Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
30.05.2014 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ДАН ПРИКАЗ АНАЛИЗИРОВАТЬ©

Не слишком удачные результаты ряда модернизационных проектов заставляют власти искать пути повышения эффективности использования бюджетных ресурсов и оказания мер государственной поддержки только высокоэффективным проектам и мероприятиям. Очередной попыткой улучшить административное управление экономикой стало постановление Совмина от 26.058.2014 № 506 «О бизнес-планах инвестиционных проектов».

Не слишком удачные результаты ряда модернизационных проектов заставляют власти искать пути повышения эффективности использования бюджетных ресурсов и оказания мер государственной поддержки только высокоэффективным проектам и мероприятиям. Очередной попыткой улучшить административное управление экономикой стало постановление Совмина от 26.058.2014 № 506 «О бизнес-планах инвестиционных проектов».

При анализе проектов с государственной поддержкой в ключевых отраслях экономики не раз выяснялось, что такие проекты реализовывались без должного изучения рыночной конъюнктуры, отсутствовали достаточные маркетинговые исследования, планируемые производственные мощности и ассортимент выпускаемой продукции не соответствовали потребностям как внутреннего, так и внешнего рынков. В результате появились всем известные проблемы, связанные с модернизацией производств в деревообработке, легкой промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. Поэтому нормы постановления Совмина от 8.08.2005 № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций», несмотря на многочисленные корректировки, были признаны недостаточными, а проект нового документа долго перерабатывался.

В принятой редакции Положения об организации разработки, рассмотрения и экспертизе бизнес-планов инвестиционных проектов разработчики попытались учесть лучший мировой опыт и новейшие подходы по оценке бизнес-проектов. Особый акцент сделан на прединвестиционную стадию. Так, в Положении закреплено, что разработке бизнес-плана должно предшествовать проведение маркетинговых исследований в целях получения объективной информации о потенциальных возможностях сбыта продукции, многовариантный анализ развития (создания) производства, сравнение предлагаемых технологии и оборудования с отечественными и зарубежными аналогами. По проектам стоимостью свыше 70 млн. USD США, подлежащим государственной комплексной экспертизе, в обязательном порядке должен быть проведен «маркетинговый due diligence», включающий всестороннее обследование существующей системы мер товарной, ценовой и коммуникационной политики, системы продвижения товаров на рынки сбыта, обеспечивающих согласованность планов производства с потребностями рынка и устойчивый сбыт продукции. Для их проведения при необходимости могут привлекаться независимые консалтинговые, инжиниринговые и иные организации, включая иностранные. Кроме того, маркетинговый анализ должен быть в обязательном порядке проведен по современным методикам и моделям, такими как PEST- и SWOT-анализ, модель «пять сил конкуренции Портера» и другим.

Все это потребует привлечения финансовых ресурсов инициатора проекта на первоначальной стадии. По инвестпроектам, имеющим высокую социально-экономическую значимость для страны, оплата данных исследований может быть осуществлена за счет бюджета.

Отдельно Положением усовершенствован механизм оценки государственными органами проектов и их отбора для оказания государственной поддержки. Так, предусмотрено, что в обязательном порядке проводится государственная комплексная экспертиза бизнес-планов инвестиционных проектов, претендующих на предоставление финансовой помощи из республиканского бюджета, выделение бюджетных займов, бюджетных ссуд за счет республиканского бюджета, предоставление гарантий правительства по кредитам банка, привлечение внешних государственных займов, предоставление при заключении инвестиционных договоров с Республикой Беларусь дополнительных льгот и преференций.

Для изучения всех аспектов инвестиционного проекта проведение экспертизы разбито на два этапа. Первый — локальная экспертиза, которая проводится отраслевым министерством, исполкомом, кредитующим банком. Второй — государственная комплексная экспертиза, проводимая Минэкономики с учетом заключений отраслевой экспертизы, а также Минфина и ГКНТ (соответствующие изменения внесены в ряд нормативных актов в этой области постановлением Совмина от 26.05.2014 № 507). На каждом этапе будет даваться оценка возможности реализации проекта, обоснованности инвестиционных затрат и его эффективности, в т.ч. полноты и качества проведенных маркетинговых исследований рынков сбыта, востребованности и конкурентоспособности продукции, наличия конкретных потребителей.

Поскольку основные финансовые потоки, направляемые на финансирование государственных программ и мероприятий, замыкаются на финансовом учреждении ОАО «Банк развития Республики Беларусь», для анализа инвестпроектов, их эффективности и целесообразности кредитования в банке создано специальное подразделение.

БОЛЕЕ 4 лет назад Совмин постановлением от 26.02.2010 № 284 «О мерах по повышению эффективности работы внешнеэкономических и маркетинговых служб» обязал министерства и ведомства обеспечить безусловное соответствие вновь принимаемых руководителей и специалистов во внешнеэкономические и маркетинговые службы утвержденным квалификационным требованиям, провести в 2010 г. внеочередную аттестацию всех работников этих служб и при необходимости реструктуризировать указанные службы, а также пересмотреть их структуру на предмет возможности увеличения кадровой численности. По-видимому, существенного взлета квалификации маркетологов эти меры не принесли. Как иначе объяснить признание правительства в том, что многие проекты с господдержкой в ключевых отраслях экономики оказались недоработанными и не дали ожидаемого эффекта?

Между тем в соответствии с Правилами по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утв. постановлением Минэкономики от 31.08.2005 № 158 (в ред. от 29.02.2012 г.), в описательной части бизнес-плана в числе основных разделов значатся «Характеристика организации и стратегия ее развития», а также «Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга», а в главах 5 и 7 Правил перечислены требования к их содержанию. Кроме того, в Правилах указано, что с учетом результатов маркетинговых исследований и предварительной выработки стратегии по применению технологий и оборудования осуществляются расчет объемов производства и продаж будущей продукции, затрат на ее выпуск и реализацию, определение объема инвестиций и выработка стратегии маркетинга, прогнозируются альтернативные варианты реализации проекта, производится оценка их эффективности и степени риска с применением методов имитационного моделирования.

При этом авторы Правил не стали конкретизировать, как именно составляется стратегия, какие методы анализа при этом должны применяться. Вероятно, предполагалось, что заниматься составлением бизнес- плана будут достаточно компетентные люди, успешно изучившие эти вопросы в вузе, а потому ни к чему «перекатывать» в нормативный правовой акт страницы учебников. Оказывается, эти надежды были напрасны. Наших менеджеров надо брать за руку, вести к прилавку с управленческим инструментарием и в нормативном порядке обязывать им пользоваться.

КЛЮЧЕВЫЕ составляющие стратегии компании известны: миссия, ценности, видение, дерево целей и т.д. Но начинать стратегическую работу надо с рынка. Чтобы правильно на нем ориентироваться, маркетологи дадут менеджерам набор возможностей, включая модель пяти сил Портера, SWOT- и PEST-анализ. Первая позволяет оценить уровень конкуренции на рынке, конкурентные преимущества своего продукта, угрозы для него, определить необходимые стратегические решения для сохранения и укрепления конкурентоспособности компании в долгосрочном периоде.

PEST-анализ (Policy, Economy, Society, Technology) охватывает политические, экономические, социальные, технологические, правовые и экологические факторы, которые потенциально могут повлиять на деятельность компании в будущем, определяют ее текущий статус во взаимоотношениях с внешней средой и ее роли в этой среде. Результаты PEST-анализа применяются в качестве основы для стратегического планирования и одновременно дают исходные данные для следующего уровня аналитики, вроде сценарного планирования или SWOT-анализа. Последний позволяет классифицировать внутрифирменные факторы как силы (Strengths) и слабости (Weaknesses), а внешние — как возможности (Оpportunities) или угрозы (Threats).

Но составляя матрицы и таблицы на каждом из этапов анализа, нужно правильно выбрать исследуемые факторы как на макроуровне (в масштабе мира, региона или страны), так и на микроуровне (институциональные и индивидуальные), а затем оценить их объективно и непредвзято. В Положении этот вопрос решен привычным бюрократическим методом: для повышения ответственности руководителей на всех этапах подготовки, экспертизы и реализации проектов разграничены полномочия по утверждению и согласованию бизнес-планов, определены лица, уполномоченные на подписание заключений локальной и государственной комплексной экспертизы, установлена персональная ответственность данных должностных лиц за качество и полноту подготавливаемых документов, их соответствие требованиям Положения.

Но как быть, если результаты анализа пойдут в разрез с генеральной линией начальства на расширение производства и экспорта, создание именно этой продукции, выполнение прогнозных показателей? Готовы ли менеджеры и маркетологи представить обескураживающие выводы директорам и рискнут ли те ознакомить с ними высшее начальство? Проблема ведь не столько в том, какие инструменты использовать в бизнес-планировании, а насколько грамотно, ответственно и свободно формируется то видение, которое будет положено в основу стратегии компании.

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений