Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №43(2737) от 11.06.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1888
EUR:
3.4288
RUB:
3.5789
Золото:
237.49
Серебро:
3
Платина:
98.42
Палладий:
91.24
Назад
Факты, комментарии
22.04.2003 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бухучет и налогообложение в религиозных организациях

( Выдержки. Полностью статья публикуется в печатной версии )
( Выдержки. Полностью статья публикуется в печатной версии )
С 1 января 2003г. вступил в действие Закон от 2002-10-31 г.N 137-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях". По информации Госкомитета по делам религий и национальностей, на начало года в республике насчитывалось около 2 тыс. храмов и 2825 общин различных конфессий. Рассмотрим некоторые особенности ведения бухучета и налогообложения в таких организациях.

Согласно ст. 13 Закона N 137-З религиозными организациями признаются добровольные объединения граждан РБ (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения. Религиозные организации подлежат обязательной государственной регистрации, после которой приобретают статус юридического лица и как таковые пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательством и своими уставами. К таким обязанностям относится и ведение бухучета согласно Закону от 2001-06-25г. N 42-З "О бухгалтерском учете и отчетности", Плану счетов и другим нормативным актам, а также составление отчетности в порядке, установленном законодательством.

Согласно ст. 20 Закона N 137-З в уставе религиозной организации указываются, помимо прочих сведений, структура организации, органы ее управления, порядок их формирования, компетенция, состав и сроки полномочий; источники и порядок формирования денежных средств и иного имущества; орган, правомочный принимать решения о приобретении и распоряжении имуществом.

Религиозные организации подлежат регистрации в качестве налогоплательщиков в общеустановленном порядке. При этом они в соответствии с постановлением МНС от 2002-04-22 г. N 49 представляют в инспекцию МНС нотариально засвидетельствованные копии документов, подтверждающих регистрацию их уставов (положений) в государственных органах.

Хотя религиозные организации являются некоммерческими, однако, в ст.32 Закона N 137-З предусмотрено, что они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей и учреждать различные коммерческие предприятия и благотворительные заведения. Прибыль от производственной деятельности и иные доходы этих предприятий облагаются налогами в соответствии с законодательством. Так, коммерческие предприятия по выпуску религиозной литературы и производству предметов культового назначения могут создаваться только религиозными организациями.

Учетная политика

В соответствии с Законом N 42-З ответственность за организацию бухучета и за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организации.

Согласно уставу высшим органом управления религиозной организации обычно является собрание прихода (общины верующих, объединенных при храме), а его исполнительным и распорядительным органом -- совет, состоящий из председателя (церковного старосты), его помощника и казначея. Церковный староста представляет совет в хозяйственных и административных вопросах, в суде, подписывает совместно с настоятелем все официальные документы, включая финансовые. Таким образом, церковный староста является руководителем религиозной организации. Он, в зависимости от объема учетной работы, может выбрать один из вариантов организации учета, предусмотренных ст.6 Закона N 42-З: создать бухгалтерскую службу, иметь в штате бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухучета специализированной организации или предпринимателю; вести учет лично.

Как правило, обязанности главного бухгалтера религиозной организации выполняет казначей, который должен быть штатным работником. Если он работает на добровольных началах и в штате не значится, то ни за что юридической ответственности не несет. Фактически тогда руководитель будет совмещать обязанности бухгалтера и подписывать первичные документы, учетные регистры и отчетность...

*  *  *

Пожертвования

Основным финансовым источником осуществления деятельности религиозных организаций являются добровольные пожертвования. Они могут быть переданы через ящик для пожертвований, на котором должна иметься надпись, определяющая цели сборов, соответствующие уставу организации. В конце каждого дня (либо с иной периодичностью) специальная комиссия вскрывает этот ящик, подсчитывает поступившую сумму и составляет акт. Затем изъятая сумма сдается в центральную кассу прихода по приходному кассовому ордеру по строке "Принято от" делается запись: "По акту вскрытия ящика для пожертвований", по строке "Основание" указывается, например, "На ремонт храма".

Если сумма пожертвования превышает 5 базовых величин, то между жертвователем и религиозной организацией должен заключаться договор дарения в письменной форме (ст.ст.543--553 ГК)...

*  *  *

Имущество

Согласно ст. 30 Закона N 137-З религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное физическими или юридическими лицами, переданное в собственность государством либо приобретенное другим законным способом.

Ст. 2 Закона N 137-З вводит понятие "культовое имущество" -- предметы, иные материальные объекты (здания, церковная утварь и т.д.), необходимые для совершения религиозных обрядов, ритуалов и церемоний...

*  *  *

Учет денежных средств

Учет кассовых операций ведется религиозными организациями в соответствии с требованиями Порядка ведения кассовых операций в Республике Беларусь, утв. постановлением правления Нацбанка РБ от 2001-06-28г. N 159. Ведение кассовой книги при этом обязательно.

В соответствии с п.5 Правил организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утв. постановлением правления Нацбанка от 2002-10-31г. N 213, лимит остатка кассы не устанавливается религиозным организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность, направленную только на решение уставных целей и задач в порядке, установленном законодательством, и не занимающимся предпринимательской деятельностью. Кроме того, согласно п.17 Инструкции о мерах ответственности за нарушение правил ведения кассовых операций, утв. постановлением правления Нацбанка от 2000-11-13г. N 30.3, к религиозным организациям не применяются штрафные санкции за несвоевременное оприходование в кассу и нецелевое использование наличных денежных средств, превышение лимита кассы, несоблюдение установленных сроков сдачи выручки в банк и срока возврата неиспользованных подотчетных сумм, за выдачу наличных под отчет без полного отчета по ранее выданным суммам; за использование выручки на цели, не согласованные с банком, или сверх установленных лимитов.

Трудовые отношения

Статьей 34 Закона N 137-З установлено, что трудовые отношения в религиозных организациях регулируются законодательством РБ о труде. Условия труда, формы, система и размеры его оплаты устанавливаются на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.

Приходским собранием должно быть утверждено штатное расписание организации. Трудовой договор заключается с каждым наемным работником, а если в этом есть необходимость и если это предусмотрено штатным расписанием, то и с членами приходского совета. Ст.2 Закона N 137-З определяет, что "священнослужитель -- лицо, уполномоченное соответствующим религиозным объединением на духовническое, пастырское, проповедническое служение". Таким образом, священнослужители в число наемных работников не входят. Служение церкви определяется церковным правом, и действие Трудового кодекса в отношении священнослужителей ограничено. Тем не менее их служение засчитывается в трудовой стаж, священнослужители имеют на общих основаниях право на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Ст.35 Закона N 137-З требует, чтобы граждане, работающие в религиозных организациях, а также священнослужители подлежали социальному обеспечению и обязательному государственному социальному страхованию в соответствии с законодательством. Таким образом, религиозные организации производят отчисления в Фонд социальной защиты населения с зарплаты своих работников по ставкам 35% и 1%. Согласно Инструкции о порядке исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц, утв. постановлением МНС от 2002-02-20г. N 16, подлежат налогообложению любые доходы, получаемые в течение календарного года физическими лицами (включая священнослужителей), работающими в религиозных организациях (п.16)...

*  *  *

Паломничество

Особое место в деятельности религиозных организаций занимает организация паломничества, под которым согласно ст.2 Закона N 137-З понимается посещение верующими исторически значимых мест для поклонения святыням данной религии. В то же время согласно ст.1 Закона от 25.11.99г. N 326-З "О туризме" временный выезд (путешествие) граждан в религиозных целях в страну (место) временного пребывания без занятия там оплачиваемой деятельностью (т.е. паломничество) относится к туризму. Поэтому, по мнению налоговых органов, безвозмездно полученные (в т.ч. из-за рубежа) средства для выезда паломников подлежат обложению отчислениями в целевые бюджетные фонды.

Оплата стоимости проезда к месту паломничества физических лиц, направленных религиозной организацией, не включается в выплаты, включаемые в Состав фонда заработной платы, для исчисления обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости и обложения чрезвычайным налогом, утв. постановлением Совмина от 2000-05-25г. N 753, и, следовательно, не подлежит обложению чрезвычайным налогом и отчислениями в фонд занятости.

Религиозная община может также направить в командировку, связанную с религиозным служением, добровольцев с возмещением затрат на проезд, проживание и выдачей суточных. Если такая командировка связана с уставной деятельностью религиозной организации и предусмотрена в ее бюджете, то все расходы, оплаченные физическому лицу, считаются законными и использованными по целевому назначению. При этом суммы, выплаченные сверх норм командировочных расходов, установленных Минфином, будут в полном объеме включены в доход физического лица и облагаются подоходным налогом. Поскольку религиозная организация не связана с такими лицами ни трудовыми, ни гражданско-правовыми договорами, на указанные выплаты отчисления в Фонд соцзащиты, фонд занятости и начисление чрезвычайного налога не производятся.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений