб. (+6,9%).

В т.ч. на обслуживание госдолга пойдут 3,06 млрд, из них около 2,55 млрд – внешнего.

Обращает на себя внимание заложенная в бюджет сумма более 13,5 млн руб., которую в будущем году государство намерено потратить на обеспечение проведения выборов и референдумов. Да, эта статья предполагает и финансирование работы Центризбиркома как постоянно действующего органа. Но обычно в те годы, на которые не запланировано проведение каких-либо избирательных кампаний, сумма в ней на порядок ниже. Учитывая, что следующая кампания (по выборам в местные советы) должна стартовать только в конце 2021 года, это может означать подготовку властями референдума по каким-либо вопросам уже в следующем году.

На национальную оборону будет выделено более 1,46 млрд руб. (рост почти на 11%), судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности – 2,77 млрд (+12%). При этом сумма, выделяемая на деятельность органов внутренних дел, впервые превысит 1 млрд рублей.

На развитие национальной экономики запланировано 3,72 млрд руб. (+5,4%), охрану окружающей среды – 107,8 млн (+7%), ЖКУ и жилищное строительство – 389 млн (–22,7%).

Затраты на здравоохранение вырастут на 31% – до 1,67 млрд руб., на физкультуру, спорт, культуру и СМИ снизятся в пределах 0,5% – до 508 млн. При незначительном росте расходов на культуру и спортивную сферу снижение по этому разделу должно быть обеспечено за счет сокращения финансирования государственных СМИ.

На образование планируется выделить около 1,3 млрд руб. (+9,5%), на социальную политику – более 2 млрд (+2,3%).

 

Плати подоходный как все

Заложить общий рост расходов при рекордном бюджетном дефиците не удалось без повышения некоторых налогов и введения новых сборов. Парламентарии приняли и проект изменений в Налоговый кодекс, некоторые из них очень спорные. Так, местные органы власти смогут вводить местный сбор за пересечение транспортными средствами госграницы в пунктах пропуска в размере не более 3 базовых величин. С учетом анонсированного повышения БВ до 29 рублей в следующем году размер такого сбора может достигать 87 рублей.

При сохранении действующих налоговых льгот для работодателей – резидентов ПВТ и индустриального парка «Великий камень» с 9 до 13% повышается ставка подоходного налога для их работников. Учитывая сильные эмиграционные настроения в IT-сфере, мера может оказаться очень непопулярной.

Также запланировано увеличение ставки налога на прибыль для операторов сотовой связи и «Белтелекома» с 18 до 30%, что неизбежно приведет к росту тарифов на услуги связи.

В Минфине рассчитывают, что в целом повышение налогов для некоторых категорий граждан и юрлиц принесет в бюджет около 800 млн руб., которые обещают потратить на борьбу с COVID-19.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ


***
Макроэкономика: рубрики
Актуально
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Подборки
Полезное