Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
23.07.2013 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БУДУЩЕЕ ДВИЖЕТСЯ К РЕАЛЬНОСТИ©

Содержание проектов прогноза социально-экономического развития Беларуси и основных направлений денежно-кредитной политики на 2014 год становится одной из самых актуальных тем для бизнес-сообщества. Судя по предварительным данным, правительство стало несколько скромнее в своих планах. Их реализация сильнее, чем прежде, зависит от внешних факторов, хотя власти планируют ряд мер для стимулирования выполнения поставленных задач: от премий чиновникам за привлечение зарубежного капитала до снижения в 1,5 раза ставки налога на прибыль.

Содержание проектов прогноза социально-экономического развития Беларуси и основных направлений денежно-кредитной политики на 2014 год становится одной из самых актуальных тем для бизнес-сообщества. Судя по предварительным данным, правительство стало несколько скромнее в своих планах. Их реализация сильнее, чем прежде, зависит от внешних факторов, хотя власти планируют ряд мер для стимулирования выполнения поставленных задач: от премий чиновникам за привлечение зарубежного капитала до снижения в 1,5 раза ставки налога на прибыль.

Невыполнение ряда прогнозных показателей в 2011–2013 гг. не мешает планировать их рост на будущее, хоть и в несколько более умеренном масштабе. Согласно проекту прогноза, в следующем году предполагается увеличить ВВП на 5,7% к 2013 г. и достичь выручки на 1 занятого 487,3 млн. Br. Так, экспорт товаров и услуг должен вырасти на 11,4%, а сальдо внешней торговли товарами и услугами — на 0,4% к ВВП, т.е. 321,6 млн. USD (прогноз на 2013 г. — 15,2% и 0,7% соответственно). Обеспечить эти результаты во многом должен резкий рост притока зарубежного капитала. Прогнозируется, что прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) составят 6,7 млрд. USD, причем 4 млрд. из них — за счет продажи государственного имущества. Таким образом, не приходится уповать на одно реинвестирование прибыли — правительство собирается всерьез заняться приватизацией. Поэтому Совмин намеревается совместно с исполкомами внести предложения по продаже зарубежным инвесторам объектов недвижимости и долей в уставных фондах предприятий (прежде всего работающих на импортном сырье) на сумму 4 млрд. USD, а также сформировать перечень инвестпроектов по привлечению ПИИ на 2,7 млрд. Именно за счет продажи неэффективно используемого госимущества власти надеются обеспечить достижение ЗВР на уровне 2,6 месяцев импорта. Чтобы стимулировать чиновников, правительство предлагает внедрить систему премирования руководителей органов госуправления за привлечение ПИИ в республику в размере 0,01% суммы фактически поступивших средств. Таким образом, министры и председатели концернов получают шанс разделить между собой 670 тыс. USD (для сравнения: зарплата главы «Газпрома» А.Миллера в прошлом году составила 25 млн. USD, а вознаграждения членов совета директоров и правления этой компании — около 52 млн.).

Сложнее со стимулами и гарантиями для предприятий и зарубежных инвесторов. Ведь реанимировать процесс приватизации будет непросто: инерция многолетнего торможения, угроза вмешательства государства в решения общего собрания акционеров, ситуация на мировом рынке капиталов — далеко не полный список проблем, уже не один год мешающих выполнить планы приватизации. Но чем дальше она откладывается, тем труднее становится изыскивать средства для помощи отстающим отраслям и предприятиям (ряды которых только множатся) и финансирования социальных обязательств (которые приходится сокращать). К тому же на сей раз, по оценке правительства, срыв планов привлечения ПИИ грозит снижением ВВП и «дырой» в платежном балансе размером в 5,1 млрд. USD, финансирование которой за счет внутренних ресурсов повлечет снижение золотовалютных резервов до 0,7% месячного объема импорта.

