Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
04.01.2013 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДЕЛО НЕ В РЕЙТИНГЕ ©

О новшествах, проблемах и перспективах развития белорусской налоговой системы накануне Нового года «ЭГ» рассказал начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Дмитрий КИЙКО.

О новшествах, проблемах и перспективах развития белорусской налоговой системы накануне Нового года «ЭГ» рассказал начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Дмитрий КИЙКО.

— Дмитрий Николаевич, какие наиболее важные нововведения в налоговой системе действуют с 2013 г.?

— Изменения в Налоговый кодекс формировались при соблюдении ряда условий, связанных с необходимостью обеспечения бездефицитного государственного бюджета в рамках привлеченного стабилизационного кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС и предстоящих выплат по внешнему государственному долгу. Однако при таких достаточно жестких ограничениях налоговая система не должна стать препятствием для экономического роста, поэтому решено сохранить ставки основных налогов, которые, к слову, у нас довольно привлекательны, в т.ч. в сравнении с европейскими странами.

Более того, изысканы резервы для снижения налоговой нагрузки на экономику. И первое, что сделано — с 2013 г. полностью отменены отчисления в инновационные фонды, представляемые платежами от себестоимости товаров (работ, услуг), хотя обязанность по их уплате распространялась преимущественно на государственные предприятия (предприятия с преобладающей долей государственной собственности). Через потребление производимых ими товаров (работ и услуг) за счет включения в затраты этих отчислений специфическое налоговое давление оказывалось на всю экономику.

Второе — существенно сокращена нагрузка на малый и средний бизнес, применяющий упрощенную систему налогообложения. Для этого с 2013 г. значительно увеличены критерии выручки и численности при применении УСН без уплаты НДС, а также снижены налоговые ставки. Такой шаг сделан навстречу бизнес-сообществу, которое, внося соответствующие предложения, связывало их реализацию с дополнительным толчком для развития малого предпринимательства, увеличением его вклада в ВВП, ростом зарплат, созданием новых рабочих мест и выведением доходов из тени. В 2013 г. мы будем отслеживать и анализировать этот процесс и делать выводы.

Третье направление — мобилизация доходных источников. Здесь сразу несколько изменений: отмена отдельных налоговых льгот, основная из которых касается освобождения от НДС услуг связи для физических лиц. Отметим также усиление роли ресурсных платежей за счет увеличения ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов в отношении калийной соли с введением нового механизма расчета средневзвешенной цены калийных удобрений, индексацию ставок налогов, установленных в Br, увеличение ставок акцизов, в первую очередь на алкогольную и табачную продукцию.

Кроме того, с 2013 г. местные Советы получили право в 5 раз увеличить ставку налога на недвижимость по имуществу, не вовлеченному в хозяйственный оборот. Перечень такого имущества будет ежегодно формироваться местными властями в порядке, определенном правительством. Правда, на практике такая возможность будет реализована только с 2014 г.

— В 2012 г. существенной критике со стороны налогоплательщиков подвергался механизм амортизационной премии. Многие считают, что в нынешнем виде он не способствует инвестициям. Почему эта норма практически не изменилась и в 2013 г.?

— Я не совсем согласен с тем, что механизм амортизационной премии подвергся критике или неэффективен. Это один из возможных общепринятых способов стимулирования инвестиций, который применяется как в развитых странах, так и у наших партнеров по ЕЭП. Да, в 2012 г. такая норма налогового законодательства была для нас новой, практика ее применения нарабатывается. Но вспомните, льгота по капвложениям вначале также вызвала много вопросов.

Тем не менее анализ и консультации с субъектами хозяйствования показали, что такой механизм налогового стимулирования инвестиций вполне приемлем. Возможно, в нем больше заинтересованы крупные компании со значительными инвестициями в основной капитал, поскольку это позволяет сэкономить им существенные суммы. Для среднего и малого бизнеса он менее актуален, но здесь играет роль сниженная ставка налога на прибыль или переход на УСН.

В целом амортизационная премия позволяет обеспечить инвесторам ускоренный возврат средств на капвложения. Поэтому, думаю, этот механизм сохранится достаточно долго. Да, для его применения нужен раздельный бухгалтерский и налоговый учет, но методология первого сегодня позволяет это делать через механизм отложенных налоговых активов и обязательств. С учетом практики применения рассматриваемой нормы она, безусловно, будет корректироваться в дальнейшем с целью упрощения. И самое главное: не надо забывать, что амортизационная премия — это право, а не обязанность плательщика.

— Кстати, в последнее время много говорилось о проблеме расхождения между налоговым и бухгалтерским учетом. Есть ли предел для их сближения?

— Да, расхождения есть, и вряд ли от них полностью удастся отказаться. Особенно в процессе сближения национального бухучета с МСФО, которые в3 ряде случаев позволяют достаточно субъективно подходить к отражению хозяйственных операций, что для целей налогообложения неприемлемо.

И это нормально, особенно с учетом того, что перед бухгалтерским и налоговым учетом стоят не совсем одинаковые задачи. Первый формирует объективную картину для собственника, второй необходим для исполнения обязательств перед бюджетом. Думаю, что основная задача государства в лице соответствующих министерств заключается в обеспечении того, чтобы корректировки к бухучету для целей уплаты налогов были минимальны и осуществлялись именно в тех случаях, когда это необходимо.

— Можно ли сказать, что с учетом новшеств на 2013 г. упрощенная система налогообложения стала оптимальной?

— Сегодня это очень популярный режим налогообложения. УСН применяют свыше 135,5 тыс. плательщиков, т.е. около 30% от их общего количества. Эта доля продолжает расти. С новыми критериями численности и выручки можно ожидать, что число перешедших на УСН или выбравших этот режим при организации малого бизнеса, конечно, увеличится.

Но нельзя забывать о фискальной функции налогов, как бы это кому-то и не нравилось. Налог при УСН приносит менее 2% доходов консолидированного бюджета. Поэтому фискальные органы несколько скептически относились к предложениям бизнес-союзов расширить критерии и снизить налоговые ставки для УСН. Но все же их доводы приняты во внимание и приоритеты для развития бизнеса в стране учтены.

Думаю, что и бизнес, и представители фискального блока согласятся, что мы действительно подошли к балансу интересов в отношении такого режима налогообложения. Поэтому в ближайший период будет комплексно анализироваться практика его применения. Соответственно по итогам этого анализа будут сделаны выводы о необходимой корректировке, которые могут предусматривать как определенные послабления, так и ужесточение условий применения УСН. Все, безусловно, зависит от того, будут ли достигнуты заявленные результаты.

— С 2013 г. отменяется ряд налоговых льгот. Вместе с тем их перечень, например, по НДС, остается весьма обширным: одних только освобождений от уплаты налога едва ли не полсотни. Может быть, стоит отменить некоторые льготы, чтобы понизить налоговую ставку по этому налогу и полностью снять ограничения по вычетам?

— Наша налоговая система действительно перенасыщена льготами. В идеале следует свести их до минимума, оставив только для социальной защиты отдельных категорий населения и выравнивания условий хозяйствования там, где разные результаты предпринимательской деятельности определяются объективными причинами. Существенная корректировка налоговых льгот может рассматриваться как основа для снижения ставки налога на прибыль.

Что касается НДС, считаю, что сегодня с учетом структуры нашей экономики и связанными с ней особенностями формирования государственных доходов мы имеем сбалансированную ставку этого налога как для бюджета, так и для плательщиков. Напомним, что реальными плательщиками НДС являются конечные покупатели, т.е. в большинстве своем граждане. При этом в сравнении со многими европейскими странами в отношении ставки НДС мы выглядим вполне достойно (например, ставка НДС в Венгрии составляет 27%, в Румынии — 24%).

А вот порядок взимания НДС, несомненно, важен для субъектов хозяйствования, которые перечисляют этот налог в бюджет. Ограничения по налоговым вычетам постепенно снимаются. С 2013 г. для подтверждения нулевой ставки НДС не требуется поступления валютной выручки на расчетный счет экспортера. В ближайшей перспективе будет рассмотрено предложение об отмене с 2014 г. ограничений по принятию к зачету сумм «входного» НДС, уплаченного при приобретении инвестиционных товаров.

— Давно обсуждается вопрос об увеличении стандартного вычета по подоходному налогу до бюджета прожиточного минимума. Пока такие вычеты ежегодно просто индексируются. Можно ли ожидать здесь изменений?

— В прошлые годы мы уже достигали такого соотношения — в 2010 г. оно составляло порядка 95%. Однако в связи с инфляционными и девальвационными процессами 2011 г., при которых рост доходов населения существенно замедлился по сравнению с ростом потребительских цен, такой паритет нарушился. В результате 108-процентной инфляции 2011 г. стандартный налоговый вычет для граждан составляет лишь половину БПМ.

Вместе с тем налоговые вычеты для физических лиц индексируются с учетом предполагаемого роста доходов, а не уровня инфляции, поэтому их соотношение к применяемым социальным стандартам будет расти. Так, уже в 2013 г. соотношение стандартного налогового вычета достигнет 62% БПМ. С замедлением инфляции и ростом доходов населения этот разрыв сократится. Но здесь важно, чтобы увеличение стандартного налогового вычета не опережало рост доходов населения, иначе это может разбалансировать сложившуюся систему подоходного налога.

— Кстати, в России существует налоговый вычет на медицинские расходы, а у нас его нет. Между тем объем платных медицинских услуг, их стоимость и цены на лекарства в последние годы существенно увеличились. Разве этот вычет не менее важен, чем, к примеру, по расходам на страхование?

— Доля платных услуг у нас не столь высока. Кроме того, при введении такого вычета может быть нарушен принцип справедливости налогообложения, поскольку им смогут воспользоваться в основном наиболее обеспеченные граждане. К тому же здесь возникают сложности налогового администрирования, ведь нужны перечни услуг и лекарств, подпадающих под такой вычет, а для его получения понадобится подавать налоговые декларации, от которых мы уже ушли. Думаю, такие вопросы должны решаться иначе, например, с помощью увеличения вычета по расходам на страхование, что и реализовано в Налоговом кодексе с 2013 г.

— В 2012 г. в Европе и США активно заговорили о необходимости налога на богатых, а кое-где его и ввели. Но состоятельные люди реагируют на это жестко. Например, известный актер Жерар Депардье не только сменил место жительства, но и отказался от французского гражданства. Возвратиться к прогрессивной шкале подоходного налога предлагают и в России. Можно надеяться, что у нас до этого не дойдет?

— В ближайшей перспективе в Беларуси не планируется введения налогов на богатых и возврат к прогрессивной шкале подоходного налога. А вот акцизы на алкоголь и табачные изделия с 2013 г. существенно увеличатся.

— В рейтинге Всемирного банка Doing Businеss по показателю «налогообложение» мы заняли 129-е место и продвинулись на 27 позиций, что стало результатом совершенствования налоговой системы в 2011 г. Какие меры надо предпринять, чтобы приблизиться к нашим партнерам по Таможенному союзу — России и Казахстану, которые по этому показателю соответственно на 54 и 17-м местах?

— Прежде всего надо быстрее совершенствовать налоговое администрирование. Мы существенно продвинулись в рейтинге ВБ за счет почти двукратного уменьшения количества часов, потраченных на исчисление и уплату налогов. Но значительные резервы здесь, безусловно, остаются, в т.ч. за счет более широкого внедрения электронного декларирования. Кстати, в 2011 г. сокращено и количество налоговых выплат, но и здесь есть возможности для улучшения.

По нашим оценкам, в следующем рейтинге мы сможем занять по показателю «налогообложение» примерно 105-е место. А чтобы выйти, как это запланировано, на 70-е, надо вдвое снизить затраты на налоговое администрирование, то есть речь снова идет о количестве часов, затрачиваемых на уплату налогов.

При этом не стоит забывать, что совершенствуем налоговую систему не только мы, но и другие государства. В последние годы между ними наблюдается конкуренция в части снижения налоговой нагрузки, особенно по прямым налогам, непосредственно влияющим на инвестиции. Однако нам надо прилагать усилия, чтобы все же идти вперед, поскольку дело не только и не столько в рейтинге. Хорошая налоговая система, безусловно, будет способствовать росту белорусской экономики и притоку инвестиций.

Беседовала

Валерия ГЕРАСИМОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by