Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
29.06.2012 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЧИСТЫЕ ДЕНЬГИ В ОТМЫВАНИИ НЕ НУЖДАЮТСЯ©

В конце мая руководство Департамента финансового мониторинга Комитета госконтроля Республики Беларусь приняло участие в очередном пленарном заседании Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию террроризма (ЕАГ), в которой свои страны представляют подразделения финансовой разведки. Одной из тем форума было обсуждение новой редакции международных стандартов по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и распространения оружия массового поражения, принятых в феврале 2012 г. ФАТФ (Financial Action Task Force — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Новые правила потребуют изменений в гражданском, уголовном и налоговом законодательстве многих стран, усиления контроля за внешнеторговыми и финансовыми операциями. С просьбой прокомментировать новые рекомендации ФАТФ и рассказать, как они повлияют на белорусское законодательство, «ЭГ» обратилась к директору ДФМ Александру МАКСИМЕНКО.

В конце мая руководство Департамента финансового мониторинга Комитета госконтроля Республики Беларусь приняло участие в очередном пленарном заседании Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию террроризма (ЕАГ), в которой свои страны представляют подразделения финансовой разведки. Одной из тем форума было обсуждение новой редакции международных стандартов по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и распространения оружия массового поражения, принятых в феврале 2012 г. ФАТФ (Financial Action Task Force — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Новые правила потребуют изменений в гражданском, уголовном и налоговом законодательстве многих стран, усиления контроля за внешнеторговыми и финансовыми операциями.

С просьбой прокомментировать новые рекомендации ФАТФ и рассказать, как они повлияют на белорусское законодательство, «ЭГ» обратилась к директору ДФМ Александру МАКСИМЕНКО.

— Александр Владимирович, почему возникла необходимость ревизии Рекомендаций ФАТФ?

— Напомню, основными инструментами ФАТФ в реализации своих функций являются 40 рекомендаций по противодействию легализации преступных доходов, которые обновляются в среднем один раз в 5 лет, а также 9 специальных рекомендаций в сфере противодействия финансированию терроризма. В резолюции Совета Безопасности ООН № 1617 от 2005 г., которая обязательна для исполнения государствами — членами ООН, содержится призыв к странам соблюдать эти рекомендации. Последняя их версия, принятая в 2003 г., применяется более чем в 180 государствах. Теперь подготовлена следующая, с учетом новых вызовов и угроз, которые обозначились перед мировой финансовой системой в последние годы, а также накопленного в разных странах опыта. Дело в том, что во всех государствах — членах ФАТФ и региональных структурах, в том числе Евразийской группе, участницей которой является Беларусь, регулярно проводятся оценки эффективности национальных антиотмывочных систем. Результаты таких оценок положены в основу новых рекомендаций.

— В Беларуси тоже проводятся такие оценки?

— Да, причем регулярно. Первая оценка системы Республики Беларусь по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма была проведена в 2004 г. экспертами Международного валютного фонда.

Только после выполнения основных рекомендаций экспертов МВФ по итогам проведенной тогда оценки Департамент финансового мониторинга Беларуси был принят в Группу подразделений финансовой разведки «Эгмонт».

Вторая оценка Республики Беларусь была проведена в 2008 г. и затрагивала более широкий спектр вопросов. Изучалась деятельность системы по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию террористической деятельности на соответствие международным стандартам. Оценщиками на сей раз были эксперты Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

С тех пор республика дважды отчитывалась о выполнении рекомендаций международных экспертов по результатам проведенной оценки национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию террористической деятельности. В ноябре этого года состоится третье такое мероприятие.

— И как нас оценили?

— Достаточно позитивно. Следует отметить, что в Беларуси создана соответствующая система законодательства, в основе которой лежит Закон от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности», а также ряд нормативных правовых актов, принятых в его развитие. Эти документы и практика их применения получили одобрение международных экспертов.

— Понадобится ли изменять какие-то из них в связи с принятием новых рекомендаций?

— Не думаю, что понадобятся какие-то кардинальные изменения. Скорее, речь идет о методологии.

— А в чем собственно суть новых Рекомендаций ФАТФ?

— Во-первых, 9 специальных рекомендаций, касающихся борьбы с финансированием терроризма, были полностью объединены с остальными 40. Во-вторых, в стандартах более четко и полно изложены вопросы, касающиеся применения основанного на оценке риска подхода для реализации мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Предполагается, что страны смогут с учетом характера рисков отмывания денег и финансирования терроризма адаптировать национальные системы контроля и применять усиленные меры в областях повышенного риска, а также использовать упрощенные меры там, где риск является невысоким. Риск-ориентированный подход позволяет эффективнее реализовывать предупредительные и профилактические меры, соответствующие уровню риска в конкретных секторах или сферах деятельности. Эти меры позволят системе противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма стать эффективнее и менее затратной.

В-третьих, преступления в налоговой сфере признаются предикатными для отмывания денег. Это заметно расширит и распространит полномочия, используемые для противодействия отмыванию денег, на доходы, полученные в результате совершения налоговых преступлений. Укрепление взаимодействия между налоговыми органами и органами, отвечающими за противодействие отмыванию денег, позволит устранить препятствия на пути международного сотрудничества в вопросах борьбы с налоговыми преступлениями.

К тому же в рекомендациях ФАТФ расширено определение политических деятелей, которое теперь включает национальных политических деятелей и тех, кто представляет международные организации. Это будет способствовать более эффективному противодействию коррупции, как в местном, так и в мировом масштабе.

Добавлен стандарт, касающийся применения адресных финансовых санкций за распространение оружия массового уничтожения. Расширены рамки международного сотрудничества, уточнены обязанности и объем полномочий правоохранительных органов и подразделений финансовой разведки. Так, последние должны иметь возможность получать и использовать дополнительную информацию от подотчетных юридических лиц, необходимую для осуществления надлежащего анализа, а правоохранительные органы должны проводить параллельные профилактические финансовые расследования с привлечением, при необходимости, различных экспертов.

Также новые рекомендации включают в себя разработку и расширение рамок надзора за финансовыми группами, повышение требования к прозрачности безналичных денежных переводов. Это означает введение требований о наличии надежной информации о бенефициарном владении и контроле над компаниями, трастами и иными юридическими лицами и структурами, а также предъявление более жестких требований к информации, которая должна сопровождать электронные переводы денежных средств.

В соответствии со стратегией ФАТФ всем региональным группам рекомендовано выработать единый согласованный подход к распространению новых стандартов среди заинтересованных сторон на национальном уровне.

— Давайте остановимся на пункте 3. Означает ли он, что неуплата налогов автоматически повлечет обвинение в легализации доходов, полученных незаконным путем, влекущее наказание по ст. 235 Уголовного кодекса?

— Речь идет о налоговых преступлениях, об установлении уголовной ответственности за легализацию полученного от них дохода. При этом ФАТФ не дает конкретных рекомендаций в отношении санкций и сроков. Так что тем, кто работает честно или случайно ошибся, ужесточение наказаний не грозит.

— Одна из проблем нашей экономики — использование бизнесом оффшоров. Что здесь предлагает ФАТФ?

— Использование оффшорных юрисдикций тесно связано с проблемами уклонения от налогообложения и сокрытия доходов, полученных преступным путем, в т.ч. в результате коррупции. В первую очередь такие схемы позволяют завуалировать конечного собственника денег и имущества. Проблема использования оффшоров беспокоит не только Беларусь, но и все государства с развитым регулированием, финансовым контролем и сильными правоохранительными системами. Но контроль финансовых потоков, входящих и исходящих из оффшоров, не всегда эффективен. Поэтому в мире стоит задача установить правовые и экономические меры, которые сделают невозможным и невыгодным использование оффшорных территорий. Одним из инструментов здесь являются так называемые списки ФАТФ, включающие страны, в которых практикуется отмывание денежных средств или не развита инфраструктура для предотвращения подобных действий.

— Тем не менее некоторые граждане успешно выводят свои капиталы за рубеж, и не только в оффшоры…

— Не всегда успешно. Международное сотрудничество финансовых разведок позволяет выявлять многие сомнительные операции, блокировать их и привлекать к ответственности тех, кто преступает закон. Например, в рамках такого сотрудничества недавно в Прибалтике были заблокированы попытки использования 1,5 млн. USD, перечисленных из Юго-Восточной Азии на личный счет одного из заместителей директора белорусского предприятия (происхождение данных денежных средств он пояснить не смог). Другой пример — в одной из европейских стран выявлены счета гражданина Беларуси, отбывшего наказание за экономическое преступление и пытавшегося снять с этих счетов значительные денежные средства сомнительного происхождения. Ведется проверка. Так что скрыть свои нелегальные доходы становится все труднее.

К тому же в новых рекомендациях ужесточаются требования по идентификации клиентов банков, в том числе зарегистрированных в оффшорах. В частности, таким компаниям придется представлять в финансовые учреждения достоверные сведения о реальных собственниках и владельцах активов. В случае невозможности установления бенефициарного собственника банки обязаны не открывать счет и не проводить по нему операцию, а также сообщать о таких фактах в компетентные органы.

— А могут ли усилиться риски незаконных операций и легализации преступных доходов в связи с созданием Таможенного союза и Единого экономического пространства?

— Не думаю, что стоит преувеличивать подобные угрозы. Органы финансовой разведки Беларуси, России и Казахстана тесно сотрудничают между собой, как на двусторонней основе, так и в рамках ЕАГ и группы «Эгмонт». Так что возможностей противодействовать правонарушениям у нас достаточно. А практика показывает, что с момента создания Таможенного союза какого-либо резкого всплеска преступлений в сфере отмывания денег в наших странах или подозрительных трансграничных операций не зафиксировано.

Беседовал Кирилл ПРУДНИКОВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений