$

2.1154 руб.

2.3479 руб.

Р (100)

3.3195 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

Бюджет

Что год грядущий нам готовит? Скромный рост ВВП и низкую инфляцию

02.08.2019

На последнем заседании Совмина обсуждались основные прогнозные документы на следующий год. Экономические задачи озвучил премьер-министр Сергей Румас. Главными из них, несомненно, являются темпы роста ВВП на уровне 102,5% и уровень годовой инфляции не выше 5%.

Как и в прошлые годы, при формировании подходов к прогнозу социально-экономического развития на 2020 г. использовалось два сценария: целевой – для прогноза и базовый – для бюджета, сообщила пресс-­служба правительства.

 

Рост экономики

Отметим, что указанные значения темпов роста ВВП и уровня инфляции соответствуют заложенным в среднесрочной финансовой программе республиканского бюджета на 2019–2021 гг., утв. постановлением Совмина 06.03.2019 № 149. В то же время запланированные темпы роста экономики Беларуси в будущем году существенно ниже установленных в Указе Президента от 20.12.2018 № 483 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2019 год», которым определено задание на год текущий на уровне 104%.

И этому есть немало объяснений. Премьер-министр назвал среди них ожидания по снижению роста мировой экономики на 2019–2020 гг., которые недавно озвучили эксперты из МВФ и Всемирного банка; замедление еврозоны, торговую войну между США и Китаем, ведущие к усилению конкурентной борьбы на ряде рынков, чувствительных для белорусских производителей.

«Геополитическая напряженность дестабилизирует сырьевые рынки и ведет к отложенному спросу на инвестиционные товары. Все это создает серьезные вызовы для устойчивой работы экономики страны как в текущем году, так и в 2020-м», – заявил С. Румас.

Добавим, что и данные текущего го­да – по итогам первого полугодия темпы роста ВВП снизились до 0,9% после 1,4% за январь–апрель – оптимизма в выполнении годового задания, установленного Указом № 483, не добавляют.

В Нацбанке даже заговорили о том, что вообще не видят источников достижения в текущем году запланированного роста экономики на 4%. Об этом в своем недавнем докладе заявил начальник главного управления монетарной политики и экономического анализа Нацбанка Дмитрий Мурин. Ситуация с «грязной» нефтью, увеличение ВВП в основном за счет внутреннего спроса (строительства и торговли), опережающий рост импорта относительно экспорта – все это делает весьма проблематичной возможность наверстать упущенное за ос­тав­шуюся часть года.

 

Инфляция

На фоне снижения темпов роста экономики гораздо лучше в текущем году выглядят перспективы с инфляцией, которую необходимо удержать на уровне 5% после 5,6% в прошлом году. По крайней мере, так считают специалисты главного банка страны, которые за ее уровень и отвечают. А нынешнее руководство Нацбанка давно доказало реалистичность своих прогнозов.

В частности, зампредседателя правления Нацбанка Сергей Калечиц в начале июля подтвердил, что регулятор в качестве ориентира сохраняет прогноз инфляции в размере 5% в годовом выражении. То, что в первом полугодии инфляция в годовом выражении будет находиться выше цели, которая определена на год, говорилось неоднократно (в июне т.г. годовой прирост потребительских цен составил 5,7%). Но в последние месяцы специалисты Нацбанка видят, что именно те факторы, которые ранее подталкивали инфляцию, ослабевают.

Если в 2020 г. будут отсутствовать негативные факторы, разгонявшие инфляцию в текущем году, среди которых можно особо выделить причины, связанные с производством сельхозпродукции и отставанием роста производительности труда от зарплаты, то прогноз ее уровня в 5%, озвученный С. Румасом, кажется вполне реалистичным.

 

Иные показатели

Премьер-министр рассказал и об остальных ключевых показателях эффективности работы правительства и Нацбанка на 2020 г. Рост производительности труда должен составить 2,1% (в т.г. запланировано 3,8%), как и рост реальной зарплаты. Таким образом, должна быть, наконец, выполнена задача, которая ставится ежегодно, – сравнять эти показатели, что позволит легче решить и вопрос с уровнем инфляции.

Реальные располагаемые доходы населения в 2020 г. должны вырасти на 2,4% (в т.г. запланировано 3,4%), экспорт товаров и услуг – на 3,3% (в 2019 г. – на 5,4%), или на 1,4 млрд USD. Прямых иностранных инвестиций планируется привлечь 1,7 млрд USD (в 2019 г. – 1,6 млрд USD). Сальдо внешней торговли прогнозируется положительным на уровне 1% ВВП (в 2019 г. оно ожидается отрицательным на уровне –0,8%).

«Как видно из приведенных параметров, основной акцент сделан на обеспечение макроэкономической сбалансированности», – так завершается сообщение пресс-­службы правительства.

 

Дефицитный бюджет

В тот же день, когда проходило заседание правительства, агентство БЕЛТА распространило информацию о выступлении министра финансов Максима Ермоловича. Он несколько огорошил присутствующих журналистов сообщением о том, что бюджет Беларуси на 2020 г. планируется с дефицитом 1,4 млрд руб., хотя еще в июне т.г. он же говорил о сбалансированном, бес­профицитном бюджете.

«Бюджет на 2020 год планируется с дефицитом 1,4 млрд руб., это составляет примерно 1,4% ВВП. Источники для финансирования дефицита бюд­жета накоплены, мы в течение двух с половиной лет исполняем бюджет с профицитом и формируем его остатки, чтобы постепенно выходить на решение социальных задач», – рас­сказал Максим Ермолович.

Объяснение таким планам достаточно простое: снижение доходов бюджета в следующем году в связи с реализацией налогового маневра в России при одновременном росте потребности в финансировании расходов. Кроме того, в бюджете 2020 г. решается задача по доведению зарплаты в бюджетном секторе до уровня не менее 80% от средней зарплаты в экономике.

«Это самый важный элемент бюджетной политики на 2020 год, он соответствует поручениям Президента», – отметил министр финансов. С 2020 г. эта насущная проблема будет, наконец, решена.

По оценке М. Ермоловича, для обеспечения роста пенсий и зарплат из бюджета в следующем году потребуется 2,8 млрд руб. А с учетом роста расходов будут необходимы «бюд­жетная оптимизация и тотальная экономия расходов по всем направлениям», в т.ч. на поддержку национальной экономики и государственных предприятий.

«Эти расходы оптимизированы и максимально со­кращены там, где это можно сделать. При этом есть задача оснастить современной техникой основные секторы экономики – сельское хозяйство, ряд промышленных пред­приятий. На эти цели будут предусматриваться новые механизмы оказания государственной поддержки, которые нацелены на повышение ее эффективности», – отметил министр.

«Основная цель бюджета – повысить благосостояние граждан, улуч­шить их материальное положение, в первую очередь мы решаем эту задачу через повышение зарплаты в бюд­жетном секторе, где задействовано около миллиона граждан», – завершил свое выступление М. Ермолович.

* * *

Итак, задачи на следующий год поставлены. Хотя с ними еще должен согласиться Президент Беларуси.

Автор публикации: Александр ГАНАГО