Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №34(2728) от 03.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2354
EUR:
3.4633
RUB:
3.492
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес под ключ: что происходит на рынке франчайзинга Беларуси

Фото: freepik.com

Покупка готовой бизнес-модели по франшизе всегда вызывала неподдельный интерес у предпринимателей. Не все готовы развивать собственную идею, иногда проще и быстрее купить дело под ключ. Правда, для этого нужно очень тщательно выбрать франшизу, которая не подведет.

Руководитель Ассоциации «Бел­франчайзинг» Ольга Леонтьева сформулировала основные рекомендации при покупке франшизы и рассказала, как складывается ситуация на рынке франчайзинга Беларуси в 2023 г. Сколько сделок зарегистрировано, какие предложения вызывают самый большой интерес у покупателей, как будет идти кооперация с коллегами из других стран – далее в материале.

Зарегистрированные сделки

Один их основных показателей положения дел на рынке франчайзинга  – количество зарегистрированных сделок. К примеру, в 2022 г. патентный орган зарегистрировал на 21% договоров франчайзинга больше, чем по итогам 2021 г. Свою роль в этом сыграли результаты декабря, когда только за один месяц добавилось 27 зарегистрированных договоров.

В I квартале текущего года в Беларуси зарегистрировано 28 договоров франчайзинга, что значительно превышает результаты за аналогичный период прошлого года. Напомним: в январе-марте 2022 г. показатель равнялся 16 договорам.

При этом, уточнила глава ассоциации, 27 из 28 зарегистрированных сделок были заключены между белорусскими субъектами хозяйствования, а последняя сделка – с российским франчайзером.

Что касается распределения по сферам деятельности, то здесь традиционно первая скрипка – у общепита. Именно в этой сфере было отмечено самое большое количество зарегистрированных договоров франчайзинга – 19. Что примечательно, 13 из них – франшиза кофе-поинтов. При этом в сфере общепита представлены не только кофейни и кофе-поинты, но и другие заведения. К примеру, в этом сегменте активно развиваются и монопродуктовые заведения, такие, как сеть изумительных пончиковых «ПОН-ПУШКА».

Далее идут торговля (5 сделок), фитнес (2 сделки), салон красоты (1 сделка), услуги для бизнеса (1 сделка).

В сфере торговли сейчас представлены готовые бизнес-модели как небольших компаний, так и крупных брендов, широко известных в стране. К примеру, свою сеть франшиз активно развивает крупная торговая сеть по продаже строительных материалов «Ома».

Спрос на франшизы

Начало 2023 г. ознаменовалось существенным падением спроса на франшизы. По словам О. Леонтьевой, это происходит на фоне изменения условий налогообложения для индивидуальных предпринимателей. Именно ИП составляют существенную долю покупателей готовых бизнес-моделей, поэтому серьезные изменения в условиях ведения такого бизнеса сильно бьют и по рынку франчайзинга.

При этом традиционный весенний рост спроса немного смягчил падение интереса к такой форме бизнеса. По итогам 5 месяцев число запросов на покупку франшиз составило 90% к аналогичному периоду 2022 г.

Глава ассоциации рассказала о тех франшизах, которые вызвали наибольший интерес в начале текущего года. Так, в топ-5 самых просматриваемых предложений в каталоге «Бел­франчайзинг» в январе-мае 2023 г. вошли:

1. «Зоомаркет» – белорусская сеть из более 120 зоомагазинов.

2. «Кофе Саунд» – белорусская сеть кофеен, открывшая в мае 100‑й объект. Этому способствовал запуск в 2023 г. предложения по кофейням самообслуживания.

3 «Настоящая пекарня» – российская франшиза, объединяющая более 600 точек в 8 странах.

4. «Красный пищевик» – франшиза розничных магазинов кондитерской продукции от известного белорусского производителя, в сеть которой входят более 100 собственных и франчайзинговых магазинов.

5. «Тунец» – франшиза суши-бара с доставкой, представленная в РФ и РБ более чем 130 точками.

Франшизы из стран «ближнего круга»

Отдельно глава ассоциации «Бел­франчайзинг» проанализировала ситуацию с предложениями, которые сейчас есть на рынке франчайзинга в стране.

Так, за 5 месяцев 2023 г. 8 белорусских компаний вывели на рынок новые франшизы. 4 из них – в сфере общепита, 2 – розничной торговли, 2 – бытовых услуг. Суммы инвестиций для всех проектов стартуют от 10–20 тыс. USD.

«В целом ситуация на рынке демонстрирует продолжение сложившихся тенденций – в отсутствие предложений со стороны западных сетей рынок заполняют национальные франшизы и концепции из стран "ближнего круга". В первую очередь речь идет о франшизах из России, также – Казахстана, Узбекистана», – подчеркнула О. Леонтьева.


Леонтьева.jpg
         Ольга Леонтьева

В российской бьюти-сфере активно набирает обороты сеть студий маникюра и педикюра «ПИLКИ». После покорения северной столицы России бизнес активно расширяется по всей стране. Кроме того, франшизы «ПИLКИ» покоряют рынок Узбекистана и других стран. Компания также имеет серьезные планы выхода на рынок Беларуси.

Отметим, что на белорусский рынок франчайзинга стремятся выйти не только столичные компании из соседних государств, но и региональные. Хороший пример – франшиза крупнейшего в России агентства недвижимости «Этажи» из Тюмени.

Белорусские франшизы также для своего развития рассматривают, как правило, РБ и РФ. Все понимают, что в условиях ограниченного международного сотрудничества необходимо усиливать взаимодействие на доступных рынках.

Для этого ассоциация «Белфранчайзинг» совместно с ассоциациями франчайзинга России, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана работает над созданием дополнительных возможностей и инструментов по развитию этой сферы.


«Мы формируем единый реестр франшиз, готовых и заинтересованных в развитии на территории указанных стран, а также готовим проведение мероприятия, в рамках которого планируем представлять основных игроков рынка, обсуждать актуальные тренды и возникающие вопросы на общем рынке, совместно искать решение существующих проблем», – поделилась планами О. Леонтьева.

Рекомендации

Удачный выбор франшизы обусловлен ее тщательным отбором и проверкой. Есть несколько важных рекомендаций при покупке готовой бизнес-модели, которые будут актуальны на любом рынке. Процесс должен включать четыре основных этапа.

1. Формирование запроса, оценка возможностей.

Следует определить параметры для поиска франшиз. Для этого нужно определить собственные предпочтения и оценить имеющиеся возможности. Для первого шага задайте себе вопрос: какая сфера деятельности мне интересна, в какой сфере у меня есть компетенции, какой продукт будет востребован на моем рынке?

Затем нужно подсчитать, каким объемом инвестиций вы располагаете и какие имеющиеся активы будете вкладывать в создание бизнеса (речь идет о помещении, оборудовании и т.д.). Сегодня ряд финансовых институтов предлагает кредитные инструменты для покупки франшизы, что дает дополнительные возможности для открытия своего бизнеса. При этом нужно помнить, что объем требуемых ресурсов не ограничивается периодом создания бизнеса. Средства потребуются и на первые месяцы работы, пока бизнес, созданный по франшизе, не выйдет на самоокупаемость.

2. Отбор вариантов.

После того как вы определились с направлением бизнеса, можно приступать к отбору вариантов. Сегодня можно выделить три основных инструмента для поиска – каталоги франшиз, сайты франчайзеров и выставки.

После первичного отбора у вас сформируется определенное количество предложений, которое следует подвергнуть более тщательному анализу. Уделите время для изучения информации о компаниях из открытых источников (сайты компаний, корпоративные социальные сети, сайты с отзывами конечных потребителей, сайты с отзывами про работодателей).

3. Проверка отобранных франшиз.

Запросите и внимательно проанализируйте презентационные материалы. Обращайте внимание на детали – скорость обратной связи, качество общения, готовность отвечать на ваши дополнительные вопросы.

Проанализируйте все финансовые аспекты – не только сумму инвестиций, но и другие платежи – паушальный взнос, роялти, маркетинговые отчисления. Франчайзеры предоставляют бизнес-модель, на основании которой вы можете рассчитать срок окупаемости франшизы, внеся свои предположительные расходы, например, аренду, заработную плату сотрудников. До заключения договора вам нужно просчитать, насколько адекватны прогнозы по окупаемости франшизы.

Качество проверки существенно повысит общение с уже действующими франчайзи выбранных франшиз. Посетите точки как франчайзеров, так и франчайзи, понаблюдайте за их работой.

4. Общение с франчайзером, оценка договора и условий.

Составьте список вопросов, куда обязательно включите вопросы о финансовых показателях, сроке работы франшизы, количестве точек в сети, количестве открытий и закрытий.

Уточните, как происходят процесс отбора франчайзи и процесс обучения, какой объем поддержки оказывает франчайзер, какие действия будут предприняты, если работа окажется неуспешной.

Еще одна важная рекомендация: тщательно изучите весь пакет документов, уделив пристальное внимание договору франчайзинга, особенно таким аспектам, как досрочное расторжение, штрафные санкции, платежи по франшизе.

Ольга Леонтьева также сформулировала признаки, которые должны встревожить потенциального покупателя на этапе проверки франшизы:

– отсутствие собственных точек у франчайзера;

– большое количество закрытий франчайзинговых точек;

– непродолжительный срок работы компании;

– нереалистичные финансовые показатели.

«Плохой признак, если вас буквально заставляют скорее подписывать договор и покупать франшизу или неохотно отвечают на ваши запросы, не хотят давать контакты франчайзи для того, чтобы вы могли с ними пообщаться», – уточнила специалист.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений