Цены ограничат только на социально значимые товары. Власть услышала возражения предприятий и бизнес-союзов
Постановление правительства № 184 от 30 марта «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке» (далее – постановление № 184), которое ввело запрет на повышение цен выше 0,5% в месяц без разрешения специальной комиссии, планируют отменить.
Вместо него на уровне Министерства антимонопольного регулирования и торговли предлагается принять новое решение.
Разумный шаг назад
В Совмине и МАРТ эту инициативу официально не комментируют. Однако члены общественно-консультативного совета при министерстве получили письмо с проектом документа. В нем сказано, что вопрос ценового регулирования обсуждался в правительстве 14 апреля.
Вместо правового регулирования, введенного постановлением № 184, МАРТ подготовил проект своего документа. Цели те же: обеспечение продовольственной безопасности и предотвращение необоснованного роста цен.
Постановление в случае его принятия будет действовать 90 дней – максимально разрешенный период ценового регулирования в ЕАЭС. Оно коснется производителей, импортеров и продавцов социально значимых товаров.
К ним относятся:
- свежая рыба (карп);
- некоторые наименования свежемороженой рыбы;
- масло сливочное, подсолнечное и рапсовое;
- мука пшеничная;
- сахар кристаллический;
- соль поваренная;
- гречка;
- белый шлифованный рис;
- манная и пшеничная крупы;
- овсяные хлопья без добавок;
- макароны (не из твердых сортов пшеницы);
- хлеб ржаной и пшеничный;
- говяжье, свиное, куриное мясо и полуфабрикаты;
- куриные яйца;
- пастеризованное коровье молоко;
- кефир, сметана и творог;
- твердый и полутвердый сыр;
- детское питание;
- свежие картофель, свекла, морковь, белокочанная капуста, лук, огурцы и помидоры, яблоки;
- черный чай.
Постановлением правительства 4 апреля 2020 г. № 205 в перечень таких товаров внесено еще 10 позиций:
- рыбные и мясные консервы;
- сухое молоко;
- кофе;
- расфасованная питьевая вода;
- твердое туалетное и хозяйственное мыло;
- спички;
- гигиенические прокладки и подгузники;
- туалетная бумага;
- средства защиты органов дыхания (маски);
- дезинфицирующие средства.
По имеющейся информации большинство позиций планируется сохранить. Регулирование цен будет заключаться в ограничении рентабельности для производителей. Она не должна превышать фактическую рентабельность, которая фиксировалась в январе-феврале. Однако если она была ниже 10%, то ее можно будет повысить до этой отметки.
Предельная максимальная надбавка импортера на социально значимые товары не должна будет превышать 10%.
Максимальные же торговые надбавки в зависимости от позиции составят 15–30%.
То есть речь идет о более мягкой форме регулирования, полностью согласующейся с действующим законодательством.
Про бонусы и особые условия забыли
С одной стороны, бизнес-союзы приветствуют смягчение первоначального решения, с другой – критикуют его из-за расширения списка продукции.
Так, Республиканская конфедерация предпринимательства направила в МАРТ предложение об исключении из перечня девяти позиций. Кроме того, в организации считают, что проект нужно дополнить нормой о запрете бонусных и других платежей поставщикам со стороны торговых сетей по товарам с регулируемой предельной наценкой, иначе это создаст неравные условия между ними и малым и средним торговым бизнесом.
По мнению и.о. председателя Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Виктора Маргелова, проект решения «в определенной части лучше, чем постановление № 184, но ненамного». В комментарии «ЭГ» эксперт отметил:
– Список социально значимых товаров расширен. Например, неясно, почему туда включили сухое молоко. Или туалетная бумага – она тоже сегодня бывает разная.
Как считает глава союза, необходимо более подробно обсудить необходимость включения каждой из позиций в перечень социально значимых товаров, прежде чем принимать окончательное решение.
Цены на медтовары регулируются Указом
Пока же постановление № 184 действует. МАРТ подготовил к нему несколько разъяснений. Из них следует, что его требования никак не касаются экспортных цен.
Документ также не касается формирования цен на медицинские товары. Оно продолжает осуществляться в порядке, определенном Указом от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» (в ред. от 21.06.2016).
По данным Белстата, в марте прирост потребительских цен в годовом выражении составил 4,9%, к декабрю 2019 г. – 2,7%. Это произошло в первую очередь за счет увеличения цен на непродовольственные товары (преимущественно с импортной составляющей) и тарифов на услуги. За месяц значительно подорожали импортные бытовые товары и одежда, в годовом выражении – молочная продукция.
Несмотря на то что цены на овощи в целом снизились на 9,5%, отмечается увеличение цен на картофель и яблоки, а также цитрусовые и виноград.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ Белорусская научно-промышленная ассоциация подготовила и направила в Минэкономики данные о состоянии бизнеса на начало апреля. По информации объединения, сильнее всего от последствий пандемии коронавируса пострадали организации, оказывающие услуги по аренде автомобилей, организаторы выставок и других массовых мероприятий.
Туристические организации сейчас работают с запросами клиентов о возврате средств, которые невозможно вернуть одномоментно, поскольку их часть была перечислена иностранным партнерам и авиакомпаниям.
Среди сильно пострадавших сфер также продажа новых автомобилей, производство и продажа алкогольных напитков.
Эксперты союза считают, что неплатежи по договорам сельхозпредприятиями уже возведены в абсолют. Такое поведение этих субъектов хозяйствования рано или поздно нарушит систему нормальных деловых отношений и приведет к банкротству ряда предприятий, поставляющих продукцию либо обслуживающих сельхозпредприятия, что бумерангом ударит по сельскому хозяйству.
По их оценкам, если правительство примет обещанные меры по поддержке экономики, она сможет начать восстановление в IV квартале 2020 г.