Иностранные источники (в т.ч. кредиты) должны составить 5,5% всех инвестиций в основной капитал, которые должны вырасти на 7,5%, до 228,2 трлн. Br. При этом не менее половины средств следует направить на приобретение машин, оборудования и транспортных средств. Для сравнения: в I полугодии т.г. этот показатель составил лишь 37,7%. Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования планируется увеличить с заданных на текущий год 6,5 млн. м2 до 7 млн. Одновременно власти собираются создать 47 тыс. новых высокопроизводительных рабочих мест, что потребует привлечь откуда-то 3,7 млрд. USD инвестиционных ресурсов. Обеспечить рост выручки должна модернизация производства, а ее, в свою очередь, — снижение ставки налога на прибыль с нынешних 18% до 12%, а также введение 40-процентного норматива использования чистой прибыли на технологическое обновление для предприятий с долей государства. По- видимому, авторы этой идеи уверены, что чистая прибыль в балансе автоматически гарантирует наличие денег на счетах предприятий.

Сохранить их помогут субсидии на возмещение процентов по кредитам на инвестпроекты (при соблюдении ряда условий), а также полезные советы. Планируется подготовить проект создания технопарка по оказанию консалтинговых и инжиниринговых услуг и разработать проект указа, регламентирующего льготы для резидентов такого парка, которому предстоит стать основой регионального кластера фирм, занимающихся оказанием названных услуг. Планируется также выделять не менее 1% доходной части областных и столичного бюджетов на создание инфраструктуры предпринимательской деятельности.

ХОТЯ производительность труда не значится в числе целевых показателей проекта прогноза, ее рост планируется обеспечить в 2014 г. на уровне 9,4%, а реальной зарплаты — 7%. В то же время средняя зарплата должна достигнуть в следующем году 625 USD — почти на 11% выше, чем ожидается в текущем.

Заметим, что рост реальных располагаемых денежных доходов населения планируется сохранить почти на нынешнем уровне — 6% (на 2013 г. — 6,5%) при инфляции — 11%. Однако без роста цен и тарифов не обойдется: власти намерены поэтапно довести долю возмещения населением услуг ЖКХ до 30%, а рост их стоимости — на 65%. Этот показатель является частью мер по связыванию почти четверти (23,1%) доходов населения, размер которых ожидается на уровне 508,7 трлн. Br. Из этой суммы 15,1 трлн. предстоит связать ростом тарифов ЖКХ, 41,7 трлн. — мерами поддержки малого и среднего бизнеса, 25 трлн. — строительством индивидуального жилья, 1,9 трлн. — развитием фондового рынка, включая IPO и облигации, а 33,6 трлн. — за счет прироста вкладов в банках. Остается надеяться, что население понесет свои деньги строго в заданных направлениях.

Интересно, что планируется «принять исчерпывающие меры по непревышению в 2014 г. 1,5-процентного уровня регистрируемой безработицы». Учитывая, что в последние годы официальная безработица составляла менее 1%, такая задача выглядит несколько неожиданно. Предлагается «принять меры по оптимизации численности» не занятых в основном производстве работников организаций с долей государства. Стоит ли за этими формулировками радикальное сокращение административно-управленческого персонала предприятий, подобное недавно прошедшей «оптимизации численности» госаппарата, — покажет время.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ отметим, что в основе планов на следующий год заложены среднегодовая ставка рефинансирования — 12,5%, среднегодовой курс доллара — 9500 USD/Br. При этом курс должен формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты, а интервенции Нацбанка будут направлены лишь на сглаживание его резких конъюнктурных колебаний. Ожидается, что цена на газ составит 180 USD за 1 тыс. м3, удастся получить 23 млн. т нефти по средней цене 391 USD/т (т.е. на 7% ниже, чем в текущем году) исходя из предположения, что нефть Urals будет стоить 101 USD/барр. Однако рассчитывать на «химическую» составляющую приходится меньше: прогнозируется, что цены на экспортируемые нефтепродукты сократятся на 3,7%, объем их поставок — на 6,5%, зато экспорт калийных удобрений вырастет почти на 5%, до 7,4 млн. т (в физическом весе), а их цена — на 2,6%. Сохранение этих параметров чрезвычайно важно: ведь внешним спросом должно обеспечиваться 3,6% роста ВВП. Если же экспорту не удастся превысить 50 млрд. USD, то весь рост ВВП придется «подтягивать» внутренним спросом. Но тогда дефицит внешней торговли превысит 3,2 млрд. USD, а платежного баланса — 79,4 млн. USD, что повлечет сокращение ЗВР или увеличение потребности во внешних заимствованиях. Впрочем все эти расчеты пока — предварительные, окончательный прогноз может оказаться иным.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений