Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
03.12.2010 18 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЧЕГО В ПОГОДЕ НЕ ХВАТАЕТ

В планах развития национальной экономики большую роль должны сыграть иностранные инвестиции. К сожалению, зарубежные инвесторы и менеджеры считают, что делать бизнес в Беларуси все еще не просто. Своим опытом в этой области поделился гендиректор ИП «Кока-кола Бевриджиз Белоруссия», член Консультативного совета по иностранным инвестициям при Совмине Александр ДЕНИСОВ.

В планах развития национальной экономики большую роль должны сыграть иностранные инвестиции. К сожалению, зарубежные инвесторы и менеджеры считают, что делать бизнес в Беларуси все еще не просто. Своим опытом в этой области поделился гендиректор ИП «Кока-кола Бевриджиз Белоруссия», член Консультативного совета по иностранным инвестициям при Совмине Александр ДЕНИСОВ.

— Александр Петрович, в нынешнем году, согласно данным Белстата, наблюдается чистый отток иностранных инвестиций из Беларуси. Чем обусловлена эта тенденция? Является ли она долгосрочной?

— Во-первых, причиной тому является структура инвестиций, в которых преобладают заемные средства, получаемые на время и под определенный процент. Эти деньги надо возвращать иностранным кредиторам, отсюда и отток. Чем больше мы берем взаймы, тем острее будет эта проблема в будущем. Вторая причина — кризис 2009 года и повсеместное замедление темпов экономического роста. Третья — устойчивый рост стоимости энергоносителей и других расходов на ведение бизнеса, снижающий рентабельность предприятий и отпугивающий иностранных инвесторов.

И самое главное — инвестиционный климат в стране все еще остается недостаточно благоприятным. Мы по-прежнему проигрываем в конкурентной борьбе за инвестиции нашим соседям по региону — и прежде всего России и Украине. Зарубежные инвесторы сравнивают условия в регионах и в определенных сегментах экономики, и по многим параметрам белорусская экономика остается непривлекательной для них. Изменение положения дел требует всесторонних и более активных мер по повышению конкурентоспособности отечественной экономики.

— Что же так не нравится инвесторам? Ведь в отчете Всемирного банка Doing business наш рейтинг по условиям ведения бизнеса гораздо выше, чем, скажем, у России или Украины в целом, а особенно по условиям регистрации компаний и недвижимости...

— По рейтингу «защита инвестора» в том же отчете мы занимаем 109-е место, а по условиям налогообложения — по-прежнему остаемся в последних рядах в мире… Из опыта работы моей корпорации в соседних странах могу сказать: например, в России и Украине система финансового учета и отчетности развивается гораздо быстрее в сторону упрощения и приближения к общепринятым международным стандартам. А вот, приходя в Беларусь, иностранный инвестор зачастую не может понять, как то или иное предприятие выглядит с финансовой точки зрения в привычных ему терминах и показателях. Стандарты учета и отчетности отличаются от международных, и до приемлемого уровня унификации нам все еще далеко. В качестве примера из практики: обладая колоссальным опытом в области инвестиций на разных континентах, эксперты моей корпорации на оценку потенциальных инвестиционных проектов в Беларуси тратят в среднем в несколько раз больше времени — в основном на вынужденную трансформацию финансовых показателей и оценку специфических рисков.

Учет и отчетность в Беларуси остаются чрезмерно зарегулированными, а система налогов по- прежнему неоправданно сложной. В среднем предприниматель, работающий в Беларуси, тратит около 800 рабочих часов в год на подготовку отчетности и уплату налогов. Это почти 90 рабочих дней! В крупных компаниях общее время, непроизводительно затрачиваемое на расчет и уплату налогов, гораздо больше.

Административные затраты на ведение бизнеса у нас выше, чем в соседних странах. Предприятия вынуждены оперировать астрономическим количеством документов, создающих лишнюю и зачастую бесполезную нагрузку на административный и финансовый персонал, и приводящую к существенным непроизводительным затратам. Пример из жизни: лишь совсем недавно наконец-то был отменен непонятно зачем существовавший учет автомобильных шин на предприятиях всех без исключения форм собственности. Каждая организация, имеющая автотранспорт, обязана была вести учет пробега автомобильных шин, регулярно заполняя на каждую шину отдельную карточку и отвлекая на это значительные трудовые ресурсы. Заинтересовавшись историей вопроса, я обнаружил, что такой порядок учета шин появился в СССР еще в довоенное время, когда шин не хватало, стоили они дорого, страна готовилась к войне, и все автомобили были поставлены на учет. Только недавно, и хочу специально отметить — благодаря усилиям Министерства по налогам и сборам — применительно к предприятиям, не занимающимся лицензируемыми перевозками, учет шин наконец-то был отменен. Потребовалось около года, чтобы совершенно бессмысленная норма, порожденная когда-то в недрах Минтранса, перестала существовать. Количество такого рода пережитков прошлого все еще очень велико и просто пугает иностранных инвесторов.

Потенциальных инвесторов также озадачивают не установленные законодательно разнообразные требования и запросы местных властей. Иногда чиновники на местах ставят перед коммерческими предприятиями с иностранными инвестициями самые невероятные задачи — необъяснимые для инвесторов.

В моей практике был случай, когда один из райисполкомов потребовал от предприятия, занимающегося исключительно производством и реализацией безалкогольной продукции, заготовить 20 т сена… Также странными для иностранного инвестора выглядят постоянные попытки командного регулирования хозяйственной деятельности предприятий без учета реалий рынка. Например, в 2009 г. на фоне падающего рынка нам спустили сверху «цели», предусматривающие рост производства — не реализации! — продукции почти на 20%. Еще один пример — требование по повышению энергоэффективности. Без всякого изучения ситуации на предприятии перед нами в этом году поставили задачу снизить потребление энергии почти на 10%. Парадокс в том, что по эффективности использования электроэнергии и воды нашему предприятию, без ложной скромности, нет равных в стране. Более того, у нас лучшие среди европейских заводов, выпускающих аналогичную продукцию, показатели эффективности использования энергии и воды. Мы опережаем в этом плане даже швейцарских коллег. «Цели», поставленные в административном порядке без учета уровня развития конкретного предприятия, выглядят нелепо, и такое положение дел сложно объяснить иностранному инвестору.

Вопреки расхожему мнению о высоком уровне образования в стране, в Беларуси уже не хватает квалифицированной рабочей силы и ее стоимость постоянно растет. Если 10 лет назад проблема не была столь остра, то сегодня уровень подготовки наших специалистов, особенно управленцев среднего звена, уже не соответствует ожиданиям и требованиям иностранных инвесторов. В учебных заведениях не преподаются на должном уровне основы современных методов управления и ведения бизнеса. Молодые специалисты, как правило, не говорят свободно на востребованных в бизнесе иностранных языках, а тот английский, который преподают в вузах, далек от необходимого иностранным инвесторам «бизнес-инглиш». Это становится все большей проблемой. Крупные иностранные компании, оперирующие на белорусском рынке или приходящие на него, сталкиваются с растущей проблемой кадрового голода и необходимостью дополнительных инвестиций в организацию собственной системы подготовки специалистов и их последующее удержание. Талантливая молодежь и специалисты высокого уровня с легкостью находят гораздо более оплачиваемую работу в других странах. Здесь я хотел бы упомянуть еще об одной наболевшей проблеме — вопрос полного отказа от обязательного применения тарифной сетки, в т.ч. для иностранных предприятий, так до конца и не решен. А ведь потенциальный зарубежный инвестор в качестве неотъемлемой части любого инвестиционного проекта всегда тщательно оценивает полную стоимость трудовых ресурсов и их квалификацию и рассчитывает на использование общепринятых в бизнесе инструментов мотивации.

Негативно отражается на инвестиционном климате и нестабильность нашего законодательства, особенно на уровне ведомственного нормотворчества. В Беларуси разными ведомствами в год принимаются тысячи новых нормативных актов разного уровня, зачастую без анализа их средне- и долгосрочных последствий, связи с правовыми актами других отраслей права, а также общепринятой и понятной для иностранного инвестора мировой правовой практикой. К тому же предприятиям далеко не всегда предоставляется время, чтобы подготовиться к очередным нововведениям. А ведь любая нестабильность такого рода воспринимается иностранным инвестором как существенный риск для его инвестиций.

Еще один камень преткновения — возможность быстрого получения прав на земельный участок, закрепление собственности иностранного инвестора на землю и быстрое освоение капитальных инвестиций в рамках инвестиционных проектов. Иностранный инвестор учитывает, помимо прочего, скорость модернизации производства или строительства предприятия с нуля. Как показывает опыт, чтобы в Беларуси разработать проект, согласовать документацию и построить простейшие здание или цех — в среднем уходят 1–2 года. В современном мире это катастрофически долго: в соседних странах региона строительство под ключ более сложных промышленных объектов занимает вдвое меньше времени.

Из этих и им подобных проблем и нюансов складывается картина, которую видит потенциальный инвестор и, боясь рисковать, не спешит вкладывать деньги в долгосрочные масштабные проекты.

— Допустим, административные барьеры удастся убрать, а налогообложение и отчетность — приблизить к западным стандартам. Какие сферы белорусской экономики смогут стать наиболее привлекательными для зарубежного инвестора?

— На мой взгляд, сейчас наступило время новых стратегических решений — необходимо определить ряд областей, инвестиции в которые будут наиболее выгодными и привлекательными для инвесторов, государства и общества. Географическое положение и роль «моста» между Востоком и Западом очень важны, но вряд ли могут служить основным привлекательным фактором. Следует делать ставку в первую очередь на инновационное развитие экономики — на «мозги». У Беларуси есть большой потенциал в области машиностроения, металлообработки, автомобилестроения, приборостроения, электроники, телекоммуникаций, фармацевтики. На мой взгляд, инвестиционные проекты следует развивать в первую очередь в этих областях.

— С 2001 г. ИП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» является активным членом Консультативного совета по иностранным инвестициям при Совмине. Как оцениваете свое участие в этой структуре?

— Консультативный совет — отличный и проверенный на практике многих стран механизм диалога между иностранными инвесторами и государством. Но именно диалога, имеющего системный уровень и двусторонний формат. К сожалению, опыт и экспертиза представленных в совете иностранных инвесторов до конца не используются. Он выполняет скорее роль «большого барометра» — показывает, где накопились проблемы, но не особо помогает их решать. И упразднение единой тарифной сетки, и упрощение налоговой системы, и переход на международные стандарты учета и отчетности обсуждаются на совете уже не один год. К сожалению, по многим принципиально важным вопросам прогресса нет либо он идет крайне медленно.

Я считаю, что выход на новый уровень диалога между органами госуправления и иностранными инвесторами может принести огромную пользу обеим сторонам. На мой взгляд, помимо расширения рамок постоянного диалога с иностранными инвесторами, еще одним эффективным решением было бы создание в стране реально действующего агентства по привлечению иностранных инвестиций и придание ему максимально высокого статуса в системе госуправления.

— Каковы результаты работы «Кока-кола Бевриджиз Белоруссия» — одного из первых иностранных предприятий в нашей стране?

— Предприятие построено с нуля полностью на деньги группы компаний Coca-Cola Hellenic Group. Это был один из первых в Беларуси масштабных производственных проектов с участием прямых иностранных инвестиций. Компания появилась на белорусском рынке в 1994 г., а в 1997-м запустила собственное производство в поселке Колядичи под Минском. Строительство завода заняло около года, еще несколько лет ушло на создание развитой системы логистики.

Сейчас предприятие имеет 7 филиалов во всех областных центрах республики, а также в Барановичах и Бобруйске. Объем прямых иностранных инвестиций составил около 100 млн. USD и продолжает расти. У нас большие планы по развитию производственных мощностей, расширению ассортимента и особенно по повышению уровня обслуживания организаций торговли и потребителей.

— Что изменилось за то время, как вы работаете в стране, и в какую сторону?

— Безусловно, нужно отметить, что государство прилагает усилия, направленные на улучшение инвестиционного климата. Повысился интерес к иностранным инвесторам, изменилось само их восприятие представителями власти. В 90-е годы, когда мы выходили на рынок, иностранную корпорацию с мировым именем, которая создавала здесь производство и рабочие места, воспринимали крайне настороженно. Разрешение на выделение земли для начала строительства производственных мощностей предприятия давал Верховный совет, и после долгих переговоров с правительством.

С тех пор условия для привлечения зарубежного капитала не всегда изменялись в лучшую сторону. Инвестиционный кодекс в редакции 2001 г. предоставлял некоторые преференции зарубежным инвесторам. К примеру, в соответствии со статьей 91 коммерческие организации, в уставном капитале которых более 30% составляли средства иностранного инвестора, могли освобождаться от налога на прибыль в течение первых трех лет работы. Статья 92 оговаривала для них возможность без лицензии импортировать продукцию для собственного производства. Сегодня у иностранного инвестора каких-либо значимых преференций нет.

Разумеется, страна заинтересована в прямых инвестици ях, которые материализуются в производство и приносят реальную экономическую отдачу. Нужны серьезные инвесторы, которые приходят со своими технологиями, развертывают собственное производство, готовы вкладывать «длинные деньги». А они как раз придирчиво и долго оценивают обстановку и в итоге выбирают регионы и страны, где инвестиционные риски минимальны и срок окупаемости инвестиций короче.

Беларусь может и должна выиграть соревнование за иностранные инвестиции. Стоимость ведения бизнеса в стране необходимо сделать ниже, а прибыльность — соответственно выше. До последнего времени суммарная налоговая ставка в республике, согласно тому же рейтингу Doing Business, достигала 80% от прибыли — о какой конкурентоспособности в регионе можно говорить?

Нужны кардинальные реформы налогообложения и учета, быстрые и устойчивые позитивные изменения в инвестиционном законодательстве, упрощение и дебюрократизация механизмов управления и контроля. Нужны долгосрочные гарантии, которые может предоставить и реализовать только государство. Лишь его политическая воля, трансформированная в экономические механизмы, способна дать уверенность иностранному инвестору.

Беседовала
Дарья КОСТЕНКО
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений