Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Цифровизация в интересах государства

Фото: УАУ/ТАСС

В 2018 г. после принятия Декрета от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет № 8) наша страна взяла уверенный курс на цифровую трансформацию национальной экономики, намереваясь стать «тихой гаванью» для высокотехнологичных компаний и привлечения иностранных инвестиций. Однако 2020 год показал, что правительство свое­образно понимает термин «цифровизация», подразумевая в первую очередь усиление позиций государства и его адаптацию к вызовам информационного общества.

Анонсированная цель государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 гг. – внедрение информационно-коммуникационных и передовых производственных технологий в отрасли национальной экономики и сферы жизнедеятельности общества. Однако если посмотреть на конкретный перечень мероприятий программы, можно увидеть, что направлений, повышающих эффективность функционирования экономики и облегчающих жизнь общества, откровенно мало. Большая часть мероприятий «заточена» на повышение эффективности государственных органов, усиление цифрового контроля, повышение информационной безопасности, реанимирование госпредприятий.

 

Развитие инфраструктуры и преодоление «цифрового неравенства»

Большая часть финансирования, запланированного на реализацию программы, – 2979 млн руб., или 80% от общего объема, – будет направлена на дальнейшее строительство волоконно-оптической инфраструктуры и развитие единой республиканской сети передачи данных по технологиям LTE (4G) и иным перспективным технологиям. При этом программой предусмотрено сокращение так называемого цифрового неравенства, т.е. обеспечение равного доступа к линиям связи высокой пропускной способности не только городов, но и небольших населенных пунктов. Любопытно, что данная часть программы финансируется преимущественно за счет собственных средств РУП «Белтелеком» и СООО «Белорусские облачные технологии», т.е. по сути является собственной инвестиционной программой этих компаний на 2021–2025 гг. Вклад в развитие инфраструктуры со стороны бюджета по данному направлению не превышает 23 млн руб.

Помимо развития технической инфраструктуры, 236 млн руб. собственных средств РУП «Белтелеком» будут направлены на создание унифицированных систем управления, контроля, учета информации инженерных систем (система «Умный город»), а также оборудование многоквартирных домов и объектов юридических лиц системами цифрового видеоконтроля (система «Видеоконтроль»).

 

Цифровые приоритеты государства

На остальные мероприятия программы (69 из 82) выделено 488 млн руб., которые представляют собой преимущественно средства бюджета. Именно распределение бюджетных средств лучше всего отражает государственные интересы в сфере цифрового развития.

Наибольшая часть средств бюджета (205 млн руб., или 42%) будет направлена на реализацию проектов по информационному обеспечению деятельности правоохранительных органов и повышение эффективности государственного управления. Среди наиболее интересных проектов этой группы стоит отметить:

  • строительство и ввод в эксплуатацию центров обработки данных Минобороны;
  • совершенствование инфраструктуры приема и выдачи биометрических документов в подразделениях по гражданству и миграции МВД;
  • формирование цифровой платформы нормотворческой деятельности;
  • развитие банка данных специальной информации в интересах МВД;
  • развитие информационной системы органов финансовых расследований;
  • создание национальной платформы контроля и реагирования на инциденты безопасности в ведомственных ИТ-инфраструктурах;
  • разработку единой программной платформы органов госбезопасности;
  • создание системы сбора, обработки и анализа больших массивов неструктурированных данных специального назначения в интересах органов госбезопасности;
  • создание защищенной корпоративной сети органов госбезопасности с использованием устройств криптографической защиты информации отечественного производства.

Отдельная группа проектов связана с повышением эффективности контрольных органов, ответственных за своевременность платежей в бюджет и предоставление информации: ИМНС, ФСЗН, ГТК, Белстат. На реализацию мероприятий данной группы предлагается направить 72 млн руб., или 15% бюджетных средств. В качестве наиболее интересных проектов в этой части можно выделить:

  • развитие автоматизированной справочно-статистической системы по труду и социальной защите;
  • развитие автоматизированной информационной системы «Расчет налогов»;
  • создание интеллектуальной автоматизированной системы обработки и анализа внутренних и внешних источников данных для МНС.

 

Трансформация образования, медицины и экономики

Третья группа, в которую можно объединить мероприятия программы, связана с системой здравоохранения и образования. На это направление выделено 93 млн руб. (19%). Наиболее интересные проекты данной группы:

  • создание информационно-образовательного пространства для формирования личности, адаптированной к жизни в информационном обществе (проект «Электронное образование»);
  • создание республиканской информационной системы службы скорой медицинской помощи;
  • развитие республиканской системы телемедицинского консультирования с созданием сервисов для консультирования пациентов.

И, наконец, четвертая группа представляет собой реализацию проектов по цифровизации экономики, на которые будет направлено 116 млн руб., или 24% бюджетных средств. Среди наиболее интересных проектов группы можно выделить:

  • создание интеграционной платформы национальной системы электронной логистики (возможности упрощенного весогабаритного контроля, дистанционного медицинского освидетельствования водителей, использование международных электронных накладных и т.д.);
  • создание автоматизированной системы оперативного контроля хода работ по геологическому изучению недр и прироста запасов полезных ископаемых;
  • разработку и внедрение новых подсистем и сервисов Госстройпортала;
  • разработку и внедрение цифровой платформы управления жизненным циклом изделия и управления предприятием на базе стека технологий четвертой промышленной революции («Индустрия 4.0») на базе ОАО «МТЗ-холдинг», ОАО «Управляющая компания холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД», ОАО «ММЗ имени С.И.Вавилова – управляющая компания холдинга «БелОМО», ОАО «Полесье»;
  • создание национальной торгово-кооперационной платформы для предприятий Беларуси (мероприятие по научному обеспечению);
  • создание интегрированной системы цифровой каталогизации белорусских товаров для формирования единого рынка государств – членов Евразийского экономического союза (ИС «Национальный каталог товаров Беларуси»).
Таким образом, государственная программа цифрового развития Беларуси на предстоящее пятилетие вопреки анонсированным целям ориентирована в первую очередь на усиление государственного контроля в информационной сфере и повышение эффективности госуправления.

Отдельные надежды возлагаются на чудотворный эффект от внедрения цифровых технологий в государственном секторе экономики – объяснить другими причинами специфический выбор предприятий для реализации пилотных проектов в промышленности сложно.

Похоже, что повестка о развитии положений Декрета № 8, распространении специального правового режима ПВТ на новые сферы экономической деятельности больше не актуальна – теперь мы строим цифровое государство, а не открытую цифровую экономику.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений