Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
26.05.2015 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДЕНЬ, КОГДА МЕРЕЩИТСЯ СВОБОДА©

Белорусский бизнес мог бы пропустить вчера повод для праздника, если бы «Либеральный клуб» не представил очередное исследование «День свободы от налогов в Беларуси – 2015». В рамках международного исследования Tax Freedom Day (TFD) в ряде стран, в т.ч. у нас, подсчитывают, сколько дней все общество работает на то, чтобы уплатить налоги государству.

Белорусский бизнес мог бы пропустить вчера повод для праздника, если бы «Либеральный клуб» не представил очередное исследование «День свободы от налогов в Беларуси – 2015». В рамках международного исследования Tax Freedom Day (TFD) в ряде стран, в т.ч. у нас, подсчитывают, сколько дней все общество работает на то, чтобы уплатить налоги государству.

Расчеты ведутся исходя из налоговой нагрузки согласно бюджетному законодательству на текущий год. В итоге получилось, что белорусам нужно отработать 145 дней, чтобы обеспечить поступление в казну запланированных сумм налогов — на 5 дней больше, чем в прошлом году (немного меньше, чем в Люксембурге и Венгрии, но больше, чем в Словении, Германии и России). В 2013 г. показатель TFD для Беларуси, согласно обновленным данным, приходился на 19 мая, а в 2012-м — на 14 мая (см. таблицу). Отметим, что, поскольку бюджет-2015 принимался до начала валютного кризиса, то он, скорее всего, будет пересмотрен, а потому и показатель TFD придется пересчитывать.

Аналитики «Либерального клуба» столкнулись с определенными сложностями, обусловленными национальными особенностями бюджетной системы. Таковыми на презентации были названы статус внебюджетного Фонда социальной защиты населения (который, по сути, имеет все признаки налога и занимает 12,1% ВВП), влияние на бюджетную дисциплину нестабильной макроэкономической среды, наличие значительного объема квазифискальных операций и неучтенных внебюджетных расходов и разница в стандартах учета государственных финансов.

Несколько искажает данные по учету государственных финансов наличие в Беларуси различных бюджетных и внебюджетных фондов. Это часто запутывает различные международные организации, использующие в своих исследованиях значение налогового бремени в нашей стране. Так, в прошлом году в рамках исследования The Wall Street Journal и The Heritage Foundation «Индекс экономической свободы-2014» был указан уровень налоговой нагрузки в Беларуси 24,7% ВВП, что почти совпадало с показателем налоговых поступлений консолидированного бюджета Беларуси к ВВП (26). Однако общая налоговая нагрузка за этот период в стране (с учетом внебюджетных фондов) была на уровне 37,9% ВВП.

Интересно, что в «Индексе экономической свободы-2015» налоговая нагрузка в Беларуси оценивается в 29,8% от валового национального дохода (ВНД), тогда как фактически она (без учета внебюджетных фондов) находится на уровне 25,9% ВВП. Разница между этими показателями доказывает, что существуют дополнительные факторы, влияющие на чистоту данных по Беларуси, используемых в ходе расчета TFD.

Нестабильность макроэкономической среды существенно влияет на бюджетную дисциплину в стране. Сначала высокие темпы инфляции (2011–2012 гг.), а затем замедление экономического роста (2012–2014 гг.) привели к снижению надежности прогнозов по доходам и расходам бюджета. В рамках исследования TFD учитываются как плановые, так и фактические показатели налоговых доходов бюджета сектора государственного управления (республиканский бюджет, местные бюджеты и Фонд социальной защиты населения). Последние годы между планом и фактом сохраняется серьезная разница, что приводит к расхождениям при пересмотре показателя TFD прошлых периодов.

Например, сокращение доходов бюджета по итогам 2014 г. сдвинуло день свободы от налогов, рассчитанный на основе плана в прошлом году, с 7 июня на 13 мая. Впрочем, каждый год приносит свои сюрпризы: в 2011-м — гиперинфляция, в 2012-м к ней добавилось падение темпов роста ВВП, в 2013–2014 гг. — директивное увеличение заработной платы по стране, повлекшее рост доходов ФСЗН. В то же время бюджетная дисциплина в Беларуси за последние годы, по мнению авторов исследования, улучшилась незначительно, что сказалось как на экономической политике, так и на чистоте расчета показателя TFD. При этом разница в пересмотренных данных позволяет обнажить еще одну экономическую проблему нашей страны.

Согласно официальным данным Минфина, Беларусь последние пять лет успешно удерживает баланс по бюджету: профицит бюджета сектора государственного управления в среднем балансирует на уровне 1% ВВП. Однако наличие в стране квазифискальных операций, а также неучтенных внебюджетных расходов заставляет усомниться в обоснованности этих цифр. Такие операции позволяют занизить/завысить уровень дефицита или профицита бюджета, за счет которого они покрываются. В частности, сложно оценить объем рефинансирования государственных банков и господдержки отдельных секторов экономики. Значительная доля государственных средств проходит вне рамок официального бюджетного процесса (по данным Всемирного банка, иногда более 10% расходов центрального правительства, т.е. около 2,9% ВВП).

ПРИ знакомстве с исследованием TFD неизбежно возникает вопрос о его практическом значении. Очевидно, осознание приятного факта, что на государство мы свое уже отработали, не снимает с компаний обязанности по начислению и перечислению налогов в установленные законодательством сроки. Аналитики «Либерального клуба» надеются, что их труд «напоминает населению нашей страны, какова цена государства в трудоднях. Осознав это, можно переходить к следующему вопросу: соответствуют ли эти затраты тем услугам, которые государство предоставляет обществу». Полагаю, что, заинтересовавшись ценой государства и ее соответствием качеству госуслуг, граждане смогут задать множество разнообразных вопросов. Ведь созданная со времен обретения независимости налоговая система выстроена довольно причудливо. Хотя чиновники уверяют, что она полностью соответствует основным европейским образцам, никто не дал себе труда оценить, насколько экономически и социально обосновано возложенное на общество налоговое бремя. При этом благодаря косвенным налогам и обширному распространению института налоговых агентов большинство граждан даже не осознают, что содержат государство и оплачивают все оказываемые им услуги. Забавно, что само же государство выводит общество из этого блаженного неведения, регулярно попрекая в последние годы население в злоупотреблении государственными услугами (часть граждан — в социальном иждивенчестве) и пытаясь взимать дополнительную плату с общества с помощью новых сборов, вводимых под различными более-менее благовидными предлогам. Именно исследование TFD способно навести на мысль, что норма ст. 56 Конституции, гласящая, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, предполагает любое участие, в т.ч. путем уплаты косвенных налогов, включаемых в цену товаров и услуг, а не личное участие, как уверяют чиновники, отстаивая обоснованность Декрета от 2.04.2015 № 3 «О предупреждении социального иждивенчества».

ДИНАМИКА TFD показывает, что если в прошлом фискальные власти старались снижать налоговую и административную нагрузку на субъекты хозяйствования, а также упрощать законодательство, то в 2014–2015 гг. ситуация изменилась. Причин тому немало. С одной стороны, чтобы остановить рецессию, нужно снизить налоговое бремя, что требует сокращения госрасходов. С другой — не только АПК, но и многие крупные предприятия не в состоянии расти и модернизироваться, а зачастую просто существовать без господдержки, для которой в бюджете из-за рецессии остается все меньше денег. К тому же облегчение налоговой нагрузки требует снижения социальных расходов, которые гарантируют лояльность населения и устойчивость политической системы. Разорвать этот порочный круг, возможно, удалось бы с помощью рыночных реформ (успех которых отнюдь не гарантирован). Но это означало бы кардинальную смену социально-экономической модели, от которой власть отказываться не намерена. Поэтому в ход идут методы, именуемые в мировой практике steаlth taxes («налоги-невидимки»): изменить срок возникновения налогового обязательства, ограничить применение льгот и возможности уменьшения налоговой базы, увеличить под благовидным предлогом ставки некоторых налогов и расширить круг плательщиков. Все это, на первый взгляд, имеет сглаженный или отложенный эффект, напрямую не влияет на экономический рост, не подрывает инвестиционные возможности и мотивацию предпринимателей и работников. Но длинный список таких мелких ухищрений не только понемногу пополняет казну, но и подталкивает экономику по ту сторону кривой Лаффера, за которой бизнес вести уже неинтересно.

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений