Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
08.10.2010 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ

Нынешний год, видимо, запомнится белорусам небывалой борьбой за рост их благосостояния. Для достижения заветного 500-долларового рубежа средней зарплаты власти прилагают столько усилий, что должны завоевать сердца всех низкооплачиваемых слоев населения. Решающие удары на этом направлении нанесены нормативными актами, принятыми в начале сентября.

Нынешний год, видимо, запомнится белорусам небывалой борьбой за рост их благосостояния. Для достижения заветного 500-долларового рубежа средней зарплаты власти прилагают столько усилий, что должны завоевать сердца всех низкооплачиваемых слоев населения. Решающие удары на этом направлении нанесены нормативными актами, принятыми в начале сентября.

Первый из них — Указ Президента от 27.09.2010 № 490 «Об установлении на ноябрь–декабрь 2010 г. размеров минимальной заработной платы», которым на два последних месяца года минимальная месячная зарплата увеличена с нынешних 258,6 тыс.Br до 400 тыс. Br. Отметим, что в соответствии со ст. 1 Закона от 17.07.2002 № 124-З «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» ее размер определяется с учетом уровня занятости и производительности труда; потребностей работника в материальных благах и услугах; экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей; сложившихся величин средней заработной платы в экономике, пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат. У большинства же предприятий, судя по данным Белстата, вряд ли есть экономические возможности для повышения зарплаты. И никакой административный прессинг не компенсирует сокращение прибыли и рост дебиторской задолженности. Заметим также, что Конвенция Международной организации труда № 26 «О создании процедуры установления минимальной заработной платы» от 16.06.1928 г. (к которой Беларусь присоединилась в 1993 г.) не только дает всем странам- участницам право определить характер и форму процедуры установления минимальной зарплаты и методы ее осуществления, но и обязывает до применения такой системы к каким-либо отраслям или секторам промышленности проводить консультации с представителями заинтересованных предпринимателей и трудящихся, в т.ч. их соответственных организаций, где таковые существуют. Кроме того, заинтересованные предприниматели и трудящиеся согласно Конвенции совместно участвуют в осуществлении данной процедуры таким образом и в такой степени, но во всяком случае с равным представительством и на равных условиях, как это может быть определено национальным законодательством.

С последним вообще сложилась интересная коллизия. Согласно ст. 2 Закона № 124-З размеры МЗП (месячной и часовой) устанавливаются Советом Министров ежегодно с 1 января исходя из условий, установленных статьей 1 настоящего Закона. Теперь же новая «минималка» введена Указом главы государства, хотя до сих пор как по Закону № 124-З, так и Декрету Президента от 15.02.2002 № 3 «О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы» правительство как-то справлялось с этим вопросом.

Кстати, обсуждение, декларируемое Конвенцией МОТ, судя по всему сводится в основном к вызовам «на ковер» тех, кто отстает с ростом зарплаты, и требованиям повысить ее, невзирая на форму собственности, финансовое состояние, реалии рынка и уровень производительности труда, темпы роста которой в стране вдвое ниже, чем увеличения зарплаты.

Следующим шагом стало ранее обещанное повышение тарифной ставки. Постановление Совмина об этом от 27.09.2010 № 1382 было зарегистрировано в НРПА 28 сентября. В соответствии с ним тарифная ставка 1-го разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, повышается с 1 ноября с нынешних 90 тыс.Br до 118 тыс. Таким образом, тарифная ставка 1-го разряда поднимается сразу на 31%, а с начала года — на 45,7%.

Такие решения вызвали недоумение МВФ, которому мы в прошлом году, получая кредиты по программе stand-by, обещали сдерживание зарплаты в бюджетной сфере. Представитель МВФ в Беларуси Наталия Колядина в интервью Reuter заявила: «Мы не видим экономических оснований для столь значительного роста заработной платы. Рост зарплат должен соответствовать росту производительности труда... Мне не понятно, чем объясняется столь существенное повышение». Это приведет к росту внутреннего спроса и росту спроса на импортные товары и услуги, полагает Н.Колядина, расширение дефицита бюджета и изменение структуры его расходов. Правительству нужно будет генерировать доходы, чтобы финансировать дополнительные расходы, а это замедлит снижение налоговой нагрузки. В рамках программы предусматривался определенный рост зарплат и пенсий. Однако такое значительное повышение, безусловно, не соответствует нашим договоренностям, подчеркнула она.

Впрочем, чиновникам Фонда и так есть о чем поразмыслить: ни обещанные приватизация, ни создание специализированного финансового агентства и ряд других реформ так и не состоялись. А потому разговор с миссией МВФ, прибывающей в ноябре в Минск, будет не из приятных.

Тем временем в странах Евросоюза проводится политика экономии государственных расходов. Практически все правительства стран — членов ЕС предусматривают на 2011 г. замораживание зарплат и пенсий, урезания социальных выплат. Все это вызвало недовольство профсоюзов и населения. Однако демонстрации и забастовки не поколебали намерения лидеров ЕС привести бюджетные расходы в соответствие с реалиями экономики. И недовольство электората отступает перед реальной угрозой повторного мирового кризиса — на сей раз из-за чрезмерных бюджетных дефицитов и астрономического внешнего долга в ряде развитых стран.

Правда, если правительства Европы затягивают пояса, то в сфере бизнеса в мире постепенно начался рост доходов. Например, по данным Общеиндустриального обзора заработных плат и компенсаций в России за 2010/2011 годы, подготовленного компанией Ernst& Young на основе традиционного анализа данных по компенсациям 182 международных и российских компаний, средний рост зарплат в 2010 г. на 3,9% превосходит рост инфляции, компенсируя падение реального дохода работников в 2009 г. на 5,5%. При этом, по оценке Ernst& Young, до кризиса рост вознаграждений на 2,5–3% превышал инфляцию. Судя по опросу, около 80% компаний, принявших участие в обзоре, планировали повышение зарплаты на следующий год в среднем на 10%, а банки — на 12–13%. Кроме того, по данным Ernst&Young, несмотря на кризис, большинство работодателей выплатили премии по результатам 2009 г. При этом в 2010 г. прогнозируется рост премий на 3% для рабочих, специалистов и управленцев среднего звена и на 10–20% — для топ-менеджеров.

В целом же наши восточные соседи бурным ростом заработков не балуются. Так, по прогнозу Минэкономразвития РФ, средняя номинальная зарплата россиян в 2010 г. вырастет с 18 638 RUB до 20 838, а реальная — на 4,9% (после прошлогоднего падения на 3,5%). Так что среднестатистические россияне перешагнули уже 600 USD зарплаты, не говоря уже о Москве, где среднемесячная начисленная зарплата, по данным Росстата, выросла в январе–июне 2010 г. на 13,7%, достигнув 45,7 тыс. RUB. А вот у федеральных госслужащих зарплата составила 50,3 тыс. RUB, что на 3,4% больше, чем в I полугодии 2009 г. При этом в 39 российских министерствах, службах, агентствах (53% от общего числа) среднемесячная зарплата снизилась по сравнению с I полугодием 2009 г.

На этом фоне действия белорусских властей вызывает у мирового сообщества не столько зависть, сколько недоумение.

Впрочем, и сами белорусские чиновники не уверены, что нынешняя политика по плечу экономике страны. Министр финансов Андрей Харковец, выступая в Совете Республики, заявил, что такого масштабного повышения зарплаты бюджетникам еще не бывало. Правда, поскольку в 2009 г. зарплату не повышали, нынешние меры должны стать «адекватной мерой социальной защиты». Министр признал, что с точки зрения текущего момента, конечно, для страны сложно реализовать такое повышение зарплаты. Ведь ее доля (вместе с социальными выплатами и начислениями) вырастает на 10 процентных пунктов. Это будет беспрецедентное изменение структуры, и, надо понимать, что все остальное мы будем, безусловно, сдерживать, заявил А.Харковец. По его словам, мы обязаны рассчитывать на рост экономики, понимая, что, повышая социальные гарантии, снижая налоги, мы пытаемся выйти на ситуацию, когда экономика сама будет генерировать ресурсы, и это будет способствовать в т.ч. наполнению бюджета.

Заметим, что от ресурсов мало что останется, если они потребляются быстрее, чем «генерируются». Ведь среднемесячная зарплата бюджетников в 2010 г. составит, по оценке, 935 тыс. Br, а в следующем — 1260 тыс. — сразу почти на 35% больше. Коммерческим организациям, в которых рентабельность в 2010 г. и без того ниже, чем в прошлом, подобный рост и вовсе не под силу. Это, видимо, понимает и глава финансового ведомства, признавая, что удержание в следующем году зарплаты — «колоссальная задача». Если ее удастся защитить от инфляции — это уже можно считать успехом.

Остается узнать, как оплатит этот успех отечественная экономика и каждый из белорусов, в т.ч. получающий сейчас предвыборную прибавку к зарплате...

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений