Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
07.09.2010 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БЮДЖЕТ-2011: МЕНЬШЕ НАЛОГОВ, БОЛЬШЕ РАСХОДОВ

Сегодня Палата представителей рассматривает в первом чтении проект закона «О республиканском бюджете на 2011 год», а также изменения и дополнения в Налоговый кодекс.

Сегодня Палата представителей рассматривает в первом чтении проект закона «О республиканском бюджете на 2011 год», а также изменения и дополнения в Налоговый кодекс. С просьбой дать оценку планируемым новшествам «ЭГ» обратилась к заведующей сектором бюджетно-налогового регулирования Института экономики НАН Беларуси, кандидату экономических наук Ольге ШУЛЕЙКО.

— Ольга Леонидовна, давайте начнем с налогов. Какие из возможных нововведений вы считаете наиболее значимыми? Позволят ли они радикально упростить отечественную систему налогообложения и снизить налоговую нагрузку на субъектов предпринимательской деятельности в 2011 г.?

— В проектах законов «О бюджете Республики Беларусь на 2011 год» и о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс действительно есть ряд новшеств, которые будут способствовать реальному упрощению белорусской налоговой системы.

Среди них отмечу отмену налога на услуги и сбора на развитие территорий, поскольку они затрагивают интересы значительного количества налогоплательщиков. В частности, ликвидация первого из этих платежей будет стимулировать развитие сферы услуг, которая является одним из приоритетов экономического развития страны. Отмена второго платежа, по сути дублирующего налог на прибыль, снизит фискальную нагрузку на прибыль субъектов хозяйствования, что позволит им увеличить свои инвестиционные ресурсы. Вместе с тем отмена налога на услуги и сбора на развитие территорий может привести к снижению доходов местных бюджетов и росту их дотационности. Сейчас пока трудно оценить, позволит ли предусмотренное в проекте закона о бюджете на будущий год изменение порядка распределения налога на прибыль между бюджетами различного уровня полностью компенсировать выпадающие доходы местных бюджетов.

Весьма положительно можно оценить и расширение возможностей для применения льготы по налогу на прибыль, направляемой на капвложения. При этом будет достаточно самого факта осуществления инвестиций без увязки с амортизационным фондом. Полагаю, что это нововведение станет одним из важных стимулов для роста инвестиционной активности субъектов предпринимательской деятельности.

Отмена трех платежей в составе экологического налога затрагивает достаточно узкий круг налогоплательщиков, занятых переработкой и транспортировкой нефти. Поэтому эти изменения мало повлияют на общий уровень налоговой нагрузки в стране.

Зато почти всех коснется норма, позволяющая уплачивать НДС один раз в квартал независимо от размеров выручки и представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль по итогам года. Эти изменения упростят налоговое администрирование и будут способствовать улучшению положения Беларуси в международных рейтингах оценки делового климата.

— Можно ли считать, что после реализации всех этих мер упрощение отечественной налоговой системы должно быть завершено? Некоторые уже полагают, что проще может быть разве что в оффшорах...

— Полагаю, что это не совсем верный подход. Действительно, принимаются реальные меры, в результате реализации которых по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты белорусская система налогообложения не будет существенно отличаться от налоговых систем наших соседей и стран с развитой рыночной экономикой. Однако налоговое бремя в Беларуси все равно остается более высоким, чем в соседних государствах, что негативно сказывается на конкурентоспособности отечественной продукции. Например, в России уровень налоговой нагрузки примерно на 10 п.п. ниже, чем в нашей стране. Предусмотренное в 2011 г. снижение налоговой нагрузки, по расчетам разработчиков проекта закона о бюджете, составит всего 0,4% от ВВП.

Отличие белорусской налоговой системы от зарубежных еще и в том, что помимо основных налогов у нас существуют отчисления в целевые бюджетные фонды, которые регламентируются, как правило, специальными нормативными актами. К их числу относятся инновационные фонды, фонды национального развития, охраны природы, организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, фонд (резерв) универсального обслуживания. Наличие таких фондов приводит к росту затрат, создает неравные условия хозяйственной деятельности для предприятий различных отраслей и форм собственности. От такой практики рано или поздно придется избавляться.

— Сегодня, в посткризисный период, в ряде государств расходы казны на социальные нужды существенно сокращаются. А что нового предусмотрено по бюджетным расходам на 2011 г. в нашей стране?

— Мы здесь придерживаемся несколько иного подхода. В 2011 г. планируется в 1,5 раза увеличить расходы на заработную плату, пенсии и стипендии. Предполагается, что рост доходов населения позволит стимулировать совокупный спрос и тем самым будет способствовать росту экономики. Правда, одновременно это может стать дополнительным инфляционным фактором. Кроме того, предусмотрено увеличить финансирование здравоохранения и образования на 138%, расходы на научные исследования — на 163%. Это достаточно весомые цифры.

В целом расходы бюджета превысят его доходы, и дефицит бюджета возрастет в 2011 г. до 3% ВВП по сравнению с запланированным на 2010 г. лимитом в 1,8%. Одним из источников финансирования дефицита бюджета станут государственные заимствования, размер которых также увеличится. В 2011 г. правительство продолжит успешно начатую в текущем году практику выпуска и размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг. За счет этого источника планируется привлечь 1 млрд. USD. Однако с увеличением государственного долга растут и затраты на его обслуживание. Они увеличатся в 2011 г. в 1,4 раза по сравнению с 2010-м, а в перспективе будут расти еще более высокими темпами. На 2012–2014 гг. придутся основные выплаты по возврату кредита МВФ. В 2012 г. они составят 644,8 млн. USD, в 2013 г. — 1739,4 млн., а в 2014 г. — 1222,7 млн. USD. Так что все более актуальной становится задача жить по средствам.

— Но есть еще один источник финансирования расходов — продажа государственного имущества...

— При наличии двойного дефицита в экономике — бюджета и торгового баланса — приватизация могла бы стать значимым источником финансирования указанных дефицитов. Ужесточение условий внешнего кредитования также повышает фискальное значение приватизации. В силу ограниченности необходимых инвестиций для модернизации предприятий более актуальной является приватизация в пользу иностранных стратегических инвесторов на основе проведения прозрачных конкурсных процедур. Это также позволило бы уменьшить бюджетные затраты на субсидирование предприятий.

Но, как известно, приватизация у нас носит «точечный» характер. Более того, в проекте бюджета предусмотрен чистый отток средств по операциям с госимуществом. Получается, что на увеличение доли государства в уставных фондах предприятий и организаций (в т.ч. приобретение акций) будет направлено больше средств, чем планируется получить от приватизации. В условиях роста внутреннего и внешнего государственного долга целесообразность направления бюджетных средств на приобретение госимущества вызывает большие сомнения. Тем не менее, по-видимому, это возможно.

Беседовала Валерия ГЕРАСИМОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений