Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
28.09.2012 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БЮДЖЕТ-2012:ДОЛГИ РЕФИНАНСИРУЕМ,ДЕФИЦИТА НЕ ДОПУСТИМ©

На расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету, финансам и налоговой политике состоялось рассмотрение внесенного правительством проекта закона «О республиканском бюджете на 2013 год». Об основных его параметрах рассказал министр финансов Андрей ХАРКОВЕЦ.

На расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету, финансам и налоговой политике состоялось рассмотрение внесенного правительством проекта закона «О республиканском бюджете на 2013 год». Об основных его параметрах рассказал министр финансов Андрей ХАРКОВЕЦ.

Доходы и расходы консолидированного бюджета в 2013 г. составят по 197 410,8 млрд. Br, или 31,3% к ВВП. Доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в 2013 г. в бюджет (инновационных фондов, фонда национального развития), оцениваются в 5362,2 млрд. Br, что на 38,7% ниже уровня 2012 г. Уровень централизации бюджета возрастет.

Прогнозируется поступление налоговых доходов в сумме 174 397,7 млрд. Br (88,3% от доходов и 27,6% к ВВП), неналоговых доходов — 22 639,1 млрд. Br (11,5% и 3,6% соответственно), безвозмездных поступлений — 374 млрд. Br (0,2% и 0,1% соответственно). Основная доля доходов ожидается от НДС (29,9%), доходов от внешнеэкономической деятельности (15,1%), налога на прибыль (14,5%), подоходного (12,8%), акцизов (8,3%). Неудивительно, что существенных изменений в налогообложении не произойдет.

Однако Минфин планирует в 2013 г. увеличение ставки налога на неиспользуемое имущество в 5 раз — с целью вовлечения его в оборот. Кроме того, в среднем на 22% будут проиндексированы ставки земельного, экологического налогов, налога на добычу полезных ископаемых и на игорный бизнес, единого налога с индивидуальных предпринимателей. Увеличатся ставки акцизов на алкогольные и табачные изделия. Пополнить бюджет также должна унификация на уровне 20% ставки изъятия в бюджет части прибыли госпредприятий, за исключением предприятий АПК (вместо нынешних дифференцированных ставок в зависимости от рентабельности), и введение дополнительного платежа для газоснабжающих организаций.

Заметим, что «входная» цена на газ для республики в 2013 г. составит 165 USD за 1 тыс. м3, а с учетом наценки Белтрансгаза — 185 USD. Но для предприятий Минэнерго цена составит уже 216 USD за 1 тыс. м3. Таким образом, Беларусь по-прежнему имеет почти 2-кратную «фору» по сравнению с Украиной, другими странами СНГ и ЕС — пока они не избавились от газовой зависимости от России.

ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ средства будут выделены из бюджета для поддержки реального сектора экономики — 2312,3 млрд. Br. «Те предприятия, которые имеют окупаемые проекты, реализуют планы комплексной модернизации, будут иметь доступ к ресурсам для удешевления процентных ставок по банковским кредитам», — сказал А.Харковец. Но соответствующие критерии оценки и отбора таких проектов еще только разрабатываются.

Кроме того, на поддержку отраслей национальной экономики из консолидированного бюджета запланировано 29 409,7 млрд. Br, из республиканского — 17 620,2 млрд., на финансирование промышленности, строительства и архитектуры — 3880,5 млрд. и 3845,8 млрд. Br (рост на 21%), на транспорт, дорожное хозяйство и связь — 6487,4 млрд. и 2876,3 млрд. Br. Расходы на предоставление жилищно-коммунальных услуг и жилищное строительство в консолидированном бюджете составят 14 057 млрд. Br (+20,6%). При этом основная нагрузка (99,3% всей суммы) ляжет на местные бюджеты.

На здравоохранение в консолидированном бюджете запланировано 26 337,8 млрд. Br (рост на 27,3% к ожидаемому исполнению 2012 г.), на общегосударственную деятельность — 54 806 млрд. Br, национальную оборону 6143,3 млрд. Br (+24,8%), судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности — 10 882,4 млрд. Br (+22%). На создание и внедрение централизованной автоматизированной информационной системы, включающей базу персональных данных граждан Беларуси, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в нашей стране, предусмотрено 29,9 млрд. Br.

Как и в предыдущие годы, сохраняются масштабные объемы субсидирования агропромышленного комплекса: свыше 31 трлн. Br, что эквивалентно почти 3,5 млрд. USD. Напомним, что в 2005–2010 гг. АПК в среднем выделялось примерно 3,2 млрд. USD в год.

Ассигнования на осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности составят 2313,2 млрд. Br (0,38% к ВВП), что в 1,7 раза больше, чем ранее. На финансирование капитальных вложений в рамках Государственной инвестиционной программы (без учета фонда национального развития и резервного фонда Президента) планируется направить 4840,8 млрд. Br — на 49,1% больше, чем в текущем году.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, государство по-прежнему останется главным инвестором в стране. Но его возможности ограничены долговым бременем. По словам А.Харковца, в 2013 г. Беларусь «входит в полосу пиковых выплат» по внешнему госдолгу: зарубежным кредиторам предстоит заплатить 3,1 млрд. USD — почти вдвое больше, чем в текущем году. Поэтому правительство планирует почти наполовину рефинансировать внешний долг. Во-первых, за счет получения двух траншей кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 900 млн. USD, а во-вторых — путем размещения государственных облигаций на 500–600 млн. USD.

Работа по новому выходу на международные рынки капитала уже началась. По мнению министра, выпускать облигации следует в Европе и азиатском регионе. Беларусь в декабре 2012 г. должна погасить двухлетние облигации на 7 млрд. RUB, размещенные в декабре 2010 г. на ММВБ. Нового размещения госбумаг на российском рынке не планируется — он не самый благополучный и не очень дешевый.

Особую озабоченность у Минфина вызывают долговые обязательства местных бюджетов. Поэтому планируется ограничить их размер до 80% доходов, внеся соответствующую норму в Бюджетный кодекс. В целом же министр считает, что в 2013 г. экономической безопасности Беларуси ничего не угрожает. Внешний госдолг составит 21,1% ВВП, внутренний — 3% (при пороговом значении не более 25% и 20% соответственно), а платежи по обслуживанию государственного долга составят 7,8% к доходам республиканского бюджета (пороговое значение — не более 10%). Действительно, долговая нагрузка к ВВП выглядит несоизмеримо меньше, чем в США, Японии или ряде стран ЕС. Однако невозможность обслуживания долгов без их рефинансирования — тревожный сигнал. По силам ли республике прежние социальные обязательства и господдержка экономики?

НЕ СЛИШКОМ надежным источником выглядит и экспорт, который планируется увеличить на 15%. Отвечая на вопросы депутатов, А.Харковец признал, что добиться такого роста на традиционных рынках сложно. Остается надеяться на расширение географии поставок. Заметим, что итоги текущего года показывают, что пока наоборот происходит лишь усиление концентрации внешней торговли. В придачу над темпами роста экспорта нависла угроза сворачивания торговли нефтепродуктами. Российские власти категорически не устраивает «растворительный» бизнес, бурно развернувшийся в I полугодии в Беларуси.

Есть и другие тревожные вести: прекращение поставок прямогонного бензина (нафты), сокращение импорта российской нефти на IV квартал т.г. на 1,3 млн. т, требования Минэнерго РФ по увеличению максимальной загрузки местных НПЗ до 90%, идея отмены в России возмещения акциза и НДС для экспортеров в случае экспорта нефтепродуктов в страны — члены Таможенного союза. Все это грозит срывом как планов развития внешней торговли Беларуси, так и традиционной социальной направленности бюджета.

Неудивительно, что власти пытаются экономить. В частности, в 2013 г. начнется реализация пилотных проектов в сфере образования, здравоохранения и жилищно-коммунальном хозяйстве с целью повышения эффективности и оптимизации расходов. Тем не менее реальная зарплата в бюджетном секторе должна вырасти не менее чем на 7% и превысить в конце 2013 г. эквивалент 500 USD при среднегодовом обменном курсе рубля в 8950 USD/Br. Текущее соотношение зарплаты в бюджетном секторе и в реальной экономике должно сохраниться на уровне около 80%. Так что отечественным бюджетникам, в отличие от их греческих или испанских коллег, «затягивание поясов» не грозит.

Как сообщил председатель Палаты представителей Владимир Андрейченко, проект бюджета–2013 во втором чтении планируется принять уже 8 октября.

Анна ФЕДОРОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений