Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
04.08.2015 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Чем измерить малый бизнес©

В конце июля в Минске прошел ряд мероприятий, посвященных положению малого бизнеса. Традиционно их участники признают важность развития МСБ, его роль в отечественной экономике. Представители государства заверяют, что все необходимое для создания комфортной деловой среды делается, а предприниматели отмечают отдельные недостатки и проблемы. При этом оценки состояния малого бизнеса, его динамики и места в экономике страны у разных специалистов порой существенно расходятся.

В конце июля в Минске прошел ряд мероприятий, посвященных положению малого бизнеса. Традиционно их участники признают важность развития МСБ, его роль в отечественной экономике. Представители государства заверяют, что все необходимое для создания комфортной деловой среды делается, а предприниматели отмечают отдельные недостатки и проблемы. При этом оценки состояния малого бизнеса, его динамики и места в экономике страны у разных специалистов порой существенно расходятся.

Для таких оценок существует множество показателей. Например, в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006– 2015 годы, утв. постановлением Совмина от 4.11.2006 № 1475, предполагалось довести удельный вес малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки, полученной от реализации товаров, работ и услуг по народному хозяйству, в 2010 г. — до 30%, в 2015-м — до 35–40%. При этом формирование устойчивой финансово-экономической базы развития малого и среднего предпринимательства должно было в нынешней пятилетке обеспечить многократное увеличение инвестиций и позволить решить финансовые проблемы реструктуризации действующих организаций.

В реальности результаты оказались куда скромнее, хотя ряды МСБ продолжают расти. По данным Белстата к малому и среднему бизнесу в прошлом году относились 114,2 тыс. компаний — на 2,8% больше, чем в 2013-м. В частности, количество средних организаций снизилось за прошлый год с 2423 до 2416, микроорганизаций с 96 858 до 99 368, а малых — выросло с 11 831 до 12 424. При этом удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП сократился с 27,1% в 2012 г. и 26,1% в 2013 г. до 25,3% в 2014-м, причем доля средних организаций снизилась с 7 до 6,9%, микроорганизаций — с 6 до 5,8%, индивидуальных предпринимателей — с 4,2% до 3,6%, а малых организаций выросла с 8,9% до 9%. Доля МСБ в выручке по республике снизилась с 37,7% до 37,1%, причем доля средних организаций уменьшилась с 10 до 9,3%, а микро- и малых организаций — выросла с 27,7% до 27,8%. Выросла доля МСБ в инвестициях в основной капитал — с 38,9 до 42,3% (что во многом определяется ролью заказчиков в строительстве). Скромно выглядит инновационная деятельность МСБ. Если в 2012– 2013 гг. насчитывалось 88 организаций, осуществлявших технологические инновации, то в 2014 г. их осталось всего 48. Отметим, что в секторе МСБ менее 1,6% составляют госпредприятия, причем на их долю приходится 5,2% выручки всех малых и средних предприятий.

Пока малый бизнес не стал генератором создания новых рабочих мест. Напротив, доля компаний МСБ в списочной численности работников в среднем за год сократилась с 27% до 26,7%, в т.ч. микро- и малых организаций — с 18,1% до 17,8%. Доля МСБ в средней численности внешних совместителей, как и год назад, составляет 56,9%, в средней численности граждан, выполнявших работу по гражданско-правовым договорам, — снизилась с 46,8% до 44,4%. Численность работников сектора МСБ снизилась за 5 лет на 3,8% — до 1200,6 тыс. человек. Интересно, что число работников на одну организацию сократилось за прошлый год с 28,4 до 28 человек, в т.ч. средних организаций — с 9 до 8,9, микроорганизаций — с 8,8 до 8,1 человека, а малых — выросло с 10,6 до 11.

В т.г. статистика демографии бизнеса фиксирует существенный спад предпринимательской активности в Беларуси. Правда, предприятий по-прежнему создается больше, чем ликвидируется, но это едва ли не единственная хорошая новость в этой сфере. По данным Белстата в республике по состоянию на 1 июля т.г. действовало 143 874 юридических лица, а также 260 961 индивидуальный предприниматель. При этом число первых за год сократилось на 0,2%, а вторых — на 5,1%, причем основной спад пришелся на I полугодие т.г. Заметим, что 12,8% от общего количества действующих организаций являются государственными (16 698) и с долей государства (1646).

За 6 месяцев т.г. было зарегистрировано 5361 юридическое лицо (на 25,6% меньше, чем в январе–июне 2014 г.), а ликвидировано 4648 — на 19,5% больше. Кроме того, зарегистрировано 23 873 индивидуальных предпринимателя (на 11% меньше, чем в январе–июне 2014 г.), а прекратило деятельность — 21 185 — на 38,1% больше. Таким образом, коэффициент замещения (отношение созданных и закрытых бизнесов) в I полугодии т.г. составил по ИП — 1,13, по юрлицам — 1,15, тогда как в прошлом году он составлял 1,62, в 2013-м — 2,55, в 2012-м — 2,39. Еще быстрее меняется динамика этого показателя по частным компаниям: в 2012 г. он составлял 2,39, в 2013-м — 2,77, в 2014-м — 1,65, а в январе–июне т.г. — 1,15. В регионах ситуация меняется еще стремительнее. Например, в Гомельской области в январе–июне т.г. было зарегистрировано на 40,1% юрлиц меньше, чем в I полугодии 2014 г., в Витебской — на 35,9%. Гродненская и Минская области лидируют по темпам ликвидации юрлиц (на 46,2 и 32% больше, чем годом ранее), а Минск и Витебская область — по прекращению деятельности ИП (на 98,5 и 42,3%).

В то же время доля бизнес-доходов населения страны практически не меняется: например, в 2012 г. доходы от предпринимательской деятельности в общем объеме доходов составляли 10,5%, от собственности — 3,8%, в 2014-м — 10,4% и 4,2% соответственно.

Таким образом, данные статистики позволяют получить своеобразную комплексную оценку результатов совершенствования отечественного бизнес-климата с учетом макроэкономических налоговых, административных, правовых и иных факторов.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by