Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
19.09.2014 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЧТОБ ЕВРОПА НЕ МОГЛА ОТКАЗАТЬСЯ©

Обернуть в свою пользу тенденции на близлежащих рынках готовы производители и продавцы белорусских нефтепродуктов, ставшие участниками конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь», организованной ОАО «Белоруснефть» на прошлой неделе.

Обернуть в свою пользу тенденции на близлежащих рынках готовы производители и продавцы белорусских нефтепродуктов, ставшие участниками конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь», организованной ОАО «Белоруснефть» на прошлой неделе.

Отправным моментом, обнадеживающим отечественных переработчиков и трейдеров, является то, что в Западной Европе продолжается сокращение перерабатывающих мощностей: с 2008 г. объем переработки снизился на 1,7 млн. барр. в сутки. Все ведущие европейские нефтяные компании отмечают снижение прибыльности по итогам 2013 г. и в I полугодии текущего. Их загрузка снизилась до 72%. Запасы нефтепродуктов в регионе остаются высокими, экспорт затруднен, перспективы потребления неблагоприятны ввиду слабого спроса. Европейские НПЗ оказываются в невыгодном положении из-за удешевления сырья в других регионах. В частности, из-за наращивания производственных мощностей на Ближнем Востоке, в Азии, США.

Сланцевый бум приводит к удешевлению нефти и росту ее переработки. По итогам первого полугодия т.г. США обогнали Россию и Саудовскую Аравию по нефтедобыче за счет сланцевых месторождений, добывая более 11,5 млн. барр. нефти и конденсата в сутки. В результате американские переработчики отвоевывают у европейских долю на ключевых рынках сбыта.

Ожидается, что Европа может стать таким рынком для сбыта дизельного топлива с новых НПЗ из стран Персидского залива, которые планируется запустить в ближайшие три года. В этом году маржа европейских заводов несколько увеличилась (до 15 USD/барр.), но аналитики считают это краткосрочным эффектом. По их мнению, внеплановые простои будут оказывать более заметное влияние на рынок, чем прежде. Европейским производителям придется снижать цены на бензин, чтобы конкурировать с поставками из США. Торговая конъюнктура останется очень сложной, если восстановление европейской экономики не ускорится.

По оценкам вице-президента Argus Media Вячеслава Мищенко, на европейском рынке дизтоплива поставщики из СНГ имеют конкурентное преимущество благодаря выгодному географическому расположению и хорошо развитой транспортной инфраструктуре, но сталкиваются с жесткой конкуренцией. Развитая ресурсная база позволяет им восполнять дефицит дизтоплива в Европе, но чтобы эти поставки сохранили эффективность, им следует продолжать инвестировать в развитие мощностей.

По этому пути и следуют коллективы «Мозырского НПЗ» (МНПЗ) и «Нафтана». Как рассказал заместитель генерального директора МНПЗ Виталий Павлов, в числе стратегических целей — повышение глубины переработки, увеличение отбора светлых нефтепродуктов, получение продукции, соответствующей мировым стандартам. Это возможно за счет строительства новых технологических объектов, расширения резервуарного парка, производства всего объема автобензинов в соответствии с требованиями стандарта EN 228:2008, мазута — по европейскому стандарту ISO 8217, а дизтоплива — по стандарту Евро-5. В результате изменится структура выпускаемой продукции: доля автобензинов высокооктановых возрастет с 23% до 26,5%, топлива дизельного — с 23% до 40%, газойля гидроочищенного — с 2,9% до 12%, а топочного мазута — сократится до 5,9% с нынешних 25%.

После реализации всех инвестпроектов (2017–2020 гг.) мощность переработки возрастет до 12 млн. т, отбор светлых нефтепродуктов увеличится до 71,3%, глубина переработки — до 89,2%, коэффициент сложности завода (индекс Нельсона) возрастет до 11,9%. Заместитель гендиректора ОАО «Нафтан» Владимир Кутько отметил, что программа технического развития до 2020 г. направлена на углубление переработки до 95,8%, увеличение мощности до 12 млн. т. При этом уже в 2015 г. глубина переработки достигнет 89%.

СЕРЬЕЗНЫ инвестиционные и экспортные планы у Белорусского газоперерабатывающего завода «Белоруснефти» (БГЗ). По данным, приведенным заместителем гендиректора ПО «Белоруснефть» Сергеем Каморниковым, в этом году производство сжиженных газов в Беларуси вырастет на 7%, до 604 тыс. т. При этом БГЗ произведет 322 тыс. т (+4,9% к уровню 2013 г.) и МНПЗ — 272 тыс. т (+8,3%). На экспорт БГЗ направит 72% выпущенной продукции, а МНПЗ — 63%. География поставок диверсифицируется, сегодня уже в 14 странах знакомы с продуктами БГЗ, отвечающими требованиям европейского стандарта EN 589:2008. Поставки на внешние рынки за последние 4 года увеличились в 2,5 раза. Если три года назад практически вся продукция уходила в Польшу (и 19% — в Украину), то сегодня она поставляется уже в 14 стран. В тройку покупателей-лидеров входят балканские страны. Предприятие стремится 80% всех продаж вести на долгосрочной основе, в октябре завершается заключение контрактов на реализацию в 2015 г.

Как изготовители нефтепродуктов координируют свои экспортные стратегии в рамках общей сбытовой компании — ЗАО «БНК», рассказал заместитель гендиректора предприятия Виктор Краснянский (напомним, что «Белоруснефти» принадлежит 52% уставного фонда БНК, «Нафтану» и МНПЗ — по 24%). В 2013 г. БНК экспортировала 8,5 млн. т нефтепродуктов, а в первом полугодии 2014 г. — уже 4,9 млн. т (план на т.г. — 8,6 млн. т).

Основными направлениями экспорта в I полугодии 2014 г. стали Латвия (33%), Литва (6%), Эстония (7%), Украина (19%). Поставки на близлежащие рынки составили 35%. В частности, компания нарастила продажи топлива в Украину за январь–июнь т.г. на 65%, до 980 тыс. т. А вот поставки в Россию, наоборот, сократились на 21%, до 384 тыс. т., как и в Польшу, куда было поставлено только 44 тыс. т против 74 тыс. т в I полугодии 2013 г. Головная компания (BNK UK Ltd) в этом году сохраняет объем реализации на прошлогоднем уровне (67% всех поставок), а вот доля дочерней компании в Украине выросла до 11% против 6% годом ранее. Доля реализации без участия собственной товаропроводящей сети сократилась у БНК до 11% с 22% в 2013 г.

Приоритет развития на 2015 г. — углубленное освоение близлежащих рынков. Для того чтобы иметь большую гибкость в вопросах ценообразования, дочерние компании ЗАО «БНК» используют инструменты международного трейдинга, расширяют перечень базисов и условий поставки.

ДО КОНЦА текущего года или в 2015 г. ООО «БНК-Украина» планирует выйти на розничный рынок топлива Украины, сообщил директор департамента Сергей Короленко. Бренд, который будет продвигать компания с помощью инструментов франчайзинга или аренды, — «Белоруснефть». Приобретение АЗС в собственность оценивается сегодня как очень рискованное. Напомним, в настоящее время в собственности БНК на украинском рынке 2 нефтебазы, еще около 20 компания арендует. Освоение розничного сегмента — одно из направлений стратегии компании. Своим примером она намерена бороться с такой проблемой на украинском рынке, как невысокое качество топлива на нефтебазах и АЗС.

Этот шаг выглядит логичным на фоне статистики, подтверждающей, что Беларусь сегодня является ведущим поставщиком топлива в Украину. Так, поставки белорусских бензинов в Украину в I полугодии т.г. составили 52% всего их импорта (0,5 млн. т), а дизтоплива — 62% (1,1 млн. т). При этом доля реализации БНК в этом объеме достигла 36% и 24% соответственно.

Эксперты оценивают ситуацию на украинском рынке как сложную. Ввоз топлива в эту страну в I полугодии т.г. сократился на 1,3 млн. т (32%), в т.ч. импорт бензинов — на 13%, дизтоплива — на 39%. Это объясняется и политическими событиями, и снижением покупательной способности населения.

«БНК-Украина» за январь–июнь реализовала около 800 тыс. т нефтепродуктов, в т.ч. дизтоплива — 450 тыс. т, автобензинов — 347 тыс. т. В счет выполнения долгосрочных договоров компания поставила дополнительные объемы с Мажейкяйского НПЗ и из Гданьска.

О продвижении белорусских нефтепродуктов и сжиженного газа в Польшу рассказал председатель правления BELOIL POLSKA Сергей Кузавков. По его словам, в этом году ожидаются существенные изменения на данном рынке. Компаниям, которые планируют импортировать топливо, надо получить концессию на право оборота топлива с заграницей, которая предполагает обязательное внесение обеспечения в размере 10 млн. злотых. Так власти полагают сократить количество «серых» схем поставок топлива, при которых не уплачиваются НДС, акциз и топливный сбор. Наличие на топливном рынке ценовых предложений, значительно отличающихся от текущих цен компаний, работающих с полной уплатой всех налоговых обязательств, подрывает ценовую стабильность и наносит ущерб госбюджету. Изменения в законодательстве должны привести к сокращению количества поставщиков топлива и стабилизации цен на рынке. Повышение «прозрачности» позволит увеличить импорт дизтоплива из Беларуси на польский рынок до 20–30 тыс. т в месяц. А вот поставки автомобильного бензина АИ-95 не планируются ввиду профицита бензинов на рынке, а также из-за несоответствия белорусского продукта требованиям Евросоюза по параметру «содержание оксигенатов».

Об особенностях экспорта нефтепродуктов на рынок России проинформировала начальник отдела маркетинга и продаж «Европейская трейдинговая компания» (ЕТК) Анжела Братковская. ЕТК предлагает российским покупателям нефтепродукты по фиксированной цене в российских рублях, рассчитанной на пограничных переходах, в стоимость включается цена доставки железнодорожным транспортом, сумма акциза и НДС. Дополнительно компания осуществляет доставку до пункта назначения. Кроме реализации по прямым контрактам заключены договора с российскими биржами.

Сегодня биржевые торги являются приоритетом, на них белорусские нефтепродукты торгуются с премией к ценам российских изготовителей.

С целью максимального приближения к покупателю ЕТК наращивает активность в мелкооптовом сегменте, арендуя нефтебазы и заключая договора на хранение бензинов. Приобретение АЗС и нефтебаз в собственность видится актуальным в долгосрочной перспективе. Фактор, который приходится принимать во внимание уже сейчас, — это то, что усилиями российских нефтепереработчиков реконструированы и введены в эксплуатацию (в 2013–2014 гг.) установки, позволяющие увеличить предложение нефтепродуктов на 37,8 млн. т в год. Когда этот объем придет на биржи, ценовая конкуренция обострится.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